Халявщики 1

Сергей Борисовец
Халявщики

Слово «халявщики» появилось в лексиконе молодежи еще в семидесятых, но его со временем потеснили другие синонимы. После крылатого высказывания старшего брата рекламного Лени Голубкова, невзлюбившего пирамиду «МММ», оно посредством телевидения на некоторое время вновь пришло к нам из небытия, чтобы стать часто употребляемым.
Подобными прохиндеями были Кима и Зам, эти прозвища еще в детстве дали друзья двум молодым людям. Они рано повзрослели, чем разительно отличались от своих ровесников. Оба высокие шатены, с чертами лица взрослых мужчин. Естественно, и интересы у них также были иными, чем у сверстников, — разбитные девицы, вино, сигареты, гитара… Но где возьмешь? На все это нужны деньги, а так хочется на халяву много всего и прямо сейчас!
Гуляющий ветер в карманах ребят не останавливал. Ими было наработано множество схем, по которым можно было без труда достать если не денег, то хотя бы на халяву остограмиться.
Облачившись в белые рубашки с галстуками и парадные костюмы, друзья выходили на «промысел». После трудового рабочего дня мужчины собирались у пивных бочек, где наряду с пенистым янтарного цвета напитком наливались водкой или плодово-ягодным вином. Импровизированные столы часто располагались на крыльях ходовой части бочек. Кима и Зам подходили к группке мужиков и разыгрывали сценку «знакомого». Например, Зам ударял первого попавшего под руку подвыпившего мужика по плечу и лез к нему обниматься с бурным выражением искренней радости от встречи:
— Миха! Ты?! Привет! Сколько лет, сколько зим! Неужели это ты?! Сто лет тебя не видел!
Мужик, глупо улыбаясь, терялся в смущении. Он, может, и понимал, что все это действо является обыкновенным недоразумением, но предусмотрительно молчал — ему было приятно уважительно-панибратское обращение молодого мужчины и в особенности перед приятелями. И он молчал. Молчали и те, недоумевая, с каких это пор их Петю стали звать Мишей.
Воспользовавшись замешательством, Зам продолжал свою игру:
— Миха, так наливай за встречу! Чего замер, как изваяние?— Не дожидаясь ответа, сам нахально брал в руки чужую бутылку и наливал водку до краев в специально припасенный для этого случая складной стаканчик. Естественно Зам не забывал при этом плеснуть в такую же тару и Киме.
Выпив и прикусив нехитрой снедью, Зам вдруг «прозревал».
— Ой, мужики! — театрально спохватывался он, виновато заглядывая подвыпившим дядькам в глаза. — Извините, мужики, ошибочка вышла! Извини и ты, мужик! Я вот только теперь понял, что ты не Миха, тот чуть повыше тебя будет, а так, ну копия, один в один!
— Я Петя! — неуклюже переминаясь с ноги на ногу, представился мужик.
— Да Петя он! Петя! — по очереди поспешили подтвердить приятели.
— Ну, извините, мужики, обознались мы! — смущенно развел руками Зам и добавил: — Еще раз извините, но нам нужно спешить. Дела…
— Да ничего страшного, с кем не бывает, — уже вдогонку ответил Заму Петя.
— Страшного, может, и ничего, но эти два молокососа по твоей милости выжрали всю нашу водку, — с досадой высказал Пете один из его собутыльников.
— Да брось ты, Иван! Хорошие ребята! — отпив из бокала пиво, сказал другой.
А «хорошие ребята» в это время громко смеялись, на ходу обсуждая, как они ловко провели простодушных мужиков. Кима и Зам спешили к новым своим приключениям…

30 ноября 2004г., Минск
14 – 15 сентября 2008г., Слуцк – Минск