Загадки и тайны Шолохова в его биографии, кн. III

Владимир Конюков
Тайны ХХ века.


Загадки и тайны Шолохова  в его биографии, кн. III.


1.

     Сухие строчки в сегодняшних биографиях о Михаиле Александровиче Шолохове.
Страницы жизни, когда были живы станичники, его друзья, просто знавшие его люди, в современных биографиях упрощаются, не указываются детали сторон жизни или необоснованно подвергаются сомнению.
Кто, почему, зачем, для чего, скрывал страницы жизни писателя?

     Он магическим образом привлекал к себе внимание, чем больше сплетен, тем больше… по – современному, пиара загадочности. Скандальность, а он улыбался.
Всё – таки свалили слухами… Тяжело болел.
Выбрался, поднялся, ещё пожил.

     Встречи с пограничниками, а их было не мало в его жизни, на заставах, отдалённых комендатурах, на пограничных кораблях, до бесед с офицерами, генералами в округах, управлениях.
Посещал многие страны мира, пограничники последними его провожали, они же первыми встречали.
На встречах, беседах нередко звучал вопрос, кто такие казаки? С улыбкой, блеском в глазах оживлялся: «ПОГРАНИЧНИКИ».
На вопрос: «Что видел, прежде всего, в своём творчестве?»
Отвечал: «ВОЕННЫЙ  РОМАН».

     В детстве говорил: «Буду офицером!».
Силой трагических обстоятельств им стал, война, Победу встретил полковником.

     Писатель из большой семьи пограничников! Своего времени, необычной жизни.
Не казак писал о казаках.
Оставил  НАСЛЕДИЕ, название ему – ШЕДЕВР  века!
 По духу казак. 
     О нём пишу, он мне интересен, я многое помню, интересовался его судьбой, творчеством, работая на границе в спокойные годы «холодной» войны, встречал в значительных количествах разный зарубежный и отечественный самиздат. Объективный, надуманно – вздорный, спокойный, субъективный нервный. Интересный, познавательный, нередко, вдумчивый.
Меня всегда привлекала литературно исследовательская не официальная точка зрения о поэтах, писателях, художниках, кто мне интересен.  Философы древности, их литература,  наследие.
Сочетание, на первый взгляд, противоположностей, поэт и писатель, например,
Высоцкий и Шолохов.
     Я был пограничником в той жизни, о границе хоть строчку, но везде стараюсь оставить.
В том числе, по известному изречению,  пограничников  БЫВШИХ  НЕ  БЫВАЕТ!


----
     И так…
Некоторые страницы из биографии знаменитого писателя Шолохова Михаила Александровича.   

     Проживает в станице Каргинской, с февраля 1920 года работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Участок ответственности, хутор Латышев. Одновременно служащий ревкома - журналист – агитатор, делопроизводитель в заготконторе. Должность с записью «журналист», сохранилась в областных архивах.
     Станичное правление организовало по вечерам драмкружок, начинание переросло в революционный агитационный балаган – театр и сразу в самодеятельный  казачий станичный театр, руководитель, местный учитель, Тимофей Тимофеевич Мрыхин. 
Он же, когда – то был первым домашним учителем маленького Миши, готовил его в гимназию.
     По его воспоминаниям, у себя в станице, по соседним хуторам, ставили спектакли классиков А.Н Островского, А.П. Чехова, по три  больших пьесы каждого. Был театр,  и были актёры.

     Труппа самодеятельного театра, каждый вечер в разъездах, с ошеломляющим успехом, ночью репетиции, днём работали, спали, как приходилось. Время спрессовано, сбито, рассчитано, распределено. Активная молодёжь, успевали любиться, энергии не занимать. Дежурства,  периодические рейды с продотрядом, неспокойно вокруг, бандитизм процветал, последствия Империалистической, ещё не законченной гражданской войн.
     Один из рейдов. 1920 год,  20 сентября.
Об этом дне вспоминает начальник штаба армии батьки Махно, В.Ф. Белаш: «… захватили несколько бойцов из Каргинского продотряда… приговорили к расстрелу… Вели на «распыл», встретили Махно… подросток… назвался Шолоховым.
Махно: «… отпустим… пусть  подрастёт…,  в другой раз повесим».
 
     В 15 лет его расстреливали по настоящему, по – взрослому!
Рассказывал…, а как может рассказать пацан с задатками непревзойдённого сочинителя? Взахлёб, попутно насочиняв про свои подвиги,  похождения, как с самим батькой Махно встретился.
И тот его пожалел,
как ему повезло, мальчишка никогда не признается. Разве что перед сверстниками лихо добавит, чуть ли не маузер подарил…

     В 1922 году,  после ростовских курсов, назначен в станицу Букановскую налоговым инспектором,… в  17 лет! Немного поработал, за неудобный отчёт, снижение налогов,  арестован…
     Без доноса не обошлось, «присоседили», приплюсовали,  довольному обменом казаку – станичнику, а Мишка при государственной должности – нельзя,
за строевого коня выменял, отдал двух рабочих быков. Даже взяткой называли.
«Превышение власти»,  приговорён к расстрелу. Ждал…, вспоминал, как хотелось жить…, заменили на год,  «условно».

… А как было на самом деле?


2.

     С начала 1920 года, в станичном театре один из ведущих актёров 14 летний Мишка Шолохов, скоро исполнится 15…, в конце мая. Возраст, когда мальчишки ждут взросления.
Охочие до зрелищ казаки заполняли приспособленные под клубы помещения, открытые площадки до отказа. Молодые артисты играли профессионально, требовал станичный режиссёр Мрыхин, на халтуру народ не пошёл бы.
Михаил был любимым актёром, любимцем толпы «театралов», в хорошем смысле, за импровизацию, задор исполнительства, бросающийся в глаза не по годам артистизм.
     Уверенность держаться на сцене с Богучар, когда учился в гимназии, где был свой оркестр, сцена, самодеятельность и он, непременный участник, солист, по воспоминаниям учителей гимназии.
     Когда театр не один раз проиграл пьесы классиков по всем хуторам, встал вопрос об обновлении репертуара. Что дальше ставить, труппа не знала.
Вдруг Михаил начал приносить готовые сценарии на современные темы, шуточные,  сатирические, серьёзные.
По воспоминаниям актрисы самодеятельного театра М.М. Лимарёвой,  ставили  спектакли по его сценариям, был автором и уже режиссёром, помогал Мрыхину.

     Казаки ломились на спектакли, себя узнавали, свои подворья. Мишка юморист,  ввёртывал сцены жизни, что народ требовал продолжения действа.
Михаил понял, в дальнейшем вошло в «Донские рассказы»,  роман «Тихий Дон», особенно в «Поднятую целину», земляки – казаки и он,
творили и  сотворили персонаж – народ в повседневной жизни, тот же образ деда Щукаря, что явилось успехом произведений о реализме действительности и всё это из сцен и сценок их самодеятельного театра.
Театр, его первые сценарии, начальная драматургия, дали стимул совершенства, вначале к журналисткой, затем, к писательской деятельности.
     Что он понимал? И понимал ли пятнадцатилетним, что такое драматургия.
О его сочинительстве сценариев, местные актёры,  да и сам руководитель театра Мрыхин, узнали перед отъездом Михаила в Москву на учёбу в конце осени 1922 года.
    
Примечание. Миф о малограмотности писателя, распространяемый, к сожалению и официальными изданиями  с 30 – х…
Неофициальными, унизить, принизить, как всё знакомо.
А как записано в современных справочниках, энциклопедиях, «поигрывал малозначащие пьески в самодеятельности при клубе».

     Гражданская война, любая война, взрослели рано. В  14 лет взрослых  учили грамоте, артистами были. Играли взрослые сцены спектаклей.
Дети войн, детство и сразу в юниоры, юношества не было. Писал, как жил, страсть  зародилась, ещё не в запой, не подсел на перо,  зацепило, всколыхнуло спящие клетки творить слово.

     Психология юного драматурга… почувствовал славу, казаки – станичники  устраивали овации. Актёр, артист, заводил зал, народ, мужиков, баб, сверстников своим текстом, им написанном собственноручно, о жизни казаков станицы, событий того времени.
Вживую списывал образы с жителей хуторов, их дворов.
     Ему рукоплескали за игру, выдумку реплик ЕГО текстов.
Он написал эти сценки жизни из действительности ежедневного бытия земляков, казаки узнавали себя в мизансценах постановок по его текстам спектаклей.
     Он понял в 15 лет, его сочинительство народ принимает на «ура», а это называется – ПРИЗНАНИЕ.

     Ему повезло в жизни, что сам прописал в сценариях, то и играл на сцене.
Разыгрывал со своим самодеятельным коллективом, сверстниками, саму действительность  в станице, какая она есть.
Написал до 10 сценариев! По ним поставил спектакли юный режиссёр, сценарист. Возраст 15 – 16 лет, драматург – любитель. Прекрасно понял, да и знал,…
маленький «спиноза»,  что такое  СЛОВО,
его сила, влияние, воздействие на людей. Почувствовал своё персональное перо сказочника, что ему Богом дано творить  историю на бумаге.
     В современных справочниках об этом или написано вскольз, сухо, или вообще не отмечено, а это было в ранних биографиях, да и на встречах с людьми говорил.
     В беседах с военнослужащими постоянно задавали вопросы об успехах его фильмов. Всегда скромничал, он киносценарист, а истоки, в том числе, из ранней юношеской революционной полувоенной драматургии.  Рассказывал и был понятен мировой успех картин незаурядного художника, всё из детства  периода Гражданской войны. Наблюдательность, помноженная на дар писать, плюс умение воспроизвести, обыграть  на театральной сцене в действо и страсть продолжить создавать, желание творить.

