Младший сын

Петр Панасейко
      Вечером собрался семейный совет. На повестке дня стоял один вопрос: «Куда идти учиться младшему сыну?». Слово взял глава семьи Гвоздиковых Анатолий Родионович:
      - Старшая дочь  Нина после школы пошла в институт, сейчас его успешно заканчивает, младшая дочь Ирина поступила в прошлом году на первый курс того же высшего учебного заведения, старший сын Семён учится в десятом классе, на следующий год поступит в институт. Таким же путём должен   пойти и младший сын Иван, который не сегодня-завтра закончит восемь классов. Должен, но продолжать обучение в девятом классе он категорически отказывается, собрался поступать в техникум. После  его, конечно же, заберут служить в армию, так как отсрочка даётся только  раз. А после армии про институт можно   забыть. Это что же получается, Ваня, все мы в нашей дружной и большой семье будем с высшим образованием, а ты один у нас - «недоучка»?
   
         «Недоучка" сидел и молчал, в своё оправдание сказать ничего не мог. Не мог же всем сообщить, что его школьная любовь Тоня не хочет идти в девятый класс, а собралась в техникум. Она пришла в их  класс сразу же после зимних каникул,  родители переехали из другого города. Надо же такому случится, что в это самое время родители его одноклассника Юлиана, с которым он сидел за одной партой с первого класса, наоборот выехали в другой город и место за партой стала свободным. Его и заняла новенькая.
    
         В роду Гвоздиковых никто никогда не курил, но родители Ивана стали замечать у сына сигареты. Курению его научила Тоня. Причём, очень быстро. Когда на третий день знакомства он провожал её домой, и в подъезде у него появилось какое-то нечеловеческое желание поцеловать одноклассницу, то последняя, достав из портфеля пачку сигарет, поставила условие: целуемся вместе и курим вместе. Воля Ивана  мгновенно парализовалась: рука потянулась за сигаретой. От которой  отходил два дня. Что вызвало насмешки Тони. Но целоваться они всё-таки стали ежедневно по вечерам в том же подъезде. На улице этого делать не получалось: стояли сильные морозы.
    
          Заметили родители и то, что  младший сын стал учиться плохо и  оправдывать своё сказочное имя, где Иваны всегда считались не очень умными. По крайней мере, в начале сказок. Причину  понять не могли. Пока на работу к папе не устроился, приехавший из другого города Евсеев Георгий Викторович, папа Тони. В обеденный перерыв, разговорившись, папа Вани узнал причину переезда. Они просто увезли свою единственную дочь в другой город, чтобы оторвать  от «плохой» компании  подростков. Само слово «плохая» при этом не уточнялось.
 
            На следующий день Анатолий Родионович, работая во вторую смену мастером, утром пошёл в школу для принятия мер. Классный руководитель 8 «Б» класса пошла ему на встречу: на другой день  сын  сидел за первой партой вместе с Кириллом, а Тоня – осталась одна. Но переломить ситуацию в пользу родителей Ивана эти меры не помогли. Они с Тоней продолжали тайно встречаться после школы, а во время занятий  и на школьных переменах   делали вид, что друг друга не знают.   Алевтина Михайловна осталась довольна: выполнила просьбу папы Гвоздикова, принимавшего ежегодно активное участие в летнем ремонте школы и в подготовке её к началу очередного учебного года.
   
      Семейный совет  после часового заседания принял решение:«Разрешить Ивану поступать  в техникум». Конкурс в техникуме на специальность «Сварочное производство» в том году практически отсутствовал: мало оказалось желающих в дальнейшем портить себе глаза, как и здоровье в целом. Четыре года пролетели быстро. В конце последнего курса, несмотря на категорическое возражение родителей, Ваня женился на однокурснице Тоне. Родился сын.
   
       Ивана призвали в армию. Не приспособленный к самостоятельной жизни и весьма ленивый, он писал чуть ли не каждый день домой маме слёзные письма, чтобы она забрала его оттуда. Мама сделать ничего не могла, а только ночью, повернувшись от мужа к стенке, тихо плакала. Муж её, понявший, правда, поздно, к чему приводит слишком большая опека за детьми, вмешиваться в их переписку с сыном не стал, заняв нейтралитет. В чём совершил ошибку, как показали последующие события.
      
