Облом... с

Сан Саныч Кузнецов
       Одна из моих бабушек родилась аж при царе батюшке, где-то в девяностых годах позапрошлого века.  Жила она в деревне, недалеко от уездного городка и её молодой девахой отдали в прислуги к земскому доктору, который был из обедневшей дворянской семьи. У него было принято пить кофий по утрам, как говорила бабушка. Она многое почерпнула из жизни дворян мелкого сословия, в том числе и моего папу, забеременев от врача, а также привычку к этому самому кофе. Всё детство я провёл с любимой бабулей и она, как-то само собой получилось, приучила меня к привычке пить этот благородный напиток. Он мне нравился не тем, что его пьют в благородных семействах, а сам вкус, аромат и приятная горчинка. В общем, я с детства стал кофеманом.
       В советские годы этот напиток как-то не пользовался особым спросом, большее распространение получил «Золотой ярлык» - какао. Достать хорошее кофе можно было только в столице, да и то или в Елисеевском магазине на улице Горького или на Кировской улице в специализированном магазине, где продавали хорошие сорта чая и кофе. Там всегда в торговых залах стоял одуряющий аромат хорошего кофе, что даже вызывало обильное слюноотделение. Моя мама часто ездила в столицу и по просьбе бабушки привозила кофе, и мы с бабулей ловили кайф от свежепомолотого  и хорошо приготовленного напитка. Сама мама кофе не любила, предпочитая какао и вкусные компоты или чай с мятой. Я специально описываю эти подробности, чтобы было понятно, как я мучился, когда в стране вдруг исчезло кофе. Кто-то из чиновников вовремя не заключили контракт на поставку в страну кофе, и он исчез из розничной торговли. Из-под полы его ещё можно было достать, да и то с большим трудом, а потом и этот вариант отпал.

       И вот в самый разгар исчезновения кофе из продажи, мне в руки попадает мешок кофе, килограмм этак шесть, с сургучными печатями отправителя, откуда-то из южной Америки. Надо было видеть мою радость от одного вида этого джутового мешка, аккуратно завязанного, с прикреплённой картонной табличкой производителя этого кофейного зерна. Вот крепление этой таблички к концам шнура, которым был завязан мешок и был с сургучной печатью. Это меня удивило и дало надежду, что я держу в руках несказанное богатство вкуса и аромата кофе. Сорт кофе был написан на неизвестном мне языке, но уже вся атрибутика упаковки, печать, внушали уважение и я с вожделением представлял, какое блаженство я испытаю, когда смогу помолоть и сварить любимый мной напиток.

      Необходимо пояснить, откуда ко мне попал этот мешок с богатством для кофемана. Это всё происходило в эпоху правления страной Леонидом Ильичём Брежневым, который был не худшим руководителем страны. Лично я эти времена вспоминаю с огромной симпатией. Было очень качественное бесплатное образование, если и не прекрасное, то уж, по крайней мере, человеческое медицинское обслуживание населения, а не теперешнее, когда за удаление зуба или чирья, надо платить деньги. Непонятно зачем внедрили полисы страхования, если по ним можно только бесплатно войти в медучреждение, а всё остальное только за звонкую монету, хотя с экранов телевизор все высшие чиновники страны заявляют, что у нас бесплатная медицина. Возможно и так, но только для депутатов думы, членов Совета Федерации и конечно кремля. А дяде Феде из ЖЕКа, нашему дворнику, нужно приготовить кошелёк, если он соберётся в поликлинику, причём цены там несоизмеримы с магазинными  услугами. Там надо хорошо начиненный кошелёк. «Наши» врачи в большей степени стали менеджерами от медицины, чем настоящими докторами. Это я не про всех, есть и прекрасные доктора, но это уже вымирающее племя.

       Извините, отвлёкся от основной темы, но уж больно стала актуальна медицинская тема, которая раздражает жителей нашей страны.  И так на чём мы остановились, ах да, на том, откуда ко мне привалило кофейное богатство. Дело в том, что в тот, описываемый мною промежуток времени, скончалась моя родственница, которая всю жизнь проработала в кремле референтом Калинина, а после его смерти, в чиновничьем аппарате Верховного Совета. Это была очень интересная личность. Я любил с ней беседовать о прошлом и часто просил рассказать про ВЕЛИКИХ мира сего из кремля. У Лидии Михайловны была исключительная память, опыт стенографии и она по роду своей деятельности всегда присутствовала на многих судьбоносных для страны мероприятиях, проводимых в самых ВЕРХАХ. Она встречалась с Лениным (Даже один раз обедала с ним за одним столом в кремлёвской столовой), сталкивалась со Сталиным (В прямом смысле) и знала всю правящую верхушку, как свои пять пальцев. Она была с отличным чувством юмора и рассказывала мне кремлёвские истории, что я не мог не смеяться над их содержанием.