     Как и Высоцкому, ему «создавали» или пытались создать нужную биографию, в зависимости от приоритетов того или иного отрезка времени.
… С той же целью,… притянуть одного, он протестный он только «против»,
другого  подводили под мнение,
не может быть, что написал эпопею «Тихий Дон» парень в 23 года.
     У известного американского писателя О. Генри есть рассказ, он его написал на конкурс самых коротких рассказов и состязание выиграл.

«Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина.
Покойнику было 23 года».

     Те же 23 года, разные цели, приоритеты, результаты. Оценка…, что может быть в 23 года… В том числе, может получится гениальный писатель, победитель конкурса на лучший рассказ.
    
     Начинающий, самодеятельный драматург, в 15 лет, на сцене увидел результат своих придумок из реальной жизни казачества того времени. Всё! Его понесло.
Он будет творить, писать. Его надо останавливать, тормозить, из области и психологии.
Чувство знакомо пишущему человеку, это вирус, зараза, он заразился писательством.
     Про Михаила  Шолохова из страшной зависти молва преследовала, как парень может  ТАКОЕ  написать, гениальное, да ещё масштаб - эпопея «Тихий Дон», что  возрастному, познавшему жизнь, пожилому писателю не под силу?
     По принципу, жизнь учит, раннее взросление, яйца курицу учат, дети родителей учат.
Миша грамотности выучил свою мать в те  годы, когда ликбез, ликвидация безграмотности,  взрослым по хуторам преподавал.

     К навязываемому мнению завистниками - «плагиаторщиками», к вопросам о малограмотности писателя, обязательно вставляли цифру, 3 – 4 года гимназии им преодолённые, отсюда, неспособность написать такую книгу, как «Тихий Дон». 
Как минимум, проект ОГПУ, а книга о «вежливых» белогвардейцах, жестоких руководителях – красногвардейцах и мысли крамольные не большевистские, идеи «контриков» - староверов, «плагиаторщиками» тщательно  замалчивались или наоборот, с отчаянностью афишировались где придётся.
     Для сравнения, Нобелевский лауреат по литературе 1933 года, поэт, писатель Иван Андреевич Бунин, в силу обстоятельств имел 4 класса гимназии, как Шолохов, один в один. Домашнее образование и множество романов, повестей, рассказов. Автор сборников своих стихов. Знаменитый поэт, писатель, с мировым именем.

     Не требуется специальных особых доказательств, ранняя шолоховская драматургия пьес о действительности того времени и дала ошеломляющий результат,  за пять лет сборники «Донские рассказы», «Лазоревая степь» и с коротким перерывом,  на скорости 1 и 2 том «Тихого Дона».

     Ему «повезло», в 14 - 16 лет, актёр, артист! Сценарист, режиссёр, почувствовал сцену, сладкий выкрик культурных слов, «браво!», «бис!». По -  простецки, других, деревенских, хуторских воплей - призывов: «Мишка, давай… мать их!»
     Время Гражданской войны,…  батька Махно не дал зазнаться, тот же махровый послевоенный бандитизм. Чувствовал ответственность за свой край, землю, дом родной. Мечты о лучшей жизни, быть причастным к времени перемен.

     Учитель Мрыхин, главный режиссёр театра, ребята – актёры, разучивали  ЕГО  пьесы спектаклей.
«Исследователи» -  завистники, активисты по переделыванию истории,  обозначили этот факт в справочниках, «пописывал короткие пьески,  агиткультки…»,
понятно, лишний раз ущемить автора, унизить, извратить, переделать биографию, лучший роман мира «Тихий Дон» оболгать.
Истоки творчества писателя всяческим образом «замазать» давностью временем.
    
     А ведь, это были настоящие пьесы, пример брал с Чехова, Островского, по форме и требованиям драматургии с актами и антрактами. Они имели название, афишу, его современники станичники их запомнили. Ребята ставили полновесные спектакли: «Упокойник», «Дунька и Гришка», «Необыкновенный день», «Генерал Победоносцев», «Денщик и генерал», другие.
Разыгрывали классический вариант пьес Островского, Чехова, затем текст меняли полностью под казачьи мотивы повседневной жизни. Переработку делал он, своего рода, «авангард».
С точки зрения Станиславского, не хорошо это, совсем не хорошо, но война, революция, борьба.
Время, обстановка, сама жизнь требуют другие жанры.
     Были и «выжимки», короткий скоротечный розыгрыш, так называемые «агитки», НО… из полновесного спектакля по его сценарию и он автор. 
     Разыгрывали по его сценарию сценки – пародии на жизнь в станице, хуторах – сатира, в такой форме проходили частые тогда собрания -  коллективное решение вопросов, революционная карикатура и все, фрагментами из его спектаклей.
 
     Давали настоящие гастроли перед хуторянами в Латышах, Боковской, Грушинском, Вислогузовском, Лиховидовском, в нескольких других поселениях, на полевых станах, на отдалённых летних фермах, приглашались в соседние районы по нескольку раз, кроме постоянных выступлений в станице. И… всё успевали!
Форма постановок, состав труппы делился на группы солистов и статистов. Выступали одновременно в разных местах. В одной казачьей станице обнаружилось столько талантов! Молодёжь для сцен вовлекла возрастных, казаки сами себе удивлялись….
     Поразительная романтика причастности к времени перемен, мировые исследования феномена – такая отдача возможна только во времена революций.
    
     Станичник П.Байкальский вспоминал: «… а мы и не подозревали в то время, что действующие лица пьес он списывает с нас, что они взяты из станичной действительности».
     Станичная действительность им ярко нарисована в романе «Поднятая целина», подсмотрена из казачьей повседневной жизни. Свой дед Щукарь был во многих хуторах.
Сцены в книгах из  его пьес, деревенской драматургии, над чем смеялись казаки, что обсуждали между собой и хвалили Мишку – артиста за игру.
     В романе «Тихий Дон», мирная жизнь или фронтовой быт, отдых и  балагуры – казаки несколько образов, отвлечь от боя, взрывов, смерти, вспомнить   курень, родных.

     Повода зазнаться не давала обстановка того времени, скрывал, что он написал, сочинял, да и характер замкнутости, скрытности, ссылался на неких друзей, что присылают тексты пьес.
     Он понял  ЕГО  фразы текстов, его  СЛОВО,   нравятся людям, они понимают его, 
ОН  будет  ПИСАТЬ  для них.
     Психология начинающего драматурга,  пишущего человека…, к  традициям,  взять от великих за основу, добавить своё, страстное соревновательное стремление -  усовершенствовать и превзойти…!
А что?  Потом и покорить!
В 18 лет попробовал профессиональную журналистику, писал статьи в газеты, фельетоны. Разочаровался…

     Получилось, переросло в великое предназначение!
Из его юной драматургии, театр, как жизнь, сцены, постановки  и в  будущем его  КИНО.
Сразу, после издания романа в Германии, сценарист, сорежиссёр первой экранизации своей эпопеи «Тихий Дон», 1930 год! Консультант, участник, создатель образов на экране  детища по своему сценарию, собственной драматургии.
     Киношное ПРИЗНАНИЕ  по немому варианту картины, начало начал.
Основа основ – подбор актёров во всех фильмах им лично.
Кто не пытался позже хотя бы повторить успех его фильмов… Не смог.

      Триумф в стране, на экранах мира.  «Оскароносная» слава киносценариста
 – консультанта  фильмов, миллиардер  по  всем голливудским понятиям. Звезда экрана!

Какой автор повторит такое КИНО!?

«В лазоревой степи»
«Донская повесть»
«Когда казаки плачут»
«Нахалёнок»
«Они сражались за Родину», 2 серии
«Пастух»
«Тихий Дон», 1930г.
«Поднятая целина», 1939г.
«Поднятая целина», 1961г. 3 серии
«Смертельный враг»
«Страницы рассказа», по рассказу «Судьба человека»
«Судьба человека»
«Жеребёнок»
«Непрошенная любовь»
«Тихий Дон», 1958г. 3 серии

     Представляя фильмы, переводы книг, согласовывая сроки тиражей, в полной мере занимаясь издательской деятельностью, встречаясь с книгоиздателями, руководителями государств, народом, посетил многие страны, побывал на всех континентах.
Результат, во многом его ранняя драматургия пятнадцатилетнего, увлечение сценой, со временем  СЛАВА фильмов по своим ранним рассказам.
Киносценарии к фильмам по романам, триумф экранизаций по миру.
ПРИЗНАНИЕ   литературным сообществом шедевром века романа «Тихий Дон»!
Множество Высших призов за ЕГО  КИНО… !,... из детства!
Самодеятельной сцены, где начинал сочинитель, придумщик, юный актёр, артист,  ДРАМАТУРГ!

Примечание. В обвинениях главного «плагиаторщика» 70 – х прошлого века Солженицына, а за ним других «сочувствующих» с Запада, позже, местных союзных завистников - активистов, 45 лет ничем не занимался после написания романа, не писал, не умел и не он написал
«Тихий Дон», тем более, «Они сражались за Родину»..
И тогда было понятно, и на кого рассчитано. Идеологическая информационная война в «холодной»,  в противостоянии систем, была в разгаре… 
Временами притухала и с новой силой, вычурным размахом.
    
