Параллельно с болью. Глава 5

Евгений Боуден
   С каждым днем боль становилась все более и более привычной. А я ходил на костылях все более уверенно. Теперь я уже мог даже "нестись" на костылях быстрее здорового пешехода, делая широкие забросы костылями вперед, а затем мах ногами, как на брусьях. Ходить стало менее больно, чем сидеть. Сидеть из-за боли в позвоночнике было настоящей пыткой.
   Но жизнь брала свое, появилась цель - получить высшее образование, как можно быстрее. Для меня это значило "стать человеком". И я стал пользоваться методом "параллельной боли", который был опробован на болях ног. Со спиной это оказалось намного труднее. Дело в том, что ноги болели как бы пульсирующей болью, которая "вспыхивала" лишь когда я наступал на них. Когда я отдыхал, боль понемногу тоже стихала. Со спиной же все было наоборот. Она ныла постоянно, причем боль усиливалась с каждой минутой. И это изматывало волю. Однако и тут постепенно я научился отделяться от боли, переключая внимание на что-то вне себя.

***

   Пришло время вынимать железо из ног. И я вновь оказался в травматологии.
Операцию мне делали на этот раз под местным наркозом. Разрез на стопе и голеностопном суставе я почти не почувствовал. Но оказалось, что головки гвоздя и шурупов обрасли костью и их пришлось выдалбливать. Именно выдалбливать. Самыми обычными плотницкими инструментами. Молоток, щипцы, сверло и дрель, зубило, отвертка... Отличие было лишь в том, что они были хромированные или из нержавейки.
"Дум, дум, дум-дум, дум-дум -дум" отдавалось в голове. Казалось, долбят мою голову.

   Молодой врач, как впоследствие оказалось мой сосед и муж моей одноклассницы, прицепил ножницы с зажимом к ширмочке на груди. Затем он качнул их и они стали качаться, задевая меня по носу. Это настолько бесило меня, что я перестал обращать внимание на течение операции. Зато я так полушепотом изматюкал его, что он потом, неоднократно пересказывая это своей жене и друзьям, хохотал, как сумасшедший.
   После этой операции я восстановился за какие-то недели. А еще через пару месяцев я выбросил один костыль, взяв вместо него палочку.

   Вскоре меня пригласили на переосвидетельствование и отказали во второй группе инвалидности, присвоив третью. Зато третья группа давала мне право работать. А так как те 36 рублей, которые полагались мне, не давали никакой возможности к существованию, я пошел работать.

***

   На работе обнаружились две вещи. Во-первых, оказалось, что ходить только с одной палочкой гораздо удобнее, чем с костылем и с палочкой, хоть и больнее. Во-вторых, выяснилось, что моя правая стопа срослась криво. Она была вывернута на правый бок, так что я не мог стать полностью на стопу, а лишь на ее правое ребро. Через час такое неправильное распределение нагрузки на стопу приводило к сильнейшей боли. Попытки заказать для меня ортопедическую обувь давали лишь временное облегчение. Через месяц использования, правый ботинок сильно деформировался под моим весом. И нога начинала съезжать вправо, за пределы подошвы. Правый край подошвы приходился теперь на область стопы и начинал невыносимо резать. Теперь я ощущал как бы двойную боль. Боль в травмированном суставе и боль от режущего края подошвы. Менять ботинки каждый месяц было мне не по карману, а пытка все усиливалась и усиливалась.

   Пришлось снова обращаться в институт травматологии. Однако, никто не хотел мне сделать операцию и исправить этот дефект. И тогда мама поехала домой к Яков Яковлевичу Снегуру,замечательному врачу, спасшему мои ноги в первой операции. Оказалось, что Яков Яковлевич очень болен и уже не работает. Однако он переговорил с кем-то по телефону и ему пообещали, что мне сделают операцию. Вскоре я получил вызов на новое обследование и меня поставили на очередь на операцию. Очередь подошла через год.

   Снова наркоз.
   Первое, что я услышал придя в себя:
- И кто только ему первую операцию делал? Костоправ какой-то сельский!. Сил ответить не было, но я сумел собрать мысли воедино и подумал "Да ведь за меня вообще никто браться не хотел. Если бы не Яков Яковлевич, никогда бы я не сумел встать на ноги!"

   И снова две недели с морфием, снова костыли, снова стадия не умеющего ходить ребенка. Но на этот раз все уже катилось по наезженным рельсам и потому каждая стадия проходила значительно быстрее. Да и страха и депрессии уже не было, а это большая половина дела.

   Через год мне и третью группу инвалидности сняли. Видимо решили, что раз я хожу только с палочкой, то и проблем у меня никаких нет. А может решили, что мои ноги отрасли заново, как у ящерицы хвост?
 
   Но проблемы были. К этому времени я уже окончил институт и работал мастером смены на металлургическом заводе. Это было довольно тяжело. Надо ходить по цеху, проверять оборудование, подготавливать штампы, прессы, молоты... Нужно было руководить службой наладки, разбираться с причинами брака или неполадок. Часто приходилось "бегать" в инструментальный цех. Короче, весь день на ногах, да и детали и оборудование десятки, а то и сотни килограмм. Короче, домой я приходил мертвый, и снова мамины руки спасали меня.

   Мама купила в аптеке воск. Она расплавляла его, а затем выливала в металлические эмалированные кюветы для фотографирования. Когда восковые плиты немного остывали, она вытряхивала их, закутывала в полотенца и оборачивала вокруг разбитых голеностопных суставов. А еще один клала на поломанную поясницу. Ох, какой же это был кайф! Из распаренных ног и спины боль будто высасывал кто-то. На 20-30 минут наступало блаженство. К сожалению, дольше держать горячий воск было нельзя.

   А еще я нашел способ как, натрудив и намучив за день ноги, быстро снять с них опухоль и боль. Надо просто лечь на пол, на ковер, а ноги задрать куда-нибудь на кресло или на диван. А если на них еще и наша маленькая собачка уляжется или киска - вообще полный кайф. Теперь надо послать боль подальше, пожелать ей "скатерью дорога", и забыть про нее. Десять-пятнадцать минут, и боль вынуждена уйти.

24 май, 2009

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2015/12/14/1542