Триалектика Часть 1

Николай Соколовский
             Общие понятия и представления
    В этой статье попробую на пальцах объяснить, что я разумею под триалектикой. А затем появится уже возможность применить это понятие к современной политической обстановке - что, в свою очередь, позволит не только объяснить уже произошедшее, но и предсказать то, чему еще только предстоит свершиться.
    Как широко известно, диалектический конфликт между развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями - главное условие краха капитализма и перехода к новой, более передовой общественно-политиской формации. Но случился развал Советского Союза, что, мягко говоря, ставит под сомнение данный уже почти постулат марсистской теории. Ведь с развалом СССР произошел и откат назад -  общество от более передовой системы с плановым хозяйством (причем система уже продемонстрировала преимущество своей экономики перед капиталистической "рыночной" экономикой, а Китай принял эстафету и продолжает и дальше эту демонстрацию) перешло к регрессивной капиталистической системе хозяйствования. Многие из анализирующих во главу угла в качестве причины ставят предательство элиты (так называемую "партноменклатуру"). Получается, что какая-то "третья сила" в виде "предательства элиты" может вмешаться в диалектическое противоборство между производительными силами и производственными отношениями и сыграть решающую роль - обусловить победу или поражение в ходе данного конфликта, а то и отыграть назад? Отбросить общество с более высокой ступени на ступень, расположенную ниже? И что же это за сила такая? И как же тогда конфликт называть - ведь он уже не между двумя главными силами, а между тремя? Это уже не диалектика получается а ... триалектика?
    Попрбую для упрощения понимания изобразить этот конфликт, включая третью силу, графически. Широко известен графический символ диалектической борьбы противоположностей в виде круга с двумя головастиками в нем - белым и черным. Противоборствующими силами могут быть инь-янь, добро-зло, производительные силы - производственные отношения и т.д.
Рис. 1 Ссылка для просмотра рсунка https://cloud.mail.ru/public/HH4e/3YfmEsgu5

    Если под черным головастиком  на Рис.1 понимать производственные отношения определенного рода (скажем, тормозящие развитие ростовщически-капиталистические), а под белым - соответствующие, толкающие к прогрессивным изменениям, производительные силы, то под многочисленными стрелочками скрывается давление среды на этот конфликт. Если силы, вызывающие давление среды, распределяются достаточно хаотично (типа теплового броуновского движения), то состояние общества останется практически неизменным. И только если появится какая-то результирующая многочисленных мелких сил-воздействий, то головастики могут мгновенно (аналог революции) или в течение какого-то периода времени деформироваться и поменяться местами. И тогда возникнет ситуация, в которой появились (опять же не сразу) более прогрессивные производственные отношения - скажем, исчез грабительско-ростовщический банковский процент, или доминирующей формой собственности стала общественная собственность, или любая собственность вообще исчезла из обихода (а в условиях праведного потребления понятие частной собственности теряет смысл и появляется перспектива исчезновения такого понятия). То есть на схеме головастик слева стал белым. Правый же головастик по логике вещей должен стать черным. В реальной жизни это соответствует тому, что появилась необходимость подтягивать производительные силы до новых передовых производственных отношений. Например, ликвидировать поголовную неграмотность и повысить образовательный уровень тех, кто трудится, или внедрить новые технологии. Такие вызовы в нашей истории уже были и мы с ними справлялись. В современных условиях в случае перехода к более прогрессивным производственным отношениям может потребоваться АСУ (автоматизированная система управления) процессами праведного распределения и потребления продуктов человеческого труда, процессами планирования и управления производством.
    В свое время Ленин интуитивно почувствовал, что, кроме конфликта между производительными силами и производственными отношениями, есть что-то еще. И поэтому ввел понятия революционной ситуации, объективных и субъективных предпосылок революции, а также партии нового (на те времена) типа. Все эти понятия как бы одевают в одежды слов давление среды на основной конфлик двух главных сил - производственных отношений данного типа и производительных сил, не соответствующих данному типу производственных отношений, переросших его. Ну а партия нового типа была нужна как организатор масс. Нужна ли сейчас такая партия и вообще какие-либо партии? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее происхождение сил, обозначенных стрелочками на Рис. 1.
    Многие из вас из школьного курса помнят параллелограмм сил для получения одной результирующей силы.

