Ссоры и примирения

Михаил Шаргородский
Вероятно, с самого своего зарождения отдельные люди,, объединенные в отдельные группы и семьи, зачастую подолгу, иногда даже столетиями, вели такие междоусобные войны, мотивы которых даже были забыты. И без того трудная жизнь того периода безмерно осложнялись И перед элитой, или вождями того периода во весь рост становилась проблема примирения.
Но как это надо делать? Личного опыта по существу не было, а дипломатический протокол, в то время еще не существовал.
Поскольку достигнуть примирения зачастую оказывалось намного сложнее, чем развязать конфликт, политики и вожди высоких рангов стали задумываться и над тем, что ведь когда-то (в большинстве случаев) придется мириться, и надо для этого оставить хоть какое-то жизненное пространство.
Это в полной мере относится к каждому индивидууму.
Я помню, еще в раннем детстве, слышанную мною от бабушки, мало понятную мне тогда сентенцию - при любой ссоре надо оставлять место для примирения.
Только позднее я понял, насколько мне необходима была эта фраза, да и общее понятие целиком.
Обладая достаточно вспыльчивым характером и крайне ограниченными данными к примирению, я зачастую рисковал оставаться в одиночестве, что, впрочем, неоднократно и случалось, пока я не научился пользоваться общими правилами. Мне хотелось бы подчеркнуть один феномен этого процесса.
К тому времени, когда на повестку дня становился вопрос примирения, уже мало кого интересовала причинно-следственная часть ссоры.
На повестке дня уже стояли иные, сегодняшние вопросы: политические, экономические, географические и иные.
Они-то и диктовали и тональность, и содержание всех новых переговоров.
В этом-то случае как раз в более выгодном положении и оказывались те, кто во время конфликта оставлял какую-то щель для примирения.
Думаю, что там, где сидят серьезные государственные мужи, они уже давно, глубоко и предметно познали эту науку, азы которой мы здесь пытаемся излагать.
Но тем не менее, общество не может жить одними государственными интересами. Есть семьи, есть групповые привязанности. И везде складываются и должны существовать определенные отношения.
И вот здесь-то, в полной мере должны складываться добрые отношения, способные служить основой общества.
Здесь, в особенности в селах, особую роль приобретает институт добрососедства. Есть уйма пословиц, что сосед ближе и нужнее любого родственника. Ведь сосед всегда рядом, он всегда все видит и знает, и раньше всех может прибежать на помощь.
Ведь недаром, в особенности в Кавказских селах, существует неписанное правило: Покупая в селе дом, раньше всего разберись - а кто там соседи?
У многих соседей даже дворы друг от друга не отгорожены. Живут почти одним домом.
Вот здесь-то может особенно понадобиться способность в течение одного часа 10 раз и вспылить и тут же забыть об этом, и вести себя, как ни в чем не бывало.
Здесь не мешает помнить, что сосед - это от БОГА. Воспринимай и люби его соответственно. Ответ получишь не только адекватным по чувствам.
Ты каждую минуту будешь знать и ощущать, что рядом с тобой люди, не делающие большой разницы между своими и твоими интересами.
Однако есть одно условие, без которого описанная конструкция может очень быстро разрушиться, а может и вообще не состояться.
Добрососедство может строиться, как серьезная любовь. На основе глубоко искреннего и взаимного чувства.
Ты должен быть на том уровне, который от тебя ждут, на том уровне, на котором были бы сами соседи, если бы это понадобилось.
Здесь троечники никому не нужны. ИЛИ-ИЛИ.
Можно сказать, что примерно по такому же принципу жили и казаки. Но у них сосед, плюс ко всему, являлся еще и боевым соратником, а если нужно, то и защитником соседа.
Не следует обладать большой фантазией, чтобы уразуметь насколько плохо чувствуют себя соседи, которых в силу политических, или каких-либо иных причин развели по разные стороны границ. Разорваны общие обычаи, общие могилы, единый язык и все остальное.
Но что самое главное, в головы вчерашних соседей медленно, но методично вбивается неприязнь к вековому соседу.
Очень горько и больно, осознавая на данном этапе свое бессилие, смотреть на весь этот беспредел. Однако хочется надеяться, что многовековая привязанность на уровне человеческих пониманий, человеческого бытия, все выдержит, и сохранит в своих душах призыв предков.
Именно поэтому нельзя говорить, что от людей ничего не зависит!
Именно народ - носитель народного духа! И если ему удастся сохранить для будущих поколений дух и язык, ЗНАЧИТ ПЕРСПЕКТИВА ЕСТЬ!