Генерал в галошах

Анатолий Комаристов
Не сомневаюсь, что рассказ Чехова «Человек в футляре» читали практически все. Помню, что он значился в школьной программе 
среди списка произведений, обязательных к прочтению. Лично мне рассказ нравится.  Недавно, листая томик рассказов Чехова, перечитал его и вспомнил историю про «генерала в галошах», которого довелось не только видеть, но и слушать его лекции. В середине 60-х годов прошлого века я учился в Ленинграде на Факультете усовершенствования врачей.
Человек в галошах. Что здесь странного? Ничего… скажете Вы и будете правы.  Погода в Ленинграде всегда была сырая, если не сказать мокрая и дождливая, особенно весной и осенью. Раньше, когда люди в такую погоду носили резиновые сапоги, боты, мелкие и глубокие галоши, увидеть человека, тем более пожилого, в такой обуви можно было постоянно.
Но я хочу рассказать о необычном случае, свидетелем которого довелось быть. Однажды на территории клинического городка, где наша группа невропатологов занимались в одной из клиник, я случайно увидел выходящего из корпуса и, осторожно спускающегося по бетонным ступенькам крыльца, пожилого человека, в военной форме и воинском звании генерал-лейтенанта медицинской службы.
 Его поддерживала под руку пожилая женщина в белом халате, очевидно, медсестра. Дело было поздней осенью. День был пасмурный, но дождя не было. Генерал был в парадной шинели, папахе, брюках с лампасами. Я обратил внимание, что вместо форменной обуви на ногах у него были теплые домашней вязки носки и ношенные старые галоши.
Я впервые видел военнослужащего, да ещё и в генеральском звании, нарушающего форму одежды. Его вид вызвал у меня большое удивление. Поблагодарив и отпустив медсестру, генерал дальше пошел один, без палочки, маленькими шажками, шаркая галошами по асфальту. Я отдал ему честь, а он в ответ кивнул мне головой и тихонько пошел по аллее парка.
Вернувшись в общежитие, я рассказал слушателям, с которыми жил в одной комнате, об этой, удивившей меня встрече.  Они посмеялись надо мною, и вот что я услышал от них. Должность, имя, отчество и фамилию генерала в галошах они мне назвали, но упоминать их здесь я не хотел бы. Где гарантия, что эти воспоминания не прочитает кто-то из его дальних родственников и не потребует от меня различных объяснений, уточнений хотя всё, что описано здесь, чистая правда?
Рассказать в деталях о том, что меня так удивило, взялся мой сосед по койке.
— Слушай и запоминай всё про «генерала в галошах». Я учусь в клинике, которой он руководит, и поэтому все слушатели нашей группы знают о нем все и даже больше.  Между прочим, ты знаешь, сколько ему лет?
— Откуда мне знать это? - удивился я.
— Он родился в 1876 году. А сейчас какой год? Вот и посчитай сколько ему уже лет. Между прочим, он академик Академии медицинских наук СССР, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки. У него пять орденов Ленина, по два ордена Красного и Трудового Красного знамени, Отечественной войны и масса медалей. Ещё в 1935 году за заслуги в развитии здравоохранения, науки и достижения в лечении больных нашей клинике присвоили его имя. А когда нас с тобой ещё на свете не было, он в 1925-1930 годах был начальником этой крупнейшей в Ленинграде клиники, а затем профессором-консультантом.
— А за что он получил столько орденов? - спросил я.
— Дело в том, что основные проблемы, над которыми работает он сам и его кафедра —  разработка теории происхождения морской и воздушной болезни (укачивания), конституциональная патология, глухонемота, пороки речи и другие. Он разработал новые методы ряда операций, например, оригинальный метод удаления гортани при раке. Особое внимание он уделяет изучению вопросов военной патологии. Кстати, именно он разработал нормативы отбора призывников и военнослужащих для службы на флоте, поступлению в летные училища, отряд космонавтов. Он автор более 300 научных работ, редактор одного из томов фундаментального труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Теперь ты понял, что это за генерал в галошах? Надеюсь, что я смог довольно подробно рассказать тебе о жизни и творчестве нашего руководителя, и ты будешь по-другому смотреть на этого генерала. Кстати, он будет читать вашей группе лекции, и ты ещё лучше поймешь, что это за ученый с мировым именем.
— А все-таки объясни мне, почему он носит не форменную обувь, а ходит в носках и галошах? Это правда, что такой «наряд» у него чуть не круглый год? - попросил я своего соседа. — У него больные ноги?
— Ты прав. Он болен давно, но, несмотря на болезни, каждый день с помощью своей помощницы потихоньку приходит в клинику. Главный врач объехал все обувные фабрики и ателье города, пытаясь заказать ему вместо галош нормальную обувь. Лучшие мастера города пытались сшить ему удобные ботинки или туфли, но он не может носить их, и предпочитает мягкие шерстяные носки и свободные галоши. Ему предлагали служебную машину, которая привозила бы его на службу и увозила домой. Но он послал всех подальше и заявил: «Буду ходить сам, пока ноги носят. Придет время повезёте...».
— А с кем он живет? – допытывался я. — Кто за ним ухаживает, ведь, учитывая возраст, ему уже тяжело обслуживать себя.
— Всё правильно. Живет он практически рядом с клиническим городком. Жена давно умерла. Дети практически не заботятся о нем. Начальство уговорило бывшую медсестру пенсионерку Людмилу Петровну взять шефство над ним. Она много лет проработала с генералом в клинике и очень хорошо изучила его характер, привычки, требования. Сейчас она помогает ему по хозяйству, как домработница. Он выделил ей отдельную комнату – квартира у него большая. Так и живут в огромных хоромах вдвоём. Раньше Людмила Петровна снимала квартиру. Она тоже осталась на этом свете одна.
Больные и посетители, впервые увидевшие его в такой обуви, думают, что он не совсем психически здоров. А он, несмотря на такой возраст, гораздо умнее многих молодых. Когда он читает лекции, в аудитории нет свободных мест. Это ты увидишь сам. Вот такой он человек в носках и галошах.
Я слушал рассказ, не перебивая, поражаясь таланту, энциклопедическим знаниям, жажде жизни, преданности любимому делу простого русского человека, обутого, как бездомный. Он прожил долгую и очень интересную жизнь и умер в возрасте 95 лет.
Но об этом я узнал через много лет, когда служил в Средней Азии.
Во время одного из приездов в Ленинград мне рассказали, что якобы незадолго до смерти он дал указания домработнице: «Петровна! Когда я умру, носки постирай, галоши хорошенько помой, заверни в пакет и спрячь среди книг в библиотеке. Не вздумай выбрасывать. Я проходил в носках и этих галошах много лет. Они должны храниться, как «исторический экспонат».
Рассказывали, что Петровна сделала все так, как он просил, но вскоре в эту квартиру вселился другой профессор. Во время генеральной уборки и ремонта квартиры пакет с носками и историческими галошами оказался на помойке.