Рис. 2 Ссылка для просмотра рисунка https://cloud.mail.ru/public/Fe98/nVxePTouz
В какой-то ситуации действуют два человека. Результатом усилий человека А и человека В будет некое изменение ситуации и не в ту сторону, в какую ее хотел изменить человек А, и не в ту сторону, в какую ее хотел изменить человек В. Результатом усилий двух людей будет некое движение в напралении развития ситуации Р. Вероятно, потому и появилась народная пословица - "Дорога в ад вымощена добрыми намерениями". Участники события такого не хотели, но вышло именно так. Аналогично можно взять вторую пару участников некоего события и произвести те же манипуляции с получением результирующей воздействий. И так далее. А затем аналогично сложить векторы результирующих воздействий пар и далее аналогично. В конце концов теоретически можно получить результирующее воздействие некой общности людей, какого-то коллектива. Не все люди активны в общественном плане (кто-то предпочитает жить, будучи просто обывателем). И в результате результирующее воздействие весьма малого количества людей, но активных людей (на фоне пассивного большинства) может изменить в общественной ситуации очень и очень многое. В качестве примера могу привести воздействие так называемого майдана на общественную жизнь Украины. Таким образом общая энергия (синергия) достаточно небольшого количества людей меняет ситуацию кардинально. Так и произошло, когда в октябре 1917 года большевики смогли взять власть. Только вот как рассчитать, какое именно необходимо усилие, чтобы сдвинуть ситуацию в нужную людям сторону? Не все ведь можно решить с помощью только качественного анализа (он всегда субъективен) или методом тыка - авось получится - действовать. Хотя и метод тыка в свое время был неплох - приблизительную оценку позволяли дать так называемые социологические опросы, на их основании что-то можно было приблизительно планировать. Но сейчас-то выросли компьютерные мощности, а количество людей в общем-то ограничено, так что реально просматривается возможность вместо фейковой демократии внедрить реальную - главное, чтобы программист был честен. Или хотя бы тот, кто проверяет программиста.
    В связи с этим всем меня всегда жутко удивлял тот факт, что на первичных избирательных участках (там, где работают простые люди, которые в массе своей честны) всегда во время выборов находится множество наблюдателей, а вот в место, где собирают протоколы с мокрыми печатями и где есть чудовищно реальная возможность и заменить настоящие протоколы на фейковые, и внести незначительные изменения в программу подсчета голосов избирателей (которые изменят ВСЕ), и просто неверно ввести данные - я не совсем в курсе - но, похоже, эти данные вносятся посредством клавиатуры, да и просто совершить "ошибку" при проверке "вручную" (мало ли что еще)  - ТУДА ВХОД НАБЛЮДАТЕЛЯМ ВОСПРЕЩЕН. Туда можно - только кандидатам на избрание. Которые - вряд ли специалисты-программисты, а даже если и специалист попадется... Странный такой закон...  Потому и появилась народная поговорка: "Не важно, как голосуют, важно, как считают".
    Но это я отвлекся от основной темы. Хочу обратить ваше внимание на следующее. СМИ в такой ситуации (когда слабое воздействие может перевернуть сложную систему человеческого социума с ног на голову) начинают играть новую роль. Даже не роль четвертой власти, как раньше. ОНИ НАЧИНАЮТ ИГРАТЬ РОЛЬ ПАРТИИ НОВОГО ТИПА. И тут уместной будет такая несколько технократическая метафора. Школа и образование в целом начинают играть роль как бы электрического поля, которое чередает человеческим частицам общества-социума определенные заряды - в случае индивидуума тоже положительные и отрицательные. Положительные - заряд чести, совести, различения добра и зла, а затем тяги к добру. И отрицательные - стремление к баблу любой ценой, неспособность к со-чувствию и со-переживанию, равнодушие к судьбе природы... Как-то так, пунктирно. А СМИ начинают играть роль как бы магнитного поля, которое выстраивает заряженные человеческие частицы в соответствии с силовыми линиями, которые, в свою очередь, кому-то нужны. И дай бог, чтобы эти линии были нужны коллективу людей или другой цельной общности - народу, роду человеческому в целом, а не паразитам.