Неужели я так мало хотел?

Ром Таров
В своём рассказе «Неужели я так много хочу?» я писал о том, что в жизни мне пришлось попасть в тяжёлое положение. Мой рассказ прочитал близкий мне человек, и он поразился тому, как психологически интересно описана эта жизненная ситуация. Он и не предполагал, что у меня такое случалось в прошлом, потому как сегодня я эмоционально и финансово благополучный человек.

- Ваш опыт это путеводная нить для тысяч людей, ежедневно попадающих в пережитые вами ситуации, нить, которая покажет им, что выход существует из любого тупика. Вам надо дать им шанс и написать, как вы восстановились и поднялись.

Нелегкое это дело копаться в памяти по заказу. Воспоминания приходят сами, когда возникает подходящая атмосфера. А здесь надо вспомнить определённые события в определённый период. Постараюсь сделать это, максимально не искажая действительных событий.

Итак, я сидел без работы, практически без денег, но в собственном жилье, правда, за которое я был должен оплатить большую сумму за коммунальные услуги. Моральное состояние ниже плинтуса. Мужик должен кормить и обеспечивать, не можешь - значит не мужик. И когда я уже потерял последнюю надежду, пришла удача.

Вышел на базарчик у метро за овощами и случайно встретил старого знакомого бизнесмена. Когда-то он крупно занимался нефтепоставками из России, торговал бензином и мазутом по всей Средней Азии. Признаться, я очень удивился, люди такого достатка сами на базар не ходят, а посылают прислугу. Разговорились, оказалось, что его посреднический бизнес потихоньку умирал, торговля выходила на новый уровень отношений. Мой знакомый своевременно не перестроился, работал по старинке и уже полгода как совсем сдулся. Поставили крупную партию мазута на городскую ТЭЦ в столицу одной из азиатских республик с небольшой предоплатой. Мазут сожгли, а денег не заплатили и не собираются, так как денег в казне нет. Этот товарищ с компаньонами использовал все свои возможности, но решить проблему не сумел. Они уже были готовы отдать 20% отката, лишь бы вытащить свои деньги. Место куда они поставили мазут, было мне отлично знакомо, я знал многих больших чиновников в том регионе, но товарищу об этом говорить не стал. Старые связи, не смазанные общением или финансами, в наше время быстро ржавеют, зачем давать призрачный шанс человеку, который и так в нокауте. Мы обменялись номерами телефонов и разошлись.

Придя домой, я долго сомневался, влезать мне в это дело или нет. Прекрасно понимал, что любые движения в бизнесе требуют, пусть небольших, но расходов и если бизнес прогорает, то прогорают и твои вложенные денежки. Международная связь, командировки и прочее стоят каких-то денег, а просить на расходы у этих товарищей бесполезно, они уже сгорели на обещаниях и больше на это не поведутся. Хочешь заработать – вкладывай свои. За последнее время, сколько уже сделано холостых ходов, сколько потрачено на всякие пустопорожние проекты. Деньги тают, не принося прибыли, которая так необходима для содержания семьи. Признаться, и все психологические бизнес-тренинги вспомнил. Никогда не опускать руки, идти только вперед, чего бы это ни стоило. Никогда не останавливаться, не унывать, под лежачий камень вода не затекает. А имею ли я моральное право не дать завтра детям и жене карманные деньги на перекус и истратить их на международный звонок? И если это опять будет пустое движение, как это пережить? Это будет ещё одна ступенька вниз по лестнице в нищету.

Я пошёл и купил карточку на международные переговоры. Позвонил старому другу из того города куда поставили мазут, он очень обрадовался, что я жив и здоров, что не забыл своего названного брата. Оказалось, что он в курсе этого контракта, мало того был руководителем финансирующего органа. Я сказал ему прямо, что испытываю большие затруднения, и решение моих проблем зависит, в том числе, и от этой оплаты. Контрактёры готовы оплатить услуги получения денег в размере до 10%. Друг мне сказал, что 10% это норма отката в их отрасли при любом раскладе и это знали те, кто делал поставку. Я с барского плеча добавил ещё пять процентов и обговорил где, когда  и как он встретится с моим посланником. Мы тепло попрощались с надеждой как-нибудь встретиться.

