О чтении книг

Михаил Шаргородский
Серьезной бедой нынешнего века является то, что люди, по существу, перестали читать книги.
Возможно и раньше их читали не слишком много. Но трудно было встретить молодого человека, который не читал бы «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» и еще целый ряд приключенческих романов, бывших у всех на слуху.
 Да и вообще, в обществе стыдно было показаться, если ты хоть как-то не знаком с классиками отечественной и мировой литературы.
Сейчас компьютеры и другие современные средства коммуникаций заменили все. Люди зачастую читать-то перестали, а остальными средствами информации владеют более, чем слабо.
Отсюда во многих случаях сплошное невежество. Русский подросток не брал в руки Пушкина, или Гоголя, грузинский - Руставели, или Важа Пшавела и т. д.
К тому же вопрос не только в том - читать или не читать. Вопрос в том, как читать!
Большинство молодых читателей, если уж читают, то следят только за фабулой. Я знал многих своих ровесников, которые, читая в свое время «Война и Мир», следили только за личностной фабулой основных героев, полностью опуская все философские суждения и мысли Великого человека, во имя которых, скорее всего, этот роман и был написан.
Я уже не говорю о том, что само собой подразумевалось - что описания природы опускаются. Зачем время тратить на это?
Должен признать, что некоторые, к счастью не очень большие грехи, в этой области водились и за мной.
Я помню, что в школе вскользь коснулись, что был Великий английский поэт Байрон. Но никто из нас его не читал, и даже в библиотеке его книг не видели. Мы их не очень-то и искали, да нас к этому и не побуждали.
Поэтому большинство из нас о Байроне имело очень смутное представление.
Так и шли годы, каждый из нас читал что попало, если вообще читал. По мере старения читать становиться труднее. Есть прекрасное самооправдание.
Но все когда-либо, в силу тех или иных причин, меняется.
Мне очень стыдно признаться, что я немало книг прочел, но до Байрона так и не дошел.
Совершенно недавно раздумывая, чем занять освободившееся время, я случайно взял в руки томик Байрона.
Думал, что полистаю часок, и займусь другим.
Начал с «Дон Жуана».
И все! Кончилась моя спокойная жизнь.
Будучи более, чем в два раза старше всего срока его жизни, я оказался просто поражен. Если бы я не боялся преувеличений, то наверное сказал бы, что ни одна книга не производила на меня столь глубокого впечатления.
Ты невольно начинаешь чувствовать, что перед тобой поэт не национального, а планетарного масштаба.
Я, пожалуй, впервые в жизни понял, что фабула - далеко не самое главное.
Весь сюжет «Дон Жуана» можно изложить буквально на нескольких страницах. А роман занимает почти 500 страниц. Мне кажется, что я ни у одного автора не встречал столь нежного и трогательного, изысканного и бережно-нежного описания женской красоты. Это красота, как правило, дается на фоне природы и сливается с ней и по красоте и по божественности предмета.
Необычайно осторожно и очень душевно вводится читатель в мир, где живут герои, и незаметно для себя приобщается в ту особую среду, которая очень медленно и доверительно становится их общей аурой.
Читателю постепенно становится ясно, что сила чувств героев такова, что жизнь каждого из них в отдельности лишена всякого смысла.
(Это особенно сильно прослеживается в «Корсаре». Бандит, Вожак, гроза морей... в такой возвышенно- духовной форме любит женщину, что несмотря на сверхсложные условия своего побега, утрата своей «Царицы небес» для него означает и утрату смысла личной жизни).
В романе «Дон Жуан» приводится столь много мудрых мыслей, что многие из них запросто могут быть «разобраны» на афоризмы.
Я уже особенно не подчеркиваю силу и яркость описания тех мест и той природы, архитектуры и особенностей любого края, куда судьба забрасывает героя. А нравы, обычаи и человеческий климат, так сильно меняющийся от места пребывания действующих лиц!
Нельзя хоть коротко не коснуться особого стиля изложения.
Мягкого, тактичного, всеохватывающего.
