Тебя им нипочем и в жертву принести...

Елена Романова1
Рецензия на спектакль "Жизнь и любовь господина де Мольера" - Малый театр, 4 декабря 2015

Королевский ужин окончен!.. А тот, с кем Король-солнце сегодня милостиво делит трапезу, завтра сам может оказаться в роли цыплёнка. Причина всего - судьба, и она превратна.

Очень по-булгаковски рассказанная история. Тут и неумолимый рок, и тайные силы, и человек в тисках обстоятельств. Доля мистики, скрытые символы (чёрный крест на семнадцатом, "Семнадцатому конец!"), явная ситуационная параллель со временем написания пьесы. Неудивительно, что первая её постановка во МХАТе продержалась так недолго. Правители не любят иносказателей с их краплёными картами двойных значений. Придворный автор должен служить к славе царствования...

Булгаков на эту роль вряд ли годился. Ему легко дались внешние, словесные простота и доходчивость. Но внутренняя многослойность его картины мира, отражённая во всех его произведениях, никак не вписывалась в "государственный стандарт". Наверное, только театр, допускающий (хотя бы условно) существование другой реальности, мог стать для него отдушиной.

Так и герой его пьесы Мольер. Только на подмостках может быть собой, по-своему видеть, думать, говорить. Актёр, но не марионетка. Когда играть начинают им, он силится восстать: "... я писатель, я мыслю, знаете ли, и протестую..." Напрасно - разговаривая с королем Франции, нельзя произносить слово "требует".

Художник и власть, личность и система, человек и судьба. Конфликт, не теряющий остроты в любую эпоху. Видимо, поэтому так современно прозвучал спектакль в булгаковское время. Поэтому же современен до сих пор.

Написанная для МХАТа пьеса уже несколько лет с успехом идёт на сцене Малого. Воплотить авторский замысел в первозданном виде по силам, наверное, только академическому театру. Причём, в постановке Владимира Драгунова театром в театре выглядит не только Пале-Рояль. Действо, разыгрываемое в королевских покоях, в подвале Кабалы, настолько зрелищно, настолько подчинено законам драматургии, а иногда и смешно, что вполне могло бы вписаться в комедию самого Мольера.

Одна из лучших, по-моему, ролей Василия Бочкарёва. Любит, радуется, страдает Мольер-человек. Но выражает всё это он по-актёрски, по привычке меняет маски, будто репетирует собственные пьесы. Способность уходить в мир вымышленных персонажей - спасение от злобы и жестокости мира реального. Столкнувшись же с неиспытанной прежде болью, от которой нельзя спрятаться в готовый образ, которую придётся самому пережить и прочувствовать, Мольер теряется, становится беззащитен и зависим. Открывается его истинное лицо - наивное, смущённое, ищущее тепла и участия.

От Людовика Валерия Бабятинского действительно исходит сияние. Свет и тепло августейшего "солнца" явственно ощутимы. То ласково согреет, то припечёт. А может и вовсе испепелить. Разумнее всего держаться в его же собственной тени, как это делает шут, Справедливый сапожник (Василий Дахненко). Тоже отчасти художник, научившийся уживаться при власти.

Д'Орсиньи и Лагранж - формально люди свиты, или, как сейчас говорят, команды. Оба преданы тем, кому служат, оба люди долга и чести (по-разному трактуемых). По сути же, они герои-одиночки. Похожи и различны, как две стороны одной медали. Герой Михаила Фоменко, отчаянный рубака-мушкетёр, служит королю, которому присягнул. Герой Александра Ермакова, угрюмый Регистр, служит театру, в который верит. Их столкновение кажется неизбежным. Но вызывает д'Орсиньи на поединок в конце концов Муаррон.

Одиночка, геройствующий поневоле. Предавший из трусости и раскаявшийся по слабости. Захария Муаррон, пожалуй, даже везунчик. Невредимым выскользнул из пыточной камеры, не прогневил короля и заслужил прощение Мольера. Алексею Фаддееву удалось достоверно и трогательно передать всегдашнюю обречённость маленького человека на борьбу с собой и с враждебным миром.

Арманда, так же, как Муаррон, слишком молода, наивна и простодушна, чтобы не навредить себе и другим. Её влекут блеск славы Мольера и дерзость Захарии. Заигравшаяся девчонка в мгновение взрослеет после слов де Шаррона. Ольга Абрамова, кажется, не осуждает свою героиню за легкомыслие и искренне сочувствует её горю.

Мадлена (Магдалина!) - кающаяся грешница и, по её признанию, великая блудница. Прощена, как её библейская тёзка. Но какой ценой куплено это прощение? Невольное предательство Мадлены страшнее подлости Муаррона и глупости Арманды. Татьяна Лебедева тонко передаёт смятение человека, терзаемого страхом и болью.

Опять же, очень по-булгаковски и, видимо, по-мольеровски, главным злодеем выступает тот, кому пристали доброта и кротость. Архиепископ де Шаррон, ревнитель веры и устоев, действует исподволь, вкрадчиво, не повышая голоса. Оставляет "грязную работу" своим подручным - братству Кабалы. Александр Клюквин играет его то страшным, то смешным. Сцена обмена плевками с д'Орсиньи снимает накал предшествующей ей расправы над Мольером. Ведь лучшая защита от страха - смех. Брат Верность (Дмитрий Зеничев) попадает впросак с подставным блаженным и получает нагоняй от патрона. Брат Сила (Сергей Кагаков) на допросе называет Муаррона красавчиком и грациозной дрянью. Неожиданная для монаха с таким именем слабость к мужской красоте! Одним словом, премилая компания эта Кабала... пока не предложит испанский сапожок примерить.

Спектакль сыгран мастерски. Оформлен роскошно. И пьеса Булгакова, и великий драматург, её герой, это заслужили.