     Идеологически выкрученным способом, страстью к методу психо войны, проявилась в литературе, свалить с пьедестала лучший роман ХХ века «Тихий Дон» Шолохова, на его место водрузить «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына.
     УЖАС  ПРОТИВОСТОЯНИЯ  ИДЕОЛОГИЙ,
«Тихий Дон» - развенчивал войны. Ёмкое точное определение английских газет в 1934 году – «…ОБВИНЕНИЕ  ВОЙНЕ…».
Западный проект, «Архипелаг ГУЛАГ», сталкивал лоб в лоб «сталинистов» и «не сталинистов», а это было всё население страны.
Призыв к репрессиям… атомной бомбой!
Из книги: «Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу».

Примечание. С первым изданием книги в Париже в 1973 году, затем попытки распространения в страны социализма и в Союз, последовала мгновенная сопроводиловка, тогдашний самиздат в виде аннотации. Распространялся «из рук в руки» машинописный текст на русском.
Не советский, явный, откровенный, «… страшные свидетельства репрессий… но это «цветочки»… будет вам атомная бомба…». Что идеологическая, понятно
и подтекст!
Советским от несоветских… призыв к войне, репрессиями атомными бомбами…
     Книга для всех служб противодействия проникновения ИДЕОЛОГИИ ВОЙНЫ, уточню, в то время, была объявлена строжайше категорически запрещённой для провоза в Союз.
     Государственный секретарь США Генри Киссинджер и сказал тогда о Солженицыне:
«Если бы его взгляды стали национальной политикой Соединённых Штатов, то мы бы встали перед значительной угрозой военного конфликта».
     США на государственном уровне признавали, книга, прежде всего, цели и характер – идеология войны, военных конфликтов. Культ личности и его последствия... подтекст!
Что в книге завуалировано под свидетельства о репрессиях?
Сейчас открываются архивы «холодной» войны… Исследования впереди.
     Работая на границе в те годы, я не раз держал в руках первое издание «Архипелаг ГУЛАГ», знал, что держал в руках бомбу…   атомную…  с разделяющимися боеголовками.

     Свалить с пьедестала… Шолохова.
Как, чем?  Самое простое, оговор, клевета, травля.
     Всёпожирающей  ЗАВИСТЬЮ...
Из времён Цицерона. Быть Первым, по истинам древних философов, надо пройти все литературные круги ада.


3.

     И снова о его времени детства, юности…
Драматургия пятнадцатилетнего, как капитана «жюльверновского», 10 его ранних пьес перевернули его внутренний мир, а об этом «все» «биографы» советские и не советские старательно умалчивали…   Из них, из ребяческих, но ой как взрослых по содержанию пьес, родился  литературный шедевр ХХ века «Тихий Дон» и он был его автор.
По насаждаемому мнению «плагиаторщиков» – завистников, как мог придумать написать эпопею малограмотный мальчишка… 15 - 20 лет?
Чуть ли не извечный вопрос, откуда у него познания возрастного писателя?

Оттуда, когда два раза ставили к стенке, чтобы расстрелять, а командующий крестьянской армией Нестор Иванович Махно  пообещал ещё один раз повесить.
Оттуда, пацаны  рано взрослели. С войны, с любой войны, когда дети берут в руки маузер, карабин, автомат.
Оттуда, когда между боями, рейдами, засадами, затачивают карандаш, перо, ручку, чтобы написать, как воевали.

     Никак не хотели видеть моменты биографии историки – литературоведы, при Союзе понятно, идеология не позволяла. Закономерно, умышленно
«забыли» и не вспоминали те, кто «против» писателя – завистники  «плагиаторщики».
Основа обучения в детстве… методы педагогики из школы  СТАРОВЕРОВ. 
     11 - 13 лет, ученик Богучарской гимназии, куда его отец определил в дальнейшее обучение.
По воспоминаниям учителей в ранних биографиях, да и рассказывал на встречах с военнослужащими, откуда истоки  ВОЕННОГО  романа?
Из увлечения историей страны, края. Писал сочинения по родному языку, литературе на свободную тему о событиях в жизни государства с допетровских времён, походах и боях. Откуда?
Отец поощрял, зачитывался военной классикой и литературой на исторические темы.

     Первый домашний учитель Т.Т. Мрыхин  вспоминал, Миша говорит: «Буду офицером»,
«… я разубеждал… жизнь учёного… подвиг… науки».

     Увлекался философией, прочитывал древних, задавал много вопросов, даже вступал в споры на философские темы. Дразнили, кличка среди пацанов - казачат была,  «спиноза».
Откуда всё это?
     Начало образования, 7 – 9 лет, учился в станичном начальном церковно - приходском училище,  учитель Копылов М.Г. Обнаружилась болезнь глаз, отец повёз в Москву на лечение.
Клиника своих (староверов), отец из рода, сословия староверов, негласное и гласное братство, там же продолжил обучение.
     Два года, 10 – 11 лет,  учился в частной гимназии им. Г, Шелапутина в Москве, имени сына семьи миллионщика, мецената, сторонника, почитателя старой веры. Не было в живых Шелапутиных, а от их наследия вера была и молва (среди своих) и не только, некое завещание  последователям братства единомышленников.

Справка. Строгая старая вера и парадоксальное. Слова «шелапут, шелапутный», значит, неспокойный, шустрый, непоседливый, баловный и купеческая фамилия одно и то же.
    
     Методы обучения учителей старой веры – знания круглые сутки поточным методом, с коротким сном, ранним подъёмом. 3 – 4 учителя, короткий перерыв, невзирая на возраст.
Учёба, год за три на библейских основах, если арифметика - математика, то с философско - религиозным подходом древних Пифагор(овских) истин.
Строжайшая дисциплина и это с 5 лет, когда надо ещё в «куклы» играть.
Наказание за провинности незамедлительно, линейкой по лбу… или затрещина, сиречь, подзатыльник и ведь, даже в мыслях не было всхлипнуть, хотя в душе очень хотелось.

     Старая вера на Дону, несмотря на гонения, в поселениях была половина   наполовину.  Сильное влияние старообрядцев и в Богучаре, Воронежская губерния, 300 вёрст до Ростова.
Указы 1905 – 1906 годов о веротерпимости, уравнивали старообрядцев с остальным православием, укрепили их позиции во всех областях общественной жизни.
Прежде всего, в  педагогике, будущее веры. За прилежную учёбу, сильно, охотно поощряли, хотя и сдержанно, за плохую -  нещадно пороли.
Варианты физических наказаний были различными, действенными. И мальчишки отличники через них проходили, какое же детство без шалостей. 
     Очень важное свидетельство.
Миша жил в семье священника Тишанского, (и это надо отметить, необычность проживания именно в семье священника), учителя богословия гимназии по…  рекомендации учителей богословия шелапутинской московской гимназии, сторонников педагогики староверов.
В доме большая библиотека, по воспоминаниям детей учителя, «Миша много читал, спорил с отцом на темы нам непонятные».

     В романе «Тихий Дон», староверы не на одной странице книги.
Казаки, пышущие здоровьем, с огромными бородищами, не курят, категорически не пьют
водку, самогон, горилку. Если употребляют, здоровья для… Своебразно матерятся с оглядкой на веру,  зверски воюют.
     В то время старая вера хоть и вяло, но преследовалась, методы обучения отроков не афишировалась, но в жизненной практике даже приветствовались. Послушание, прилежность к учёбе, кротость учащихся на вере, была основой воспитания казачат.
     По исследованиям страниц жизни Шолохова, его отец, Александр Михайлович… из рода Шолоховых, купцов – староверов.
«Двоепальцевую», «двуперстную» веру запретили, а дух оставался.  Как известно, … Никон ввёл троеперстие.
     Миша Шолохов, будущий писатель, с 11 лет писал сочинения – рассказы о раскольниках времён Никона.
О царе Петре I, специально казакам Дона, разрешившим поблажки, что другим народам  страны запрещалось. Мечту быть офицером не оставлял, воинские темы предпочитал. Поощрялся учителями за усердие и старание. Писал школьные сочинения на основе философского учения Спинозы – учения Божественного Мышления, от этого и кличку уличную получил, «спиноза».

Отступление в примечание. Из энциклопедий. Казаки.
«Царь Пётр…
Русские до Петра… отпускали бороды.
Брить бороду, курить табак считалось большим грехом.
Пётр был за границей… в коротком платье… не мешающем работать… просвещение… все бреют  бороды и свободно курят…
… вернувшись… стал одевать…брить бороды… начали курить…
Не тронуты были только казаки. Петру уже в первое пребывание его на Дону, так понравилось простое, свободное платье казаков, он так полюбил казаков за их удаль, проворство и смышленость, что им оставлены были навсегда и их свободная одежда, и право носить бороду, и их вера – старая и новая…».  СТАРАЯ и НОВАЯ.

     Культ царя Петра, как защитника веры донских казаков, присутствовал  в школьных программах того времени неофициально, но он был.
     Революция не выбила из Михаила подход к литературе на основе истин Библии, царско – петровского подхода к нравам. Научила курить, водку пить, прочие излишества, но дух старой веры прочно с детства засел, что и отобразил в романе, частью придерживался в жизни. 
На страницах эпопеи не раз встречается упоминание библейского мышления, а это и вера, традиции государственности, отсюда державности.
Дед Гришака Григорию: «Это не про наши смутные времена Библия гласит?»

