Клуб Дружба, начало

Василий Овчинников
НАЧАЛО - Задоя, Умная Эльза.


                … вывести детей на лужайку,
                побывать с ними в лесу, в парке –
                дело более сложное, чем провести уроки.
                В.А. Сухомлинский
                «Сердце отдаю детям»


      1984-й. Дети растут быстро. И не только чужие. Катечка пошла в первый класс. С дисциплиной проблемы. И в школе, и дома.
 – Катя. Нас с мамой и на работе слушают и знакомые прислушиваются. А вот у тебя с этим делом не всё в порядке. Учителя, тренера ты же слушаешься?
 – Так, то учителя, или тренера, а то маму - папу.
 – Ну, а если я стану, например, у вас в классе учителем или тренером, тогда как?
 – Тогда – другое дело.

     Не только Катечка подвела меня к решению. Так уж получилось, что я вместе со своими детьми дорос, только наоборот, до младшего школьного возраста. Как-то, лет пять назад, в конце мая, Саша Алексеев, ему неожиданно пришлось куда-то уезжать, попросил сводить за него в поход девятиклассников. Татьяна Задоя, бывшая Санина одноклассница, окончив пединститут, стала сначала химичкой в подшефной девятой школе, потом и классной руководительницей. Окончание девятого класса завершить походом? Не слабый вариант. С радостью согласился.

    Старый Анашкинский маршрут. Не от хорошей жизни Виктор Евгеньевич метил маршруты голубыми кляксами - отметинами масляной краской на деревьях и камнях.  Да и как иначе? Карты крупного масштаба у нас считались секретными. И только с появлением спортивного ориентирования государственные дяди начали о чем-то думать. Снять грифы ненужной секретности – это долго и трудно. Просто, кое на что стали смотреть сквозь пальцы, более разумно. Я как раз накануне, сделав выкопировку со старой километровки, подготовил карту – схему туристского маршрута от Изборска до Печков. Рыбий путь. Так называлась, по преданию, со старых времен, восходящих к Трувору, эта дорога к Чудскому озеру вдоль Обдеха. Вот и обкатаем.

    От Старого Изборска до привала около Вашиной Горы всё прошло без приключений. Костёр, палатки, ужин. Рассказал ребятам легенду о лихом разбойнике Вашине, от которого пошло название горы. Слегка притомившись от впечатлений первого вечера, я залез в палатку. Ко мне присоседился рыжий парнишка. Его родители тоже работают на заводе. Он ещё как-то не дорос до ночных бдений у костра. Не спится, слушаем разговоры у костра, тихо беседуем “о жизни”. Где-то в первом часу Татьяна рванула струны гитары. Низкий неслабый голос, артистизм, несомненное мастерство. Да и девушка, хоть куда. Жаль, что я не мусульманин. Из палатки вылезать не стал. Импровизированный концерт слушал лёжа. Часам к двум ночи всё затихло.

     Утром, как всегда, в начале седьмого проснулся. Вскипятил воду, поднял дежурных. Часам к девяти начали подниматься и остальные, благо завтрак поспел. Татьянин глаз остановился на двух пустых поллитровках, лежащих у костра. -  Кто? – Автора нет. В девушке взыграл правильный педагог. – Поход окончен. Сворачиваемся и едем домой. – Неожиданно и круто. Я пока молчу. Опыта в таких делах не имею. Но надо как-то подправлять ситуацию. Завтракаем напряжённо. Ребята притихли, явно ждут, что дальше.


   После завтрака объявляю сбор, через пять минут построение.
 - Я думаю, что девочки вне игры. Обращаюсь к мужчинам, если они есть. Не так важно, что сделано, важно, что слабо. В команде это не проходит. Решение в ваших руках.
    Трое выходят вперёд: – Это мы. – Я прошу Татьяну Григорьевну отложить разбор на понедельник и получаю разрешение на продолжение похода.

    Делю всю компанию на три отряда. Одним как раз командует один из ночных штрафников. Раздаю карты. Двухкилометровый участок маршрута по стопятидесятиметровке для спортивного ориентирования вдоль Вашиной горы они пройдут самостоятельно. Каждая группа по отдельности.
    Минут пять ребята изучают карты. Вопросов нет. Им всё ясно. Сворачиваем лагерь. Приборка. Заливаем костёр. С интервалом в три минуты я запускаю команды. Неспешно идём с Татьяной вдвоём по лесной дорожке. У нас путь намного короче и не столь интересный. На одном из холмов я наметил контрольную площадку. Остановились. Метрах в трехстах за речкой у подножия Вашиной Горы лесная дорога выходит на поле и метров через двести снова убегает в лес. Все три наших команды, одна за другой, благополучно прошествовали через открытое место.   
    Выходим на место встречи. Минут десять, и встречаем  первую группу. Второй что-то нет. Третья не заставила  себя долго ждать. Ребята оживлённо обмениваются впечатлениями. Вижу, понравилось. Вторая группа задерживается. Через полчаса вышел навстречу. Прошел до поля, через которое час назад благополучно прошествовали все три группы. Ребят нет. Вернулся. Ребят нет.  Дал ещё одного кругаля. Уже бегом, километра на три. Куда они подевались?