      Вот, например история её столкновения со Сталиным. В кремле было негласное правило, что в районе десяти, одиннадцати часов утра в коридорах кремля должно быть пусто. Никто не должен был находиться в коридорах и все сидели по кабинетам. В это время обычно появлялся с Ближней дачи Иосиф Виссарионович Сталин и проходил в свой кабинет. Как-то, когда моя родственница готовила какие-то материалы для Михаила Ивановича Калинина, он ей позвонил в её кабинет и срочно пригласил к себе, с теми материалами, которые уже были готовы. Она бросилась к шефу, совершенно забыв о негласном правиле не выходить в это время из кабинетов. А было именно около одиннадцати часов. Но учитывая важность документов и срочность исполнения, она так была этим озабочена, что даже не глянула на часы, хотя у всех аппаратных работников кремля уже выработался инстинкт, смотреть на часы перед выходом из кабинетов.

      Она даже не пошла, а побежала и на повороте коридора лоб в лоб столкнулась со Сталиным. Он потёр ушибленный лоб и улыбнулся, увидев её растерянный вид. Рассказывая про это, она говорила, что от испуга чуть не описалась в тот момент. А Сталин, всё также лукаво улыбаясь, сказал:
      - Придётся сделать замечание Михаилу Ивановичу, что он  гоняет бегом своих подчинённых, в спЭшке всегда рождаются ошибки.
     Это было произнесено миролюбиво, с улыбкой и со свойственным ему акцентом.
      - Извините ради Бога, Михаил Иванович срочно потребовал материалы.
      - Да, ничего страшного, я сам виноват, шёл по ковровой дорожке не по своей стороне, - сказав это, вновь потёр ушибленное место.
      - Больно?
      - Переживём, хуже будет, если появится шишка. Нэ поймут, увидев синяк, придётся приложить что-то холодное, - и при этих словах сделал шаг в сторону, освобождая Лидии Михайловне дорогу.
      - Прошу, тоже приложите что-нибудь, а то подумают, что Калинин бьёт своих сотрудников.
      На этом они расстались, но ещё неделю Лидия Михайловна писала кипятком (Её слова), боясь, что Сталин обмолвиться об инциденте в коридоре коменданту кремля и тогда точно ей будет дорога на соловки. Прошла неделя, другая и она успокоилась, но уже никогда не нарушала негласные законы поведения служащих в кремле.

      Работая в аппарате кремля, Лидия Михайловна, пользовалась всеми привилегиями, обслуживанием в кремлёвской больнице (Её обслуживала кремлёвская поликлиника до самой смерти), а также получала кремлёвский паёк. Вот в одном из таких пайков и был этот злосчастный мешок с кофе.  Когда умерла Лидия Михайловна, то я с женой после похорон, приводил в порядок её квартиру на Арбате. В старинном резном буфете и обнаружился этот мешок. С каким вожделением я молол и варил кофе, предвкушая удовольствие, которое получу после месячного воздержания от кофе. Правда, меня несколько смутил запах зёрен, когда я их молол ручной кофемолкой, доставшейся мне тоже по наследству. И вот настала долгожданная минута, и я налил кофе в изящную чашечку. Глоток… и я бегу к раковине. Хорошо, что я мало отпил и не успел это проглотить. После того, как я всё выплюнул в раковину, во рту была страшная горечь и ощущение прогорклости. Я вынужден был полоскать рот и чистить зубы, чтобы избавиться от этого ощущения. Жена с улыбкой смотрела на мои манипуляции, ничего не понимая.  Но когда я выплюнул гадость изо рта, она стала внимательно изучать бирку на мешке, а потом показала мне цифры, на которые я раньше, когда обнаружил сей мешок, не обратил внимания – 1935 год. То есть Лидия Михайловна, получила этот мешок с кофе, бог знает когда, и он почти полвека пролежал в её буфете, так как она была абсолютно равнодушна к этому напитку. Вероятно, просто она о нём забыла, и он лежал под нижней полкой, не попадаясь ей на глаза. Масло, которое присутствует в кофейных зёрнах, благополучно прогоркло и испортилось, превратив всё в ужасную отраву. Так получился облом..с с моим страстным желанием насладиться любимым напитком из кремлёвского пайка.