     Молодого Шолохова в 1929 году начали оскорблять неграмотным писателем, выскочкой без образования, не способным деревенским парнем написать  ТАКОЕ  в 23 года! В самом страшном для творческой души обвинении на «взлёте» - плагиате. Это тогда, 85 лет назад. Оскорбительные упрёки в течении жизни… 
«доставали из гроба»… за образование в 4 класса гимназии, ещё в детстве получившим кличку – дразнилку, «СПИНОЗА».


4.

     1920 – 22 годы. Ещё одна из страниц биографии 15 летнего Мишки Шолохова,
пацана – парня. В современных справочниках подаётся в необычном толковании. Пишут, работал журналистом, затем разъясняют, в то время журналистами называли статистиков, делопроизводителей в исполкоме?!
     В послевоенных интервью, на встречах с народом говорил об ином, естественно, немного завуалировано конкретном.
     Та же станица Каргинская. Работа, спектакли, время нарасхват, как и он сам. Новая  власть утвердилась, назначены органы управления, на правлении станицы объявляется об организации  своих станичных СМИ. О создании газеты, будет называться «Новый мир». Название в ногу со временем, одно но, будет рукописным творением, нет даже печатающих машинок, не говоря о наборных станках текста.
Михаил с первых дней принимает активное участие, пишет, как играют ребята в спектаклях, небольшие заметки на злободневные темы повседневной жизни станицы, её хуторов, 
было  о чём писать, тем хватало.
Театр гастролирует по хуторам, отчёт пишет рукописно сам в газету, то есть, работает местным журналистом. Сохранились списки местного совета, должность – журналист.

     Темы жизни хуторов, как название газеты – новый мир, новая жизнь. Работа журналиста писать красиво, понятно, чтобы материал нравился станичникам, немаловажно, изложение красивым почерком. Много неграмотных, язык повествования должен быть лаконичным, короткими предложениями, ясный, понятный, МЕСТНЫЙ  с донским станичным говором. Вот откуда МАНЕРА, СТИЛЬ будущего шедевра «Тихий Дон», СЛОВО божественного «спинозовского» мышления!
Истоки,  что он познал за два года в Москве, Богучаре в 10 – 13 лет от учителей, сторонников методик обучения отроков  на старой школе староверов.

Примечание. Элементы биографии скрывались в советском обществе, что – то церковное отвергалось в те годы, о староверах говорить не принято было, тем более методиках обучения. На старообрядцев запрет. Писателю упрёки о запутанной юношеской биографии. Всё объяснимо стало позднее.
Тогда, намёками, недомолвками. Перепутанные публикации страниц жизни, разные подозрения, использование в своих целях недоброжелателями, сейчас то и дело вопросы к наследию.

     Литературная практика станичного журналиста, начинающего драматурга, актёра, сценариста, где – то режиссёра своих пьес и это в 14 - 15 лет!
Всё их повседневной занятости делами района, с коротким сном, работа в правлении, лихие обязанности по продразвёрстке на быстром скакуне с маузером на боку.
Успеть пострелять, быть не убитым в перестрелках, погонях, встречами с хлопцами - селянами армии батьки Махно, которыми родители непослушных казачат пугали.
Побывать в плену, успеть постоять на расстреле самого себя. Пережить «распыл» и снова в бой…
     С ума сойти!
Взрослеть, год за три.  Это возможно только в… революцию, в гражданском противостоянии одних на других. А спустя всего 8 лет пожилые, возрастные  писатели изумлялись, как можно написать эпопею в 23 года!


5.

     Ещё одна страница биографии,  в поисках «железного» плагиата завистниками, чтобы обвинить, оскорбить, «пришить» авторство кому угодно, только не писателю с земли донской Шолохову. Об этой стороне, подростковой жизни будущего  писателя,  факты очень тщательно  «замыливались».
А он и об этом на ранних встречах с народом упоминал, как обычно, посмеиваясь, привычка была такая, с иронией рассказывать, так с чего всё – таки началась  книга «Тихий Дон»?
     С того, что увидел своими глазами, пережил в 1918 - 19 годах, когда пришли немцы, не успели их изгнать, с небольшого перерыва начались бои белоказаков с красногвардейцами.
     Из гимназии в Богучарах, родители забрали, увезли в Вёшенскую, проучился до весны и туда бои  пришли. Детей родители кто мог, куда – то попрятали или в естественной панике переезжали по краю с места на место по родственникам, знакомым, где было затишье, Вёшенская, Плешаков, Рубежный.  Было ему 13 – 14 лет.

     По воспоминаниям родителей и его самого, война охватила весь край, бои, расстрелы.
Казни поркой, пытки поркой, воспитание кто за кого поркой. Вой от боли, позора недругов и другов вниз и вверх по Дону без разбора мужиков и баб.
Такая традиция у казаков в период разных смут - дикие вопли и вой страданий…
Кровь, ужас, грязь войны.
Порка нагайкой – ритуал. Нагайка, карбыч – оружие, атрибут, знак власти.
Расшитая, с вставками камней рукоятка, владение с особым шиком, власть над конём – скакуном, щелчком управлять табуном и с оттяжкой истязать человека до смерти или до беспамятства. Вспарывать тело сыромятью, чтобы кровяной пар пошёл, кожа отслаивалась… дух выходил не сразу, в адских мучениях,…  библейских страданиях.

     О том времени Михаил Александрович рассказывал сыну Михаилу:
«У тётки моей Ольги Михайловны… четыре сына. Трое – бойцы Добровольческой армии, а Валентин – красный.
Иван с Валентином - … по родным буграм друг за другом гоняются.
Валентин заскакивает домой, попил воды…:
«Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыпем контре,  заживём по – новому!»  На коня – и ходу!
… через день Иван влетает: «Был Валька, подлюка?...
Ничего…, мать… выбьем…  сволоту, заживём по – старому!»
… мать… об печь головой бьётся.
Букановская… двенадцать раз из рук в руки переходила».

     Необходимо обратить внимание на слова и фразу Шолохова, «Валентин – «красный»… всыпем контре, заживём  ПО – НОВОМУ!»
Иван  - «белый», «… выбьем… сволоту, заживём  ПО – СТАРОМУ!»
     Брат на брата,  один по новой вере,  другой по старой. Эта линия сквозит на всех страницах «Тихого Дона», окрас идей, в том числе, религиозно - староверческих.

     В 1918 году произошло событие, что вмиг в молве распространилось по всему Дону. Казнили, повесили руководителей образованной Донской республики Ф.Г.Подтёлкова и М.В.Кривошлыкова, с ними расстреляли до сотни казаков отряда.
Свои же казаки подняли восстание, часть станиц называли себя «красными», часть никакими. Казнили за измену ВЕРЕ, за расстрел своих казаков, за жестокость с пленными донскими офицерами.
События были подробно отражены позднее во 2 томе романа, не в пользу «красных» командиров. Автор подробно описал, как возглавив ревком, Подтёлков зазнался, стал высокомерным, жестоким, мстительным… с идеями староверов.
Показателен диалог в тексте романа,
«… Григорий,
 -  землю отдадим? Всем по краюхе поделим?...
Подтёлков…
- Нет, зачем же?...

- Землёй мы не поступимся. Промеж себя, казаков, землю поделим…
… мужикам давать нельзя.
… Зачем делить, -
оголодят нас…»

     Фёдор Подтёлков из рода староверов. Рассуждает с психологией казачества, с мечтой об отделении от «императорства» со времён его прапрадедов. Суверенитет, независимость, своё войско, своя земля, она только казакам, иногородних не ограничить, а выселить.
До сих пор спорят исследователи, что за Донская республика была создана в 1918 году, просуществовала почти полгода, которую возглавлял Подтёлков, первый шаг к отделению, созданию государства, мечты казачества с заселения им Дона?
Цари категорически пресекали вольность, а тут Советская власть сама создаёт отдельную страну - республику, рвёт «устои уродские». С жестокими руководителями, их неправомерными действиями, с религией староверов. И почему – то большая часть станиц взбунтовалась, не поняв этого донского образования, не примкнула.
Если бы наоборот, вне сомнения, тогда объединившись, добавили своих земляков из Добровольческой армии, сейчас (вопрос?),  была бы страна Донская, автономная.


6.

     Казаки откровенно не хотели воевать за «белых», была провокация атамана Войска Донского, генерала Императорской армии Краснова, брат на брата пошёл. И после, в «белых», по принуждению воевали, с мечтой, чтобы создать независимую область.

Примечание. В 1946 году, когда шло следствие о службе вермахту бывшего атамана Войска Донского, генерала Краснова П.Н., ему следователи задавали много  вопросов о его роли в «организации» Гражданской войны на Дону. Прямо, о его связях с немцами ещё в те времена.
О сдаче суверенных интересов казачества  Дона и не желании ввязываться в «не их» войну.

     Шолохов написал в романе об особом предназначении казаков на земле, «… в драках лилась на землю донская голубая кровь… и алая… пришельцев…»… чужаков мужиков.
«Испокон веков», даже кровь разная и в это свято верили.
     «Пантелей Прокофьич:  «Вонючая Русь не должна у нас править…».
За такие слова власть разрешила напечатать роман!? Даже не «отцензурила», а Сталин наградил премией своего имени!

