Игорь, не тряси кровать!

Олег Маляренко
Август 1972 года. Поздний вечер, вернее, ранняя ночь. Спят детки, Миша и Галя, восьми и двух лет соответственно. Рядом спит жена Оля, а я при свете бра читаю книгу. Свет падает только на книгу и никому не мешает. В комнате так тихо, что слышно как тикают часы.

Внезапно я ощущаю лёгкую вибрацию, словно рядом с домом проехал тяжёлый грузовик. Через короткое время всё стихает, а мои глаза начинают слипаться, что говорит о том, что наступила пора заснуть и мне.

Однако мне стало не до сна, когда затрясло сильнее, чем в прошлый раз. Начала качаться люстра, зашаталась мебель, включая кровать. Я подскочил, соображая, что делать. Проснулась Оля и недовольным голосом произнесла:

- Игорь! Не тряси кровать!
- Я не трясу. Это землетрясение, - сказал спокойно.

Оля повернулась набок и моментально уснула. А я заметался по квартире. Надо что-то срочно решать! Если и в самом деле землетрясение, то всем надо срочно выметаться. Выглянул во двор и увидел, что там нет никакого движения. Окна в соседних домах освещены мало. Это меня немного успокоило. Может быть, толчки ощущались только на нашем пятом этаже, а другие их не почувствовали. В это время во двор выскочила бабка Шевелиха и заорала истошным голосом: «Люди! Спасайтесь, кто может!» У неё не все дома, так что это не показатель.

Быстро пошёл на кухню и включил радио на полную громкость, но оно молчит. Если в городе ЧП, то должны же подать какие-нибудь сигналы. Но город спит. Может быть, не стоит волноваться. И тут обнаруживаю, что никак мы не подготовлены к возможным катастрофам. Бросаю в сумку хлеб, документы и деньги, которых кот наплакал. Кстати, кот! Будь у нас кошка или собака, то они точно подсказали бы, что делать дальше – ждать или выбегать. Но нет у нас животных.

Снова выглянул в окно. Во дворе стали собираться люди, но их немного. Всё спокойно. Решаю ждать. Если снова начнутся колебания, то надо срочно покинуть дом. А вдруг следующий толчок будет сильным? Тогда опасность резко вырастит. Стоит тёплая ночь, поэтому можно выбегать из дома не одеваясь. На всякий случай распахиваю входную дверь. В подъезде не слышно никакого движения. Решаю пока никого не будить.

В таком состоянии просидел около часа. Ничего не происходит, что даёт надежду, что потрясения этой ночи уже завершились. Люди во дворе разошлись, оставив на дежурстве бабку Шевелиху. Похоже на ложную тревогу. Закрываю дверь и ложусь в постель. Всё будет в полном порядке – убеждаю себя. Засыпаю моментально.

Проснулся в шесть часов утра, когда заорало радио. Пока оно не разбудило других, уменьшаю громкость и слушаю новости. Оказалось, что ночью произошло сильное землетрясение в Румынии. Есть жертвы и разрушения. Вот, откуда пришли к нам толчки. Можно поспать ещё час.

Ото сна меня разбудила Оля, тормоша за плечо:

- Пора вставать! Сегодня ты разоспался.
- Не тряси меня и кровать! – бурчу спросонку.
- Это мне что-то напоминает. Ах да! Сегодня ночью ты тряс кровать.
- А что я тогда сказал тебе?
- Не помню, потому что сразу уснула.
- Я сказал тебе, что это землетрясение. А оно и в самом деле случилось в Румынии.
- Жаль, что ты меня не разбудил!
- О чём жалеть? Не видела, как качается люстра?
- Что бы ты сделал, если бы случилось реальное землетрясение?
- Разбудил бы обязательно всех. После третьей волны сотрясений я не стал бы задумываться – бежать или не бежать.
- Был бы у нас шанс на спасение?
- Думаю, что был бы, хотя характер землетрясения трудно предугадать. Я не стал вас тревожить и оказался прав. Об остальном поговорим вечером.

Приятно, что моя семья мирно проспала ту ночь. О том, что могло случиться, мне страшно подумать.

Спустя пять лет после этого, в 1977 году, в той же Румынии случилось землетрясение более сильное, отголоски которого были ощутимы в Москве и даже в Ленинграде. Наша семья этого никак не заметила. Возможно, из-за того, что тогда мы жили уже на первом этаже.

Сильное землетрясение в Крыму, в основном, на южном берегу произошло в 1927 году. Их было два – в июне и сентябре. Имелись значительные разрушения, но к счастью, пострадавших немного.

Тогда моя тёща была девочкой четырнадцати лет. Запомнила она беспокойное поведение животных в её деревне: лошади ржали, коровы беспрерывно мычали, а кошки и собаки сбежали со двора.

По сведениям учёных Крым находится в сейсмоактивной зоне. Газеты регулярно сообщают о возможном крымском землетрясении. Определённо можно сказать, что оно случится, только неизвестно когда. Может быть, что лет через триста, а то и завтра. Но по-прежнему строится очень мало сейсмостойких зданий.

Приходится признать, что против природы мы бессильны, и её суровые проявления, как правило, застают нас врасплох. Даже в такой высокоразвитой стране как Япония, которую трясёт чуть ли не каждый день, стихия забирает свои жертвы.

Избежать разгула стихии невозможно, но уменьшить потери от неё вполне доступно человечеству.


ПС      Если вас интересует прогноз землетрясений, прочтите: http://www.proza.ru/2011/02/02/1320