        На работе у Валентины Гвоздиковой назначили нового начальника отдела. Являясь военным пенсионером, он решил таким образом доработать на «гражданке» до своих шестидесяти лет. До этого  трудился в военкомате. Обрадовавшись, что Бог даёт  шанс, она обратилась за помощью к нему. Просьбу  удовлетворили: у бывшего майора в военкомате остались надёжные друзья. Спустя определенное время рядовой строительного батальона Гвоздиков превратился в курсанта военного училища, готовившего этих самых военных строителей. От мужа «операцию» под названием «Перевод Ванюши» жена скрыла. О ней он узнал только через год, когда сын приехал в отпуск.
    
        Жена Ивана к этому времени нашла себе новую любовь и сожительствовала с однокурсником по техникуму. Тот ради неё тоже бросил семью. Узнав «печальную» новость, курсант Гвоздиков весь оставшийся отпуск пил с «горя». По отъезду в училище,  дал жене согласие на развод и усыновление сына. Хотя бабушка и дедушка против второго решения сына сильно возражали: они привыкли к внуку.
   
       Прошёл год, два курса училища оставались позади, но Иван почему-то перегорел желанием связать свою дальнейшую жизнь с армией. Он узнал, что в случае отчисления из училища два года учебы засчитают как службу в армии. Напиться до «чёртиков», чтобы выгнали сами -  не хотелось. Он вновь сел за письменный стол, и снова полетели маме по почте «слёзные» письма с просьбой забрать его домой. Какое сердце матери может выдержать, чтобы отказать сыну в такой маленькой просьбе? Она в очередной раз обратилась к своему начальнику.
       
         Анатолий Родионович пришёл вечером после первой смены домой, включил телевизор. Жена готовила ужин на кухне. Вдруг раздался звонок в дверь. Открыв, он обрадовался: его Ваня вновь приехал в отпуск, поможет сделать ремонт в квартире. Отец не знал, что его сын на этот раз приехал насовсем.
     - Ещё два годика, сынок, и приедешь ты к нам в гости с золотыми лейтенантскими погонами, - радовался за ужином отец.- Настоящие мужчины должны служить в армии.
       Сынок же сидел хмурый. Он боялся сказать правду. Выручил мама.
     - Что ты к нему пристал, хватит ему и двух лет армейской жизни в военном училище.
      - Не понял, мать?
      - После поймёшь, отец.
      
        Когда до главы семьи дошло, что произошло, он даже не поужинал, а встал из-за стала и вышел в коридор со словами: «Опять ты, Валюша, его балуешь? Смотри, беду накличешь».
    
        Попав под полное покровительство матери, которая в семье, как уже понял читатель, считалась главной, Иван не спешил  с трудоустройством. Он занялся другим: девочками. Ушёл в итоге из родительской квартиры жить к одной из них, неизвестно чем очаровавшей сына окончательно и бесповоротно. Отец снова занял нейтралитет, а мама «дала сыну добро». Она радовалась, что он хоть на ком-то из многочисленных девочек остановился. И женится.
   
        Однажды они вдвоём пришли к его родителям, засиделись допоздна, и мать оставила ночевать у себя. По утру они ушли. Ничего не предвещало беды. Анатолий Родионович, как обычно, пошёл перед работой в ванную комнату, принял душ, помылся, побрился, собирался позавтракать и уйти на работу. Однако в тот день он на неё так и не попал. Поскольку прямо из ванной его увезла «Скорая помощь» в кардиологическое отделение городской больницы с инфарктом. А всё потому, что  под ванной случайно обнаружил два использованных шприца, которыми пользуются наркоманы. Именно их количество и довело до инфаркта. Отец понял одно: его младший сын связался с наркоманкой. Иначе, почему два шприца?
      
         Ни врачам «Скорой помощи», ни жене он не сказал, что довело его до инфаркта. Он любил жену и боялся, что, узнав горькую правду о своём сыне- любимчике, её настигнет та же участь.  Никто ничего так и не узнал. Младший сын продолжал не работать, всё сильнее  попадая по вине подружки, тоже нигде не работавшей, в наркотическую зависимость. Вся семья Гвоздиковых узнала правду только тогда, когда гроб с младшим сыном стоял в зале квартиры для прощания. Накануне он принял слишком большую дозу и врачи оказались бессильными спасти его жизнь.
    
       Что касается  подруги, то она оказалась более опытной, ибо наркотиками увлекалась давно, и в тот раз она выжила. Но не надолго. Вскоре они «встретились». Разумеется, в другом месте. К счастью родителей, остальные трое  детей к наркотикам никогда не прикоснулись. Вот и не верь после этого пословице «В семье не без урода».

21.12.2015 г.

Фото из Интернета