Автор в тексте романа называет в связи с соответствующей ситуацией бесчисленное множество героев греческой и мировой литературы и мифологии.
Просто уму непостижимо, сколько он сам должен был читать, чтобы знать и помнить такое количество имен.
Роман, как и другие его произведения, главным образом отображают философию, мысли, отношение автора к политике, натуре, к реальной жизни, к борьбе за свободу.
Для него, лорда по происхождению, нет сомнения, на чьей стороне быть во время смут и революций.
Народ - его стихия. Поэтому он всегда вместе с ним. Именно поэтому грозная стихия - лес, горы, волны, гром, молния - во всех их проявлениях близки и родны ему. Он и себя ощущает частицей этого бушующего мира.
Практически вся поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» насыщена картинами бушующего мира. А душа героя настолько смятенна, что он не только ощущает себя частицей этого столпотворения, но более того, чем страшнее в природе, тем умиротвореннее у него на душе.
Надо сказать, что читать Байрона не совсем просто. Это все же перевод.. А переводить столь сложные тексты не совсем просто. Читать надо внимательно, восполняя по мере возможности тонкости перевода.
Может именно эта необходимость сосредоточенного чтения и придала ему особый шарм.
Разумеется, я не литературовед. Я просто попытался высказать некоторые свои впечатления.
Одно я понял крепко. Не всегда фабула - та ось, вокруг которой все крутится.
Наверное, она может быть использована, чтобы выразить более важные мысли и суждения.
И второе, что я понял, это то, что нужно учиться правильно читать.
Немного поздновато для такого великовозрастного читателя.
Но все равно, я рад, что хоть и с большим опозданием познакомился с такой незаурядной личностью и крупнейшим поэтом.
Читать крупномасштабные произведения в стихотворной форме особенно сложно.
Надо настроиться и полностью воспринимать ритмику стиха. Надо свободно воспринимать все условности и иносказания, вплетенные в ткань стиха. Надо, наконец, чтобы все это крупное сооружение, теми конструкциями, которыми я восхищался выше, не заслоняло основную идею и фабулу поэмы. И если удается все эти задачи решить синхронно, не перечитывая отдельные строфы по нескольку раз, тогда ты в теме и получишь мало с чем сравнимое эстетическое удовольствие.
Особенно это, наверное, было бы полезно читать молодым.
Они, кроме всего прочего, получили бы массу знаний.
Все, что написано выше, связано с Байроном. Он явился побудительной причиной. Но читать, вникая в описываемую картину в целом, надо наверное, в любую книгу, которую берешь в руки.
Отсюда, вероятно, и родится избирательность чтения.
Иногда книги трудны для чтения и понимания. Например Библия. Многие жалуются, что не могут читать. Мне кажется, что это зависит от того настроя, который сам себе задаст человек. Я слышал подобные отзывы и о книге Н.Макиавелли. А тем не менее, ее уже более 300 лет читают все, кому надо, и еще будут читать.
Подобного рода есть и много философских книг. Читая, надо думать. А это не всегда хочется. Мне бы хотелось закончить призывом - Люди! Читайте книги! И чем больше, тем лучше! В том числе и трудные!
Наверное самым правильным было бы, во всяком случае уже при полной взрослости, делать какие-то пометки о прочитанном. Что-то в виде дневника. Может быть даже с выпиской наиболее понравившихся мест. Каждая прочитанная книга занимала бы 0.5-1стр. Вами составленного текста.
А в памяти это, наверное, помогло бы закрепить неизмеримо прочнее. В свое время мне довелось испытать этот метод на себе.
Это было связано с чтением Библии. Вначале я читал ее, как обычное художественное произведение. Но прочтя ее, я увидел, что в остатке сухой ноль, и понял, что такие Произведения надо читать по-другому. Над ними надо работать, с карандашом, с тетрадью, с записями, что я и сделал.
Разница, конечно, была огромная. Но все равно я все книги так не читаю. Трудно. Значит, наверное, более правильно некоторые книги читать как обычно, а наиболее значимые - как-то фиксировать.