     Повод был у «плагиаторщиков» обвинить автора, текст с рукописи некоего белогвардейца (всегда подразумевался идеолог «белого» движения, друг Краснова, писатель Крюков).
Откровенность выражений в первых изданиях «Тихого Дона» зашкаливала.
     За рубежом капиталистические граждане, ненавистники советского, да и всех русских, вместе с  эмиграцией, рукоплескала, в том числе, выдающемуся…  ПОДТЕКСТУ  и за это… автору ничего не было.   Но это тогда, 
откровенное заигрывание страны Советов с зарубежьем с благими целями,…  «огради».
«Огради… Господи…».
    
     Расклад возможных аналитических мнений сейчас, а в то время при общем руководстве заинтересованных сторон, стран, лиц, основанной на предательстве, влияние той идеологии.
Руководили так, чтобы разделить, поссорить, друг с другом, не гнушаясь ничем, самое больное, на  ВЕРЕ, чтобы поубивал брат брата с лозунгом древних «разделяй и властвуй».
     После, в Великую Отечественную, казаки не воевали бы многотысячной армией на стороне вермахта, а отчаянно защищали свою землю, все до единого, страну Донскую, от нашествия гитлеровцев.

     Политика расказачивания к началу Отечественной войны так и не состоялась, не забудем исторические слова,   «так и несёт контрреволюцией» с такого Тихого Дона… Наоборот, казачество оттолкнули, агентура Геббельса быстро подсуетилась,  на волне ложного патриотизма, сагитировала в полки и себе на подмогу создала армию казаков.
     Одно из обвинений бывшему атаману Войска Донского генералу Краснову в 1946 году при допросах за службу гитлеровскому вермахту, именно он с помощью германцев, ещё тогда, перед началом Гражданской войны,  внушал казакам Дона предназначение донцов – служить германцам.   Готы, упоминаются в летописях, потомки племён готов – немцев, в древности,  какая – то часть поселившиеся на Дону, должны помогать тогда наступавшим на край в 1918 году германским войскам.

     Содействие, тут же понятное противодействие в захватнических планах края, организация провокаций, натравливание дончан друг на друга, станица на станицу, район на район, ростовских на черкасских, нижнедонских на верхнедонских. Сторонников старой веры на новую…
Немного раньше, в 1917 году, первый выбранный атаман Всевеликого Войска Донского, генерал Каледин А.М. говорил: «Весь вопрос в казачьей психологии. Опомнятся – хорошо. Нет – казачья песня спета».
О захвате  немцами Дона, революции и бойне друг на друга,  предвидел, предсказал.

     Эти кровавые события 1918 – 1919 были перед глазами 13 – 14  летнего ещё мальчишки Мишки Шолохова, а спустя всего год, он официально работал в станице Каргинской журналистом. С 1920 года, когда установилась советская власть в районе.


7.

     Я, пограничник, работаю на границе Европейского направления.
Примечание. Середина 70 – х, у Михаила Александровича инсульт. Затравили, оболгали обвинением в плагиате «Тихого Дона» из – за рубежа статьями в газетах, журналах, радио и ТВ, в «голосах» на СССР.
Бывший советский писатель, высланный Солженицын, за «бугром» публикует «железные доводы», что эпопею написал идеолог «белого» движения казачий писатель Крюков Ф.Д. Самиздат в Союз и обратно потоком, с фантастическим текстом литературного воровства мирового масштаба, плагиата веков…  до пещерного.
     В художественных книгах, в школьных учебниках, в дневниках, на листочках, всяким текстом, что только не писалось. «Случайно» забытые пассажирами туда и оттуда «сведения», что и изумляться переставал, как известно, ко всему привыкаешь.
     Было и о Шолохове, в изданиях, в «макулатуре» о плагиате, что он на самом деле – из бывших «белых» офицеров, а в члены ЦК затесался, в «Союз писателей» внедрился и многое другое, что только диву давались мои сослуживцы и я, тогдашняя идеологическая информационная война.
     В то же время, самое интересное, зарубежный самиздат, что он написал шедевр и коротко страницы биографии, которых не было в союзных справочниках.
Тонкости сторон его жизни, о чём я излагаю на этих страницах.
     Учился у староверов, жизненные поступки, материал на книги целенаправленно собирал у бывших белогвардейцев, их свидетельств и воспоминаний, тогда не публиковалась его переписка, тайной были архивы.
Что – то религиозное в то время в Союзе, да ещё о старой вере, старообрядцах, было полным запретом, тем более, в печати.


8.

     Возвратимся в его время боевой юности начала 20 – х годов.
Работая журналистом в станичной рукописной газете «Новый мир», Михаил пишет заметку – очерк о событиях 1918 года, казни Подтёлкова, Кривошлыкова. О земляках только и разговоров, наказание смертью и за что, своя оценка Донской республики и её руководителей.
Здесь и вера, сторонники «красных», до кулачных разборок доходит с казаками  из «белых», «контрреволюцией так и прёт», дух драки остался, мат противоположных мнений висел плотно.
     В то время оценка действий отряда Подтёлкова, Кривошлыкова 15 летним Шолоховым не очень отличалась от послевоенного мнения местных.  Матная ругань, самый лёгкий способ выяснения отношений за кровавую драму, брат на брата и ответственность организовавших смуту. Беспощадно винили друг друга казаки, те же братья…
     У себя в газету в Каргинах очерк написал, направил в область, там отказали. Отправил в Новочеркасск, отказ, тот край в полном составе о Подтёлкове слышать не хотел. Но в Новочеркасске у друзей газетчиков гостил его будущий тесть Пётр Яковлевич Громославский. Он в 1919 году работал там,  в «Донских ведомостях» и тогда газета принадлежала «белым».

Примечание. Ещё раз акцентировать внимание читателя, страницы биографии умышленно запутывались завистниками в погоне любым путём сфабриковать  подлог, плагиат  Шолохова.
… Громославский был журналистом при «белых», работник редакции, литератор, хоть и малоизвестный, но он собирал, создавал летопись своего края и материал о Подтёлкове его заинтересовал, да он и знал в подробностях суд казаков в 1918 году. 
Донская республика -  своя страна, какой – то прообраз мечты казаков со времён заселения Дона, а он бывший атаман.
Новообразование автономии, испокон веков казачество грезило отделением от северных «братьев и сестёр». При своём атаманстве в станице мирил казаков в спорах об «отлупе»  (жарг. вариант, отставка) от северных царей, их территорий…
     Пётр Яковлевич познакомился со своим будущим зятем задолго до женитьбы на его старшей дочери Марии на почве литературных пристрастий, очерке юноши в газету, об этом сообщалось в самиздатовских биографиях. 
 
Некоторое отступление. Молодой Михаил вдруг сделался знаменитым после публикации 1 и 2 тома романа в Германии.
Завистливый «привет» земляков, списал их  подворья в книге, но славой так и не поделился.
Местные станичные девахи «жалковали», «перетирали косточки» Марии – жениха, мужа отхватила. Не они, не им достался, деревенская женская молва гудела, как улей, жалила слухами. Вспомним, кто поднял шум первыми в 1928 году, публикация книги в журнале?  Станичники.
Тесть с зятем собирал материал на книгу по дворам, потом славой (деньжищами) не поделились с местными.
… Историю женитьбы на Марии в станице местные знали «больше чем они сами».
Деревня есть деревня. 
Мария вспоминала, познакомились с Михаилом, когда в исполкоме ст. Букановской работала, а он за много до этого, на официальной должности журналиста работал в ст. Каргинской…

     В своих, скажем так, неодинаковых биографиях,
Шолохов по – разному рассказывал, да это и понятно, требования социалистической идеологии.  Ни слова про «белых», про церковь, разные веры, про предпочтения, церковное обучение, склонность к религиозному «спинозовскому» мышлению,
даже о родственных связях… табу,  сведения о своём тесте к огласке,  полный ЗАПРЕТ.


9.

     Самиздат 70 – х что – то восполнял, но и многое не договаривал, ясно и понятно, авторы тоже не всё знали. Частично запутывалось, что – то подавалось искажённо.
С открытием архивов, особенно переписки писателя, свободного доступа через Интернет, многое становилось на свои места.
     Упоминался факт у исследователей,  он откровенничал, было в армейской печати об истоках его ВОЕННОГО романа. В самиздате о том, что
намётки к эпопее дали события с созданием Донской республики в крае в 1918 году! Крамольная тема, отделение от империи, что испокон веков царями пресекалась. Тема не вошла в официальные биографии его творчества, породила домыслы, особенно в теме плагиата.
     Не начало написания книги «Тихий Дон» в 1925 году, с 1917 года, похода казаков во главе с Корниловым на Петроград. Как известно и сам говорил, бросил пока писать, начал с 1912 года,
О  Подтёлкове. Кривошлыкове у него был материал с 1920 года и он позже включён во 2 том.

     С этого началась эпопея, с отдельных книг, тетрадок, выделенных тем, блокнотных набросках – записей тем, что ему потом в укор, подозрениями – разными авторами написан «Тихий Дон». Библейская редакция, разными авторами, до ощущения – разными писателями.
     Об этом утверждал Походный атаман Войска Донского генерал Попов П.Х., он первый основной главный эксперт авторства романа парня не казака Шолохова.
… При эмигрантском штабе атаман – генерале, казачьем писателе Краснове, находился сын Крюкова, поэт, эссеист, журналист, согласившийся с выводом Попова, «… язык не его…»,
 «… написан  отдельными тетрадками…».

