Тихо журчит радио... и вдруг я слышу знакомых звуков пламенный хорал. Включила радио на полную катушку. Торжественно, властно звучат аккорды. Величавая поступь музыки заполняет зал. Тесно ей и со всей свой мощью она вырывается в открытые окна. Неожиданно для себя громко говорю:"Послушайте...!", будто Маяковский оказался рядом и подтолкнул меня.
Это давний эпизод из жизни моей. И случился он на производственном совещании в очень серьёзной организации. Прения стихли и сквозь нарастающий минор я услышала: "Кто-то умер".
Кто-то умер? Да, Эгмонт. Только о судьбе нидерландского народа я узнала позже, когда прочитала Гёте. А тогда это была моя музыка, без сюжета. И заворожила она меня ещё в детстве. Потом я поняла, почему "Увертюра к Эгмонту" Бетховена оказалась мне созвучной. Не трудно догадаться во что, к сожалению, играли дети послевоенного времени.
Стихли последние аккорды и я выключила радио. Кто-то спросил: "Это, кажется, Бетховен?". Как я люблю такие вопросы, когда можно высказать сомнение, не боясь показаться профаном.
Если бы я тогда знала историю Эгмонта, скорее всего, в своих рассуждениях отправилась бы в 16 век, чтобы тоже встать в шеренгу против испанских поработителей.
И тогда получила бы не устный выговор за устроенную мною музыкальную паузу, а выговор с занесением в личное дело.
Раньше огорчалась, что не имею музыкального образования, а теперь нисколько.
Профессионалы от музыки не очень жалуют программные произведения. Один так и сказал: "Эта увертюра у меня в печёнке сидит".
А у меня в том же месте сидели "Мёртвые души", так как скучная учительница литературы очень напоминала персонаж музея восковых фигур.
Профессиональная певица как-то поделилась со мной: "Как же дилетанты любят петь. И поют, и поют. И клубов развелось. Мы профессионалы очень трепетно относимся к вокалу и не всегда соглашаемся петь при дилетантах".
О, нет! Пусть дилетанты лучше поют... чем лечат, учат, строят ... ещё и воюют.
***
16 декабря этого года исполнилось 245 лет со дня рождения выдающегося композитора. И я буду слушать гениальную музыку Бетховена и, конечно, с улыбкой вспоминать то самое производственное совещание, после которого мои коллеги купили билеты в Концертный Зал Чайковского.
Не трудно догадаться, чью музыку они слушали.