На следующее утро я позвонил местному бизнесмену и сказал, что его вопрос мною решается и необходима наша встреча для серьезного разговора. Через два часа он на своей машине привёз меня в свой офис. Там сидели два его компаньона. Я рассказал о своём разговоре с другом, назвал факты и цифры, которые местный бизнесмен мне ранее не давал. Вопрос о достоверности моих слов даже не возник. Они согласовали со мной кто из них, когда и как поедет на встречу с моим другом. Потом спросили об оплате моих услуг, на что я ответил им, что мне называли цифру процентов, которые они готовы отдать за решение этого вопроса. Когда получите деньги, посчитайте, во что это вылилось и отблагодарите меня, как считаете правильным. Коммерсанты поблагодарили меня и отвезли домой.
Через четыре дня ко мне заехал тот бизнесмен и занёс некоторую сумму денег, сказал, что лёд тронулся, ребята передали для меня презент, а по окончании операции приедут с благодарностью. Оказалось, что мой друг, после встречи с моим посланником, добился от своего руководства финансирования этого контракта в рассрочку на 60 дней и оплатил первый транш в 50 тысяч долларов. В тот же день я позвонил ему и поблагодарил за помощь, на что он ответил, что он тоже доволен, так как не решал этот вопрос, опасаясь, что его подставят. А мои новые товарищи мне устроили такую рекламу, что в течение этих двух месяцев, что мы ожидали полного расчёта, ко мне трижды обратились другие бизнесмены с подобными вопросами. После полного расчета меня пригласили в ресторан, отметили успех операции по возврату средств и преподнесли приличную сумму в конверте. А мой новый бизнес уже набирал обороты, мои старые обширные связи на просторах бывшего СССР оказались очень востребованы. Друзей было много: по суворовскому училищу, по высшему военному училищу, по академическим курсам, старые друзья по месту службы и проживания. Появившиеся деньги позволяли решать их маленькие проблемы в моих краях, а они за оплату решали наши проблемы у себя. Большинство из них занимало не маленькие должности у себя, и могли закрывать большие вопросы. Так я стал человеком, который тучи разводит руками.

Иногда, после очередной успешной операции я вспоминал те вырванные из семьи деньги на международный разговор. Иногда вспоминал свои мысли в те тяжёлые дни, свои оценки событий вокруг, свои жизненные установки. И понимал, что во мне происходит какая-то трансформация, что я уже не тот вышедший в отставку полковник, который живёт воспоминаниями об утерянных возможностях прошлой жизни и с болью ко всему, что перевернуло ту жизнь. Что всё произошедшее безвозвратно, что новое неизбежно и жить надо по-новому. И эта новая жизнь не ровный автобан благополучия, что впереди опять крутой поворот в безденежье, безработицу и опять надо находить в себе силы начинать всё сначала. Это будет нормой, пока не научишься видеть впереди себя цель, цель твоей жизни. И когда ты пойдёшь к этой цели, ты продумаешь весь свой путь, и уже меньше будет на нём неизвестных тебе зигзагов.

И уже совершенно в другом свете видится мой разговор с сыном, когда мне казалось, что он не понимает меня и не хочет понимать. Теперь я понимаю, что это был просто бунт против авторитарного руководства в семье. Я не осознавал, что стараясь максимально обезопасить семью, я не давал им возможности самостоятельно развиваться. Как можно узнать, что такое боль не набив шишку? Такой простой вопрос не возникал у меня тогда. Сегодня я горд за то, что он сумел доказать, что он личность, он не согнулся под давлением авторитета полковника и отца. Он шёл по своему жизненному пути, который я не осознавал, ослеплённый своей любовью к нему и боязнью за его благополучие. Пусть у него на пути всё складывается, не так как ему бы хотелось, но он стремится к лучшему, и в этом он является моим продолжением. Моя основная задача – это всегда любить своего сына. И тогда, когда я уже не смогу оказать ни физической, ни материальной помощи, отцовская любовь и понимание придадут ему крылья.
Оказывается, что человек должен чего-то обязательно хотеть, должен обязательно уметь мечтать. Должен стремиться к осуществлению своей мечты. Оказывается, что я не умел мечтать и это то, чему я теперь учусь.
И теперь, перечитывая свой старый рассказ, я задаю себе вопрос:

- «Неужели я так мало хотел?»


19 декабря 2015 года, Ташкент.