Сказкотерапия как методика для внутреннего развити

Леся Барцевич
«Из опыта использования сказкотерапии как методики для внутреннего развития студентов»

Авторы:
Барцевич Елена Вячеславовна
Плотников Александр Владимирович
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г.Краснодар


Сегодня, все большее число специалистов в различных областях, начинают обращаться к сказке, ибо невозможно переоценить информационную глубину, которую скрывает, этот глубокий культурный пласт. Ведь сказка не только наполнена чудом и волшебством, сказка, это хранилище, в котором зашифрована социально-историческая и генетически национальная информация, скрывающая зерна истинных отношений между людьми и основных действующих в нашей жизни законов. И феноменом сказки в культурологическом аспекте, имеющем воспитательное значение можно назвать вербальный язык на котором повествуется сказочный сюжет, ибо во все времена и на всех языках мира, сказка остается тем единственным сакральным знанием, что доступно, понятно и сокровенно каждому, как ребенку, так и взрослому.
На базе кафедры спортивной режиссуры Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого, студенты 1 курса приняли участие в 3-х часовой тренинговой работе по направлению развития внимания с применением этюдных форм. В рамках эксперимента студенты поэтапно прошли путь погружения через сказку, от осмысления различных событий собственной жизни до феномена духовного поиска, с закреплением полученного опыта на практическом занятии. В задачи эксперимента входило: сконцентрировать внимание участников на новой интересной теме, развернуть творческое воображение на новый предмет, провести активное внедрение в сказку через этапы методики сказкотерапии, провести последующую релаксацию на новом виде творческой деятельности, отрефлексировать ход исполнения процесса и результаты освоения методики студентами.
В структуру исследовательского эксперимента было заложено IV этапа погружения в исследование методом воздействия на мотивацию студентов через сказку:
I-ым этапом стала игра для укрепления и приумножения Силы Рода Надежды Амбросьевой "О чём рассказал Каштан», состоящая из 24 карточек в форме коротких рассказов, содержащих три вида информации: о самом дереве, о роде человека с рядом предложенных вопросов и советы, дающая возможность провести параллель между жизнью человека и его Родом, а так же стимулирующая к размышлению и развитию.
II-ым этапом явилась непосредственно информация по сказкотерапии с расставленными точечными акцентами о Комплексной Сказкотерапии и ее принципах, о различных жанрах и видах сказки с точки зрения психологического смысла.
III-им этапом стал практикум в сказкотерапевтической технике «Волшебные краски», который является универсальным для любого возраста и используется как для снятия скрытого стресса, подавленного напряжения, так и для актуализации ресурсов жизненной силы. Собственными руками испытуемые создали краски. Используя прием спонтанного рисования превратили листы плотного картона, в сказочные картины своего яркого настроения, ведь познав тайну волшебства они прикоснулись к творчеству и ощутили себя «добрыми волшебниками способными творить».
IV-ый этап закрепила достигнутый результат игрой «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, содержащей архетипические карты «разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов, принятых в комплексной Сказкотерапии», как один из способов познания себя.
В минимально короткий срок, был достигнут максимальный эффект. Сами испытуемые, признались, что представленная методика привлекла их внимание не сразу, заставила сопротивляться новой деятельности, размышлять над нею и затем втягиваться в проявляющийся творческий процесс. По результатам эксперимента будущие постановщики массовых зрелищ приняли общее решение, что данная методика может быть использована в работе с детской аудиторией, не только в подготовительном этапе создания зрелищного произведения. Параметры сказкотерапии могут стать очевидным инструментом для развития новых форм работы с детьми дошкольного возраста имеющих сложности в развитии или особенности психофизического состояния личности. Ребята отметили потрясающий эффект того, как известные принципы педагогики и инструменты психологии разумно вплетаются в содержание метода сказкотерапии.
Эксперимент доказал, как глубоко распространяется воздействие сказки и каким действенным является данный метод, разрушающий все преграды на своем пути и становящийся практическим инструментом для развития профессиональной творческой деятельности. И как быстро, «языком сказки», необходимая информация проникает в подсознание человека, ибо это один из важнейших феноменов, являющийся основополагающим в культурологическом аспекте воспитания. Сказка проникает в самое сердце, действуя на сознательное через бессознательное посредством образов, которые понятны и интересны. Открывая горизонты воображения, она дает возможность самостоятельно осмыслить заложенную в сказке ситуацию, приобщая к умению мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что является абсолютно новым видом психической активности.

http://on-tvor.ru/sbornik

Список литературы:
1. Капшук О.Н. Игратерапия и сказкотерапия: развиваемся играя – 2011г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2010.
3. Маралов, Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2012.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 2010.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2012.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2014.
8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,2012.
9. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2014.
10. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2013.
11. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2012.
12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2014.
13. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2013.
14. Барцевич Е. Статья. Влияние кинематографического пространства - /Электронный ресурс http://proza.ru/2015/05/28/1831
15. Барцевич Е. Статья. Музыкальная ткань в пространстве кинематографа - /Электронный ресурс