    Решил довести ребят с Татьяной до места второго ночлега и уже потом, одному вернуться на поиски потерянной группы. В тот день, где бегом, где быстрым шагом, я намотал километров за пятьдесят. Группу нашел совсем в стороне от маршрута. Девчонки сидели на перекрёстке лесных дорог, часа уже три как ждали ушедших на поиски пути мальчишек. Так, без двоих, с рюкзаками пропавших за спиной, уже по темноте, я и привёл девчонок на привал.

.  Странно, но кроме меня, никто, в том числе и Татьяна, как-то особо и не расстраивались. В воскресенье к вечеру мы “благополучно” вышли в Печки. Автобус пришёл по расписанию. Дома были вовремя. Ещё пару часов я ждал условленного телефонного звонка, обдумывая планы возможной спасательной операции.
   Позвонила Татьяна. Оказывается, мальчишки, которым всегда всё кажется просто, особенно после ночных подвигов, перепутали право-лево. Потом, уйдя от девчонок, снова заблудились, окончательно потеряли уже и девчонок своих, вышли на шоссе и на попутной машине доехали до Пскова. Я на всю жизнь запомнил, что туризм, даже малых форм – дело серьёзное. А, для руководителя иногда, и подсудное.


     Осталось осуществить задуманное, то есть внедриться в школу. К тому времени я уже семь лет подряд, на пару с Саней Холмовым, талантливым ориентировщиком, который, не поладив с Никитой, пришёл к нам на завод, корректировал и рисовал спортивные карты. С заводскими ребятами мы проводили соревнования по ориентированию и заводские слёты. У меня скопился целый альбом фотографий, методичек и коллекция карт, наших, которые мы рисовали, и чужих, по которым бегали на соревнованиях.

    Где-то в начале зимы в доме культуры строителей проходил туристский вечер, какая-то круглая дата. Обычно по стенам выставки, стенды. Заводского стенда мы не подготовили. Но альбом, который я, не без задней мысли прихватил, и выставил на одном из столов от ПЭМЗа, незамеченным не остался. В итоге, к концу вечера от директора областной станции юных туристов Эльзы Валентиновны Смирновой я получил заманчивое, но совсем не неожиданное для меня, предложение.

     Ежегодно на Российские туристские соревнования школьников выезжали и псковские ребята. По условиям команда должна быть из одного класса. Отправляли обычно прошлогодних победителей областного туристского слёта. Ребята старались, но команды из Псковской области занимали места где то в районе тридцатого. Вот Эльза и предложила мне поработать с кандидатами на поездку на всероссийские соревнования туристов школьников командой Пыталовской школы. Я, согласившись, выдвинул встречное предложение: организовать в сорок седьмой железнодорожной школе туристский кружок. Я не стал говорить Эльзе, что школа не совсем для меня чужая. Кружок в нарушение канонов я уже организовал в первом классе. Так я и “убил двух зайцев” - стал тренером не только областной команды, но и руководителем кружка в классе своей старшей дочери.

    От Пыталово до Пскова больше сотни километров. Ребята, каждые выходные исправно начали приезжать в Псков. Притом не только пятнадцать человек девятиклассников из команды, но и младшие ребята, из шестых и седьмых классов. Для Татьяны Николаевны – учителя географии, классного руководителя,  и наставника Пыталовских ребят транспорт не проблема. Её муж работал или зам председателя райисполкома или даже председателем, и подготовке ребят помогали на уровне местной власти.

    Время мы старались использовать по максимуму. На одной из наших карт вокруг города я с утра устанавливал дистанцию. Ребята сразу из автобуса убегали в лес. Потом обед у костра, и вместе  снимали КП с “разбором полётов”. Ещё по своему опыту я заметил, что до большинства в этом возрасте не очень доходит чистая теория. Но, когда эту теорию даёшь кусочками между разбором конкретных ситуаций, которые пару часов назад переживались в лесу, а теперь осмысливаются у костра, скучная теория прочно усваивается уже как конкретная практика.