     «Хороший» самиздат, это тот, который в противовес завистникам «плагиаторщикам».
Период перестройки и гласности, осторожно издалека, позже, с началом распада Союза, наступательно агрессивно, масса публикаций,  ГПУ, ВЧК, такие – сякие, но с подковыркой, в 1922 году,  осенью арестовали 17 летнего Михаила за «превышение власти», занижение налогов… Такая формулировка внесена в энциклопедии.
В  прочие справочники, «исследователи – преследователи» добавили и за взятки!?
Вспомним, выгодный обмен для местного довольного сделкой казака, получил двух быков за строевого коня. «Перевернули», взятка… по законам жанра.
     Был суд, приговорили ни много – ни мало…  к расстрелу, оказывается, не знали(?), что Михаил был несовершеннолетним. Заменили на,  «условно», 1 год.
    
     Понятно, по идеологическим соображениям, Шолохов сам недоговаривал свою биографию бурной юности.
С одной стороны, в угоду сторонникам предвзятого отношения,  поклёпа,  гонений на прошлое страны в  лихие 90 - е, «новые» СМИ изощряются.
ГПУ, ВЧК всех хватали, гнобили, расстреливали ни за что и дело писателя Шолохова туда же, то есть, страницы биографии. Тенденциозный  вывод, но он на руку «плагиаторщикам», уже успело вырасти,  подрасти новое поколение обвинителей, опять же, подоспело очередное время перемен, всё советское побоку, будет демократия – новое светлое будущее,
в нём место наследию Шолохова не предусмотрено… Вместо слова обращения «товарищ» будет, «господин»…

     … Несовершеннолетнего к расстрелу!
Суд прекрасно знал, что он дитё по судебным меркам. Время было, повальная неграмотность, дети, мало – мальски обученные считать, работали счетоводами, учётчиками.
Мишка – «нахалёнок», худенький, тощий, по решению старейшин казаков, заслуживал прилюдной порки, да и то если бы доказано было, то есть, сознательно шёл на уголовное преступление. Ну, кто поверит?
А всё равно, внесён сей факт в биографии, говорят, даже в академбиографию.
     Тогда его считали казаком, сам себя считал, много позже стал говорить, что не казак.
Никого не интересовало, вдруг!,  расстрел заменили на год «условно!». 
Расстрел заменяется, как минимум, на срок тюрьмы… такое неинтересно, особенно «исследователям – преследователям», которые прикладывали мощные усилия к окончательному запутыванию сторон жизни писателя.

Примечание. Самиздат в 70 – 80 – х, как альтернатива, параллельная литература, учила интересующийся народ анализировать. Стоит подразделять учёных литературоведов – «плагиаторщиков» и остальных учёных...
Сомнения были в авторстве писателя по причине запутанной биографии, но и интерес… на грани нездорового. А вот вокруг крутилось много неучёного люда, интерес далёкий от литературного, до шкурного.
Были правильные, серьёзные пути исследования, среди них учёные «плагиаторщики», просто любители  литературы, за правду… за истину, у остальных интерес на потребу не редкость.
Сказывались последствия информационной войны в «холодной» двух систем. Идеологическое  противостояние и... элементарная спекулятивная духовная нажива, завистливая злобная желчь.
     Надо признать, многое удалось добиться шельмованием творчества Шолохова.
К концу 70 – х,  появилось извращённое восприятие  лично его и событий вокруг него, часть народа во что – то  и поверила.
«Зёрна в лунки вкинуты», сомнения  были ощутимы…

     Так за что арестовали ещё пацана, Мишку Шолохова осенью 1922 года, хотя и при взрослой должности?
Присудили расстрел, по его скупым откровениям, «… ждал,… так жить хотелось!».
За то, что свой очерк о Подтёлкове, Кривошлыкове, руководителях Донской республики в 1918 году, он отправил в Москву летом 1922 года, по разным свидетельствам самиздата 80 – х в Одессе, в известную газету, другое утверждение, в один из центральных журналов.

Примечание. Свидетельство того самого самиздата 80 - х, о результатах компьютерного исследования скандинавов – литературоведов, авторства Шолохова романа «Тихий Дон», так называемый,  «хороший» самиздат, ещё звали,  «нобелевский». Плюс, добавлены страницы «непечатной» биографии писателя.

     Без задержки, тот же 1922 год, из столицы пришёл «большой пламенный привет» областному начальству и завертелось.
Тогда, в те годы, вот – вот закончились бои, ещё неразбериха к установлению окончательной твёрдой власти. Район Дона, дальнейшие события показали, бурлил больше десятка лет. Словесные стычки до выяснения «на кулаках», споры, митинги, собрания, как дальше жить станицам, селу, деревне, хутору.
     Напечатанный рассказ в газете, журнале о Подтёлкове, для казаков Дона в 1922 году,  бомба! По современным характеристикам,  с «разделяющимися боеголовками».
     С одной стороны, его сторонники – «красные», на Дону советская власть.
«Нижнедонские» – Ростов, ростовские.
     С другой стороны, старая столица, Черкасск перенесённая в Новочеркасск – «верхнедонские», дальше вверх станица Краснокутская, где казнили отряд.
Там казаки стращали непослушных казачат извергом Подтёлковым, убивцем, замученных  недавно с ихних краёв офицеров - казаков.

     С одной стороны, была Донская республика, уже понимали, в составе «московии». Мечта, пусть будет тайная, хоть какого – то отделения, независимости с царских времён.
     С другой стороны, «прогавяли» мечту, в этом винили «нижнедонские»  «верхнедонских». Нельзя было трогать Подтёлкова, он на север с отрядом шёл с мирными целями, агитировать в дружину, для расширения республики.
Расстреляли отряд, провозгласили свою столицу Новочеркасск, решили править «верхнедонские» «нижнедонскими».
     Первый атаман Всевеликого Войска Донского А. Каледин предвидел, предупреждал, всего за год до этих событий о казачьей психологии, не опомнятся – «казачья песня спета».

     С одной стороны, Подтёлков сторонник старой веры, старовер. Староверы испокон веков мечтали о суверенитете  края, своя вера – свои законы, царь Пётр I разрешил.
Даже своё Войско Донское со старыми названиями воинских рангов, чинов дозволялось,
- приказный;
- младший, старший урядник;
- вахмистр;
- хорунжий;
- сотник;
- есаул и другие.
Донская республика не получилась, но вероятность новообразования была реальной, ощутима. 
     С другой стороны, те же староверы «верхнедонские» состряпали подобие суда и мечту староверов же загубили «на корню», повесили Подтёлкова.

     Все эти причины могли столкнуть и реально лоб в лоб казаков края материалом в очерке – рассказе парня Шолохова, «верхнедонских» с «нижнедонскими, то есть, вызвать противостояние, новую  Гражданскую войну.
Вот – вот закончилась бойня, распри друг на друга, опять битва, вероятность,  это бы случилось, вне сомнения. Опять последуют взаимные обвинения, смута, порки, резня.
     Природа Вёшенского восстания 1919 года против большевиков складывалась из обвинений в жестокостях, мести, в том числе за отряд Подтёлкова, его лично и Кривошлыкова. Оружия тогда было попрятано по дворам немеряно. Смертельной драки не избежали бы!
Новой «заверюхи» никому не хотелось, бдительность власти и очень вовремя «затормозили» публикацию «труд» -  очерк к обнародованию, заодно  спасли Мишку Шолохова…

     Вот почему Михаила арестовали! За возможный саботаж, провокацию, за призыв к войне текстом в газете, журнале в 1922 году о Подтёлкове, Кривошлыкове.
Думал ли он об этом? Догадывался, чем может закончиться публикация?
Понимал ли грань дозволенного в той непростой обстановке, с виду безобидной заметки о земляках?  В своей станице, в рукописной газете, можно. На весь край, нельзя!
Он был мальчишкой, с одной стороны, рано повзрослел, оценивать последствия…, ещё не дорос.
… Арестовали, предъявили обвинение в «превышении власти», налоги занижал и за это приговор – расстрел? Нет, конечно. А вот за статью о Подтёлкове с «правдивым» текстом, запросто расстреляли бы, не посмотрев на возраст. Оправдаться было непросто, война не закончилась, всё было на острой грани. Вдруг, заменили на год «условно», потому что не было последствий – не дали опубликовать, но попереживать заставили.
Уехал искать счастья в столице, ему разъяснили, он всё понял!?
     Встретили молодые литераторы приветливо, потому что знали, «прославился», успел «засветиться» с крамольным очерком до стольного града, а молва, как известно, до Москвы доведёт. У исследователей биографии, всегда возникал вопрос, поехал не в Ростов, на крайний случай, не в Воронеж, а сразу уверенно в Москву учиться! Другой вопрос, не приняли…
По другим свидетельствам, наказание в один год, повезли на годовую отсидку в колонию и… удивление, оказался в Москве.

     В 1923 году, из очерка сделал рассказ о Подтёлкове, Кривошлыкове, посылал в редакции, опять отказ. Об этом было известно в послевоенных биографиях, сейчас в некоторых исследованиях упоминается.
Если разъяснили пагубность обнародования этого очерка для его края…, настырная причина  и стремление опубликовать одна, текст был, как минимум изменён в познавательный. 
Только в 1929 году о Донской республике и её руководителях народ узнал из второго  опубликованного тома в журнале «Октябрь».
К тому времени казаки Дона успокоились, «контрреволюцией несло», но не агрессивной,  да и хоть не в полной мере, но контролируемой.
     Знал ли тогда 17 летний Михаил, подтекст приговора за одно, на самом деле за страшную статью и  наказание – расстрел, понимал ли приговор вполне  обоснованным? 

