Весна 1929 года. На Колонизационный отдел Мурманской железной дороги возложена задача в экстренном порядке построить грунтовую дорогу от разъезда Белый до апатитовых разработок в Хибинских горах.
Выполнить задание только силами железнодорожников было невозможно. Тогда на помощь пришёл УСЛОН, предоставив свою рабочую силу. Так в Хибинах появился первый концлагерь – 6 отделение УСЛОН.
Работы начались в июне, а уже 7 октября открыто сплошное движение грузовиков от бромсберга ( наклонный жёлоб, подающий апатитовую руду) до железнодорожного вагона. В этот день была вывезена первая тонна апатита.
Всего за 4 месяца УСЛОН провёл дорогу на протяжении 29 километров с устройством 40 мостов и 4 км. сплошного настила, несмотря на мошкару, недостаток рабочих рук, текучесть и перебоях в снабжении.
Какая может быть текучесть у заключённых, когда их не кормят, а норму спрашивают со всей строгостью? - Только в братскую могилу.
Кто сказал, что принудительный труд малоэффективен? Разве тысяча вольных могут проложить 11 км. за один зимний месяц? – А лишённые свободы могут. У них есть стимулы к труду – «богатыри» в будённовках с оружием наизготовку, карцер.
И уже « не страшны» полярные зимние ночи, зловещие завывания хибинских буранов, морозы, леденящие при жестоком ветре, снежные заносы, высотой 3-4 метра, промёрзшие болота, горные реки, неприступные горы…
Работали круглые сутки в три смены, перелопатив 300 тысяч кубометров грунта. Многие умерли, не выдержав рабских условий труда, других унесли эпидемии тифа, туберкулёза, цинги.
Могилы «услоновцев» - это первые братские могилы в Хибинах. За последующие годы их прибавится ох, как много. Кто же были эти «услоновцы» до заключения, за что им досталась такая тяжкая доля? Одним словом – народ.
14 марта 1930 года в Хибины прибыл первый эшелон спецпереселенцев, крестьян, попавших под раскулачивание. Условия их труда и быта ничем не отличались от лагерных, разве только не было колючей проволоки. Работали же и умирали наравне с заключёнными.
Заключённые вместе со спецпереселенцами строили Апатито-нефелиновую фабрику (АНОФ-1), возводили город Хибиногорск.
В сводках писали: « Хибины - новенький вагон в социалистическом поезде - построен ценой подлинно героической работы …. мчится на всех парах по стальному пути. Остановок не будет. Конечная станция - Коммунизм.»
Среди этих строителей коммунизма были и мои бедные родители, которых насильственно привезли на Север с 6 детьми из Вологодской области.
С середины 30-ых годов в Хибинах практически ни одна отрасль хозяйства не обходилась без заключённых. Любая крупная стройка одновременно была лагерем.
По Мурманской области – это Нивские и Серебрянские ГЭС, аэродром в Мурмашах и комбинат «Североникель», порт в Мурманске и железная дорога до Никеля. Список этот далеко не полон.
примечание: УСЛОН - управление Соловецким лагерем особого назначения
на карте страницы (фото) обозначены места нахождения лагерей ГУЛАГ-а в Мурманской области ( из фондов Хибинского общества "Мемориал")
использован текст газеты "Котлован",1990 год