   Приезжал и я к ребятам. Типовое здание из силикатного кирпича. Хорошая двухэтажная школа. Добрые отношения. Провинция. Все всех знают. Но не упадочная глушь. Есть из кого выбирать. Ребята и нескучные и небесталанные.
   В Пыталово мы, наоборот, начинали с теории, а потом выходили на полигон. За четыре километра от городка в сторону границы с Латвией был подходящий лесной массив. Посреди торфяного болота последний ледник оставил ряд моренных песчаных гряд. Вот и рельеф образовался. Выкопировку с секретной соточной основы я сделал в областном отделе землепользования и даже собирался со временем  нарисовать для Пыталовских полноценную спортивную карту. К сожалению, руки так и не дошли.

   В мае потеплело, и мы стали проводить тренировочные походы с ночевками. Ребята приезжали в пятницу вечером, прихватывали меня и выезжали на начало маршрута. Вот и пригодились и наши старые карты, и моя полукилометровая схема, соединяющая Старый и Новый Изборск, Печки и Печоры, включая полигоны, на которые у нас были нарисованы спортивные карты.
   Я учел Анашкинский опыт. Мои ребята ходили по его маршрутам, но не по заметинам на соснах, по картам. И мне, инструктору достаточно было дать задание, а потом мы с Татьяной Николаевной шли в хвосте отряда и смотрели, как ребята работают. Делить отряд на части и запускать по разным маршрутам, наученный горьким первым опытом,  я опасался. Но карты ребятам выдавал из расчета одну на группу из трёх человек, и на маршруте часто получалось своеобразное соревнование, чуть ли не гонка.

   Приходили на привал. Ребята разбивали лагерь. Костёр, обед. А я в это время бежал на карту - полигон и ставил дистанцию для тренировки по ориентированию. Таким образом, за две ночевки ребята снашивали ноги  и нагружали головы до отказа. На неделю хватало. И им и мне. Не забывал напоминать об утренней зарядке. Не просто помахать руками, а обязательно пробежать пару-тройку километров. Не все, но кое-кто всерьёз начали следовать моим советам. Я для них был всё-таки авторитет: то, что, считай, инвалид, им не видно, но по документам и славе пусть и бывший, но Мастер и Чемпион.

   В итоговый поход в конце учебного года от Старого Изборска до Печков, с двумя ночёвками, я взял и Катерину. Первоклассницу дочку я видел только на привалах и ночью в палатке. Два опекуна, как-то естественно и неотлучно находились рядом. Да и Катечке, наверное, интереснее было идти за руку рядом с кем-нибудь из ребят, чем с занятым общими делами папой. Как я потом уточнил, самыми заботливыми няньками оказались мальчишки из неполных семей. Видно, мамы  что-то доброе, материнское им уже успели передать, привить.

   В первые выходные июня мы проводим свой заводской слёт. Приглашаем всех туристов и ориентировшиков города, области и не только. Приезжают гости из мест и подальше. Ленинград, Ярославль, Дзержинск Горьковский… Пригласил я и моих подопечных. Как всегда, приехал полный автобус. Целых три команды. Кандидаты на поездку, второй состав и семиклассники - смена. Своих, старших, которые уже намечены были для поездки на Россию, я пригрузил как помощников. Ребята помогали ставить дистанции, готовили карты, полосу препятствий. И выступали в соревнованиях. На всё времени хватило. Команду семиклассников пасла Татьяна Николаевна.
   Ребята на слёте поднабрались не только по спортивной части. Конкурсы, концерт, оформление наглядности, форма, сувениры, эмблемы. От слёта до отъезда ещё оставалось время и для подготовки. Разработали эскизы эмблем, вымпелов, нашивок на форму. Я отдал их на завод, в производство. Шефская помощь.

    Перед очередным областным слётом туристов школьников Эльза устроила моим ребятам недельный сбор. Слёт впервые проводили на цветных картах Алольского полигона. Для слёта я готовил дистанцию кросс похода по своему сценарию. Впервые ребята должны были пройти сложную дистанцию почти в десять километров с естественными препятствиями и заданиями на этапах в реальном времени по жёсткому графику.
    Я убрал сложные и тяжелые в оценке, во многом искусственные, элементы так называемого горного туризма, требующие специального снаряжения и сложные в судействе. Переправа так переправа, пропасть так пропасть. Конечно, скал у нас немного, но глубоких промоин – оврагов на известковых склонах холмов хватает. Верёвка, обвязка. Спешить и дёргаться не надо. Упадёшь - накажешь себя и команду. И, самое главное, не гнать, беречь друг друга: любая травма и происшествие на маршруте – снимаются все.

    Пыталовские ребята тренировались и бегали по цветной карте на полигоне вокруг лагеря. Дистанции для тренировок по ориентированию я ставил им по утрам до завтрака. Снимали они их, после тренировки, уже сами.