     Всего – то, очерк о земляках, а что могло случиться? 
Пусть останется, скажем, так, контролируемой загадкой в истории. А мы убедимся ещё раз, что такое сила  СЛОВА,  правильно, неправильно вкинутое в умы народные.
     Многое в биографии Михаила Александровича при жизни его, особенно после ухода, перепутано, смонтировано, с одной стороны, в угоду защиты творчества, его самого.
С другой, наскоки завистников, «плагиаторщиков». Через это противостояние, так и осталась в справочниках запись, «отец из под расстрела выручил,  убавил возраст года на три». Никто и не задумывается, сделал совсем дитём, а судьи «ушами хлопали», сделали вид, как будто не заметили... ?



10.

     Контролируемая загадка, «умышленно или нет», 
1975 год, когда подвергся нападкам части западной прессы в обвинениях в плагиате «Тихого Дона», в связи с этим, странного поведения ведомства партии, лично её идеолога Суслова М.А.
Как следствие, «Союз писателей», как в «рот воды набрал».
В защиту можно было выступить всей мощью слова отечественных писателей, поэтов, многие зарубежные мастера слова, деятели науки защищали Шолохова, выступили в поддержку в мировых СМИ.
Даже радио - «голоса» не всегда по - враждебному откликались.
     Свои… замерли в странном ожидании. Суслов делегировал фронтовика, поэта, писателя Константина Симонова, с одной  статьёй и то за «бугром» в защиту, но это всё.
После, объяснение… (?), чтобы не нагнетать в Союзе страсти!

     По Высоцкому, «… значит, нужные книги ты в детстве читал».
Было в биографии Шолохова и такое. Переиначили…
Он способствовал молве, что – то говорил одно в одном десятилетии, совсем другое, в другой пятилетке,  понятно – советская идеология. Цензура зверствовала, до 200 исправлений текста только «Тихого Дона»!
О других произведениях почти не вспоминают, а ведь и там были существенные правки.     Психологически, он «подзабывал» что – то из своей биографии, наоборот, заострял забытое и вообще рассказывал на встречах с военнослужащими такое, что неизвестно было.
     Утверждения биографов, его творчество автобиографично, особенно эпопея «Тихий Дон», сам говорил, да и по тексту частично видно.
Он не один раз, вынужден был какие – то моменты  подправлять из своей бурной жизни в беседах, рассказах, в изданиях, а его страницы биографии брали на карандаш или, наоборот, как и не было их.
На всю «катушку» разночтения использовались преследователями в  плагиате, им название - «плагиаторщики»,… в кавычках.

     По характеру, со слов жены Марии, придумщиком был непревзойдённым. И, в том числе, от этого эпопея стала мировым шедевром. По анализу творчества, Михаил Александрович, владел в совершенстве редким литературным качеством, способом – обновление слов, только ему присущим почерком. Для этого максимально использовал необычный донской говор.
Фраза в разных значениях, в конечном итоге, смысл один. Целые абзацы написаны, но разными словами, а восприятие текста почти одно и тоже, но играет «цветастостью» образов, витиеватостью смысла. «Обзывали» не смущаясь, повторами, что разные люди писали. 
Вспомним опять преследователей – завистников, «разными авторами», но это их ощущения.

Примечание. Когда я начал писать на литературных сайтах, сразу получил рецензии - замечания, у меня повторения, но разными фразами, словами, абзацами. То есть, рекомендации, пиши «короче», «можно покороче» и так понятно…
     О приёме Шолохова я не знал. А приём ли это?
Одно из утверждений, это присуще любителям, своего рода, фанатам чтения всего подряд, в том числе серьёзной литературы. Этот же фанат, затем сам начинает писать, отсюда мнение  переросшее, наверное, в ИСТИНУ.
Приём, обновление слов – это и то, что будущий писатель, когда ни будь,  возьмёт хоть один оборот речи, фразу  у другого и вставит в свой текст. Не объяснит, почему, не вспомнит откуда. Всё происходит на подсознании. При внимательном изучении текста, как раз тот повод, придраться, что это  ПЛАГИАТ.

     К Шолохову применимо в полной мере, с детства много запоем читал «непонятную» и понятную литературу. Ребёнок, книги, философские темы,…  «спинозовское» мышление.
     Одна из заслуг преследователей писателя, «плагиаторщиков», они «наковыряли» интереснейшие выводы написания романа, что дало повод ими сделать «нейтральное» заключение (ни вашим, ни нашим),… «… кто бы ни написал «Тихий Дон» – это шедевр литературы».
Что шедевр советской литературы, ставший мировым, «исследователи» «стесняются» отмечать. А до середины 70 – х, до клеветы на автора, эпопея объявлена была зарубежными писателями, лучшим романом мира…, вообще «не помнят».

     Завистники, «плагиаторщики», своя задача,  цель – запутать, предать забвению. Со всего своё извлечь, иметь, отчаянно «замыливали» страницы жизни писателя с конца 20 – х годов.
К тому времени немногое, но было известно, объяснения молодого писателя были и в печати.
К опубликованным рассказам, была короткая биография.
Нежелательные факты страниц жизни, с их точки зрения, в своих дальнейших «исследованиях»,  заинтересованные лица в этом, вымарали, вычистили, подчистили…


11.

     Факт биографии 1920 года, что было на самом деле.
Когда селянская армия батьки Махно пришла на Дон, и часть станичного Каргинского продотряда попала в плен, где его рядовым бойцом  был Михаил, суд состоялся скорый, приговор короткий -  всех расстрелять. И 15 летнего Мишку Шолохова повели на расстрел…
     Вопросы вот уже, скоро будет 100 лет, почему не расстреляли? В справочниках, в энциклопедиях ответ, «распорядился отпустить» сам Нестор Иванович по малолетству и Шолохов впоследствии рассказывал об этом, понятно, пацан, приукрасил.
Есть мемуары начальника штаба повстанческой, крестьянской армии Махно. Так и было, против фактов свидетельств очевидцев не попрёшь!
    
     В самиздате начала 80 – х, упоминалась биография Махно.
Самиздат восполнял то, чего не было в официальной печати. Анархист, интересная историческая личность, но о нём не то, чтобы был запрет, просто подавался советскому народу вместе с армией, как разбойники  «с большой дороги» 20 – х, огненных, боевых.
    
     Удивительные параллели возникли в молве народной.
Когда умер Владимир Семёнович Высоцкий, западная пресса через радио «голоса», с подачи одной «забугорной» газеты,  о нём приводила такую биографию, что диву давались. Категорически утверждалось,  он махровый анархист, будет похоронен рядом с известными анархистами на Ваганьковском кладбище. Поклонник идеолога анархистов Кропоткина П.А., сторонник его учения анархо – коммунизма.
И дальше, идеал Высоцкого, известный анархист, он же командарм в Гражданскую войну, в то же время,  противник Советов, проповедник  анархо – порядка, батька Махно Нестор Иванович.  Откуда всё это?
Незамысловатое пояснение. В текстах стихов к песням есть строчки философского анархизма!?

Примечание. В день похорон, в районе театра на Таганке, были беспорядки, антисоветские призывы, стычки граждан с милицией. Несколько провокаций молвой о публикациях в зарубежной печати домыслов  биографии артиста и транслирование в радио – «голосах».
     Позже, пространный комментарий  режиссёра театра Юрия Любимова в интервью за рубежом… сожаление о плохой  организации проводов, похорон властью, кумиров, идолов, равных Высоцкому. За беспорядки обвинили его, строго спросили...
     О кончине Владимира Семёновича, моментально наутро сообщили «голоса» всех радиостанций работающих на СССР, с неоднократным повтором. Слушали их многие граждане столицы, собираясь на работу, изученный приём радиоразведки ЦРУ, именно это время, расчёт на слухи, отсчёт от одного к другому быстро по всем закоулкам города. Это тоже приём разведки во времена дефицита средств оповещения, связи.
     После недобрые подозрения пытливого народа.
Никак караулили «церэушники», чтобы не прозевать,… оповестить,…  как будто ждали...
Поэтому один из мифов, что народ узнал из коротких объявлений газет «… культура» и «вечёрка»… действительно миф. Миф, что хотели скрыть смерть, тем более огромный миф, провести скромные похороны. Руководили всем радио «голоса»…

     Другой вопрос, надлежащий порядок не был обеспечен, о чём сокрушался режиссёр Любимов, не было опыта похорон идолов – кумиров, как на Западе.
Там идолов рока, например, провожали, перекрывая полностью подступы к городу, оцепляли, ограничивали, запрещали подходы к месту прощания. Нередко только группа близких родственников и несколько представителей рокерского братства и всё.
Многоступенчатая охрана  и погребение рокеров в то время в «загнивающем» капиталистическом мире, в отдельных случаях было сродни ритуалам.
     В Союзе, даже высшая власть об этом знать не знала, слово «идол», назначение не ведомо было.
     А, 1980 год в Москве, дни проведения Олимпийских игр, по важности были выше всего и всех, подразумевались солнечными, радостными. Время беззаботности, состязаний, но спортивных. В древности, на время Игр, пушки замолкали, войны прекращались.
     Начало 80 – х, в Москве был социализм, ещё никто не отменял и был в силе лозунг со времён Хрущёва, «К 1980 году Советский Союз будет жить при коммунизме!»
     Рокерные похороны для столицы выходили за рамки понимания гражданами последствий.
Высоцкий был рокером по образу жизни, такого слова в массе народной не знали.
Значение, «рокер» в идеологическом растолковании для народа тогда было, это…  – анархист.
     Его изобретение – маглитература, песни  в широкие массы, значение явления для народа ещё даже не  понимали. Идол – кумир, стали осознавать позже. 