    Стояли мы отдельно от судейского штаба, набранного Эльзой из Великолуцких. Пару раз забегал познакомиться, пообщаться. Перезрелые девочки, в основном учителя и вожатые - «педики». Их много. Перестарки мальчики, не дураки хорошо отдохнуть, но могут и поработать. Их мало. Главное достоинство мальчиков – неразборчивость: «Пей всё, что горит, хватай всё, что шевелится». Компания для меня с некоторых пор скучноватая.

    Ко мне они отнеслись по-доброму и с интересом. Говорят, как тебе с Эльзой работается? – Нормально. – Действительно, Эльза Валентиновна не уставала подчёркивать, что мы с ней «единомышленники», чуть ли не в рот смотрела. И активно поддерживала все мои начинания. – А, всё равно, ты с ней переругаешься. С ней никто долго уработаться не может. – Интересно…

    На нашей стоянке контингент помоложе, да и почище.  Без спиртного.  Учителя постарше, ребята туристы студенты, и мои подшефные. По вечерам после ужина мы тоже сидим вокруг костра. Разбор дня. Потом Гитара. Песни. Рассказы.

     Братья Захарьины. Алексей, недавно окончил политех. Игорь помладше, ещё студент. Он недавно женился и уже молодой отец. Про младшего в Пскове ходила легенда. Собрался Игорь с невестой по Северному Кавказу погулять. Дикарями. С ними поехали ещё две девчушки, подруги невесты. В горах вечером к палатке вышли местные ребята.
 – Джигит. Тебе одному три девушка много. – Разговор принял острый характер. Один против троих. Пришлось Игорю достать туристский нож. Разгорячённые горцы не отступили. Первый сунулся на нож и упал с пропоротым животом. На этом выяснение отношений и закончилось. Горцы рванули вниз за подмогой. Туристы свернули палатку и ушли вверх, за перевал. В ближайшем населённом пункте Игорь сделал заявление в милицию, подробно описав содержание инцидента.  Поход окончился.    
    Через несколько дней Игоря с девчонками отпустили домой, под подписку. Ездил он и на суд. Уже после свадьбы. Вчистую не оправдали. Но и не посадили. Получил срок. Условный.

     Подготовив и поставив дистанцию кросс похода, и обучив великолукских судей, я уехал домой. На областном слёте мои ребята выступали без меня. Как прошлогодние чемпионы, вне конкурса. Равных им не было.

    На Россию, в Сыктывкар, я тоже не поехал. На работе жёстко, времени выделить не смог, да и не приглашали меня особо. Желающих «сопровождать команду» и без меня было достаточно. Выступили не лучшим образом. Ребята привезли тринадцатое место. С одной стороны обидно. Но руководство и Эльза Валентиновна моей работой остались довольны: до этого Псковская команда ни разу даже во вторую десятку не попадала. Самое главное, двое моих мальчишек в личных соревнованиях по ориентированию попали в десятку сильнейших. Четвёртое место в личном зачёте на большой России Паши Лооса – это вообще здорово.


    По осени я пришёл в класс к дочке уже на постоянной основе, как руководитель кружка, и не с пустыми руками. Учитывая положительный Пыталовский опыт, в областной станции за мной закрепили постоянные часы, и я волен был, в известных пределах, пока не приспело время тренировать новую областную команду, распоряжаться ими. Пусть небольшие, но деньги, в семье не лишние. Да и в школе лишних денег на кружковую работу нет. Инструктор со стороны – это здорово. Раз в неделю теория (скучное слово), точнее беседы и игры в классе после уроков, в субботу или воскресенье – поход выходного дня. Для второклассников - более чем достаточно. За два года, к концу третьего класса ребята у меня облазили все псковские башни и стены, прошли по всем окрестным лесам. Немало и поездили. Самое главное, не впустую. Отчёты - паспорта маршрутов с картами и подробными описаниями, которые мы готовили и сдавали в областную детскую туристскую станцию – это готовый методический материал для учителей и вожатых.

     Римма Алексеевна, учитель Катечки прониклась идеей. Говорит, никогда не думала, что за два года до пенсии перед ней откроется так много неизвестного. Клуб выходного дня, мы назвали его “Дружба” стал популярен и среди родителей. Приходилось даже вводить своеобразный отбор среди взрослых, желающих быть сопровождающими в наших походах.
     Иногда, чаще по весне, устраивали открытые дни – брали родителей, всех желающих. Гостями. Интересно. На маршруте всё понятно, но на привале... Родители спрашивают:  - А что нам делать? – Играйте, отдыхайте, смотрите. – Смотрят, как их дети, дома часто леноватые и безрукие, ставят палатки, разжигают костер, готовят обед. И всё это сами, без понукания. – Разве они умеют? Мы и не знали…
    Туризм – это не только топать и лопать.

Продолжение.  http://www.proza.ru/2015/12/21/834