     … Народная молва, Высоцкий – анархист, из откровений его окружения последнего десятилетия жизни.
Давид Карапетян, друг  начала 70 – х, вспоминал: «Как – то Володя пришёл ко мне домой и ни с того, ни  сего, задумчиво сказал:
- Ты знаешь, оказывается, Махно никого не расстреливал(?),  хотя постоянно грозился, мол, лично расстреляю…» 
Известный случай, от актёра Золотухина узнал, тот читал воспоминания вдовы батьки.
И увлечение идеей снять фильм, сыграть роль Махно, начало 70 – х.
     В самиздате о Шолохове похожая по стилю высказывания фраза была, Махно грозился, «подрастёт (Мишка, авт.), потом повесим». Сейчас есть в энциклопедиях.

Примечание. «Вездесущий» самиздат, на год со дня смерти Высоцкого, детали биографии распространялись по Москве,  другим крупным городам страны.
Я осенью 1981 года, находясь в командировке в столице, был на Ваганьковском кладбище, за забором молодые люди «за пару копеек» предлагали разные биографии, нисколько не смущаясь количеством вариантов. Откуда?
«Забугорные» известные издания, не счесть «жёлтой» прессы, печатали домыслы на год со дня и после, радио «голоса» исправно цитировали. Только с 1984 года, пошло на спад.
     Шумиха отразилась на театре, скомканный памятный спектакль о Высоцком, только один разрешённый на Таганке.  Сплетни, слухи, нездоровая молва…
Быстро задержанные «активисты» на подступах к театру  с плакатом: «Какая память анархисту? Позор!». Откровенная растерянность власти.

Справка. Незадолго до смерти, центральная газета партии «ПРАВДА», хвалила Владимира Семёновича по совокупности работы в театре, кино, за авторское творчество. За нашумевший телевизионный сериал «Место встречи изменить нельзя».
     Стоило только похвалить…  По трагическому стечению обстоятельств, умер.
И западная пресса обрушила, заметим, ещё не был предан земле, массу домыслов, придумок, прямо противоположного содержания, то есть, агрессивные нападки, сравнения… анархист.
Характер измышлений был объёмный, целенаправленный, «высоцковеды» об этом достаточно много писали. Есть тексты, выдержки из «забугорных» газет, журналов в их исследованиях.
     Всё это тогда называлось идеологической войной. По – простому, подлянка… «вслед».
Уверенное мнение «того» народа, за фразу на ТВ США, дошедшую в Союз, сказанную телеведущему: «Я  не диссидент, я – артист…».
Оговор, клевета – оружие, в войне все средства хороши.

     В связи с периодическим всплеском «воспоминаний» об анархистах, появились страницы жизни популярного, известного Командующего армией селян, Нестора Махно, идейного анархиста.
    
     Один из городов Союза, портовый город, в те годы славная Одесса!
В нём было всё… Я жил в этом городе и 80 – е, время наплыва туристов.
Советскими и иностранными кораблями и пароходами был забит внешний рейд. В акватории порта ждали причала пассажирские суда и это было невиданное событие.
Количество жителей города -  миллионика взрастало втрое. На Морском вокзале периодически оповещалось по радио громко «на всю» Одессу: «Граждане приезжающие, ресторан на втором этаже, граждане отъезжающие, кипяток на первом этаже».
Выемка денег у отдыхающих производилась со знанием дела по – одесски планомерно, методично и по  многу.
Не редкостью было, «смурные» мужички около телеграфа в ожидании перевода на обратную дорогу… до дому, до хаты. Навстречу неизвестности… объяснения жёнам. 

     Одесская «книжка» тех лет. Место, где собирались в основном  книжники… Там появлялись коллекционеры по разным направлением, но книга открыто, доступно по рыночным тогдашним ценам. Правда, с оглядкой, разновидность спекуляции,  но если всё «в меру», «договорно», то и всё хорошо было. Здесь же обширный обмен.
Опять же, Одесса есть Одесса. Местные знали, у кого спрашивать самиздат, а был он «нормальный» - поэты, писатели, барды, магплёнки Высоцкого туда же, многое другое.
«Не нормальный», «против», антисоветский, всё остальное, что под запретом.
     Встречи знакомых, беседы, спор, клуб любителей книги на площади Мартыновского, сейчас Греческая. Недалеко знаменитый Горсад, на скамейках расположились художники – живописцы, предлагали своё мастерство в экспресс – портретах, в основном приезжим. Подторговывали холстами, рисовали по просьбам желающих их физиономии, за добровольную отдачу на это памятное дело «нескольких монет».
     Зимой собирались в помещениях в разные годы, в разных местах. 
Самиздат «забугорный» литературный, отечественный привлекал.
Шекспир, Дюма, Шолохов, Пушкин, Лермонтов, Есенин. Не стало Высоцкого, рукописный, машинописный  текст песен. Страницы биографии с «картинками», много фотокопий.

     Биография Нестора Махно интересовала, в том числе, коллекционеров орденов и медалей, как известно, был награждён орденом Боевого Красного Знамени, одним из первых после введения этой награды. Страницы жизни батьки и…
Шолохов.
Был жив, ушёл из жизни и воспоминания его современников в «пику» тому самиздату, что чернил писателя, в основном текстами СМИ Запада.
    
     И вот деталь тех «не напечатанных» биографий…
В том, 1920 году, махновцы, после захвата в плен, допрашивали каргинских продотрядовцев, они показали на паренька Мишку Шолохова, что он артист, в станице играет в театре, спектакли разные показывает, притом здорово!
     Нестор Иванович, огрубевшие чувства в войне, разруха, смерть, народные мучения, к артистам, зрелищам разным имел слабость. Он их любил, просто боготворил!
Из его воспоминаний, «… А чтоб война не скучной была, мы с красными «товарищами» и белыми «господами» договор негласный заключили: проституток и артистов не убивать…».

Первых, понятное дело, в армии имел из «бабочек» отдельное подразделение для утех хлопцам - селянам. Вторым,  АРТИСТАМ,  угроз не чинил, многое прощал.

Пацанёнка, артиста Шолохова пожалел, не расстрелял.
    
     Позже, паренёк не так рассказывал в биографиях, но в таком незавидном положении, где побывал, кто бы его упрекнул. Ан, нет, пишут «плагиаторщики», присочинил, прихвастнул. Бахвалился, что с батькой разговаривал,  наврал  «с три короба»…, как пить дать.
     Как говорится, завистников, «плагиаторщиков»,  их бы туда…, к стенке, под дуло, да с запасными портками.


12.

     Михаил Александрович заканчивая эпопею, категорически отказался сделать своего героя Григория Мелехова «красным», несмотря на уговоры писателей, через них самого Сталина.
И за это ему в 1940 году была присуждена… Сталинская премия.
Стало загадкой, переросшей в  Тайну ХХ века, его шедевра столетия, романа «Тихий Дон».
     С большими годами, по прошествии длительного времени, становится очевидным,
его творческое состояние, что он пережил в жизни, эмоциональное состояние… и решение,
по – другому не мог поступить…
С ним согласился сам Сталин!? Мало того, обеспечил пожизненными почестями.
    
     В 1920 году, 15 летним парнем его вели на «распыл» хлопцы батьки Махно. И расстреляли бы,… артиста,  спасло совпадение случайностей. Армия Махно в то время была не за «белых», и не за «красных». И это событие отложилось у будущего писателя намертво своей реальностью.
     В 1922 году приговорили к расстрелу свои, «красные». За налоги!? В 17 лет!
В эти слова не очень поверили исследователи биографии, народ в сомнении. Выясняется, явный подтекст другого…, нежелательные публикации о Донской республике и её руководителях, чтобы не спровоцировать очередную бойню брат на брата..

     Два раза «расстреливали», один раз батька Махно пообещал ещё и повесить, и это паренька, до далёкого по летам - годам совершеннолетия. Вспоминал «… так жить хотелось…».
Не за «белых», не за «красных» -
не сделал своего героя книги «Тихий Дон» Григория …

     Перед глазами писателя стояла картина живописных художественных росписей бортов пулемётных тачанок махновцев, голые бабы, ржащие кони, черепа и кости, матерные пожелания врагам...
Видел и запомнил крепко – накрепко яркие надписи крупными буквами,
«Бей красных -  пока не побелеют, бей белых -  пока не покраснеют!»

     Об этом он никому никогда не говорил…  Но такое никогда и не забывалось…
И о том, земляки – казаки не хотели воевать, их всегда использовали во все войны…

     Мария Петровна…: «… он стоит у окна, сильно плачет, вздрагивает…»
«Я закончил…»


Эпопея во многом считается автобиографичной… 


Конец третьей книги.


В сокращении, Интернет – вариант. Интернет – диссертация, ч.2.




В связи с публикованием обещанных тем, например, "Тайна гибели тургруппы Дятлова", продолжения мистического происшествия на Урале в моих мемуарах "Женские колготки - страшная СИЛА и УЖАС",
четвёртая книга "непечатанных" биографий Шолохова, Высоцкого будет позже. Но будет.