Фарт для охотников

Сергей Демченко
    Фарт..конечно же это быть в нужном месте в нужное время. Только так можно объяснить везение.

     Рассвет уже наступил , наступил по времени, но темнота не уходила. Густой туман висел в тайге , каплями оседая на ветвях , на высоких стеблях травы с пушистыми метелками, на стволе моего Сако.

     В скрадке  темно, темно и вне его при таком скудном освещении, а уж внутри темень ...Сквозь узкие оконца-бойницы почти не проникает свет.

     На открытом воздухе полегче. Видимость лучше и дышать свободнее, не давит так эта висящая влага. Хотя влага , собираясь  в капли воды ,шумно падая на сброшенный деревьями  лист, беспокоит мой слух и держит в напряжении воображение. Мне всё кажется ,что какой то зверь шуршит по листьям подходя. Озираюсь по сторонам , но ничего не вижу.Туман то садится ,плотно клубясь над самой землей ,то поднимается немного, давая вздохнуть спокойно и осмотреться, потом опять закрывает все свободное пространство в пределах видимости.

  Мне надоела эта игра в прятки и я собрав засидку ,ухожу к машине на встречу моему другу.

   Пока иду ,туман заметно рассеивается и выйдя к машине , я уже вижу оранжевый жилет Паши, сидящего над низинкой в узком переходе.

  - Вообще ничего не видно,только капли стучат и все кажется ,что кто то проходит мимо тебя, - Паша садится на торчащий пень.

 - Да я тоже..Все озирался. Шумно так в тайге, то трещит что то, то ходит. Пока не понял что это капли..Попьем чайку и попробуем по-другому. Туман поднимается, если будет метров сто видимости хотя бы ,можно будет попробовать.

 - Что ты хочешь попробовать? – заинтересовался мой друг.

 - В прошлый раз  я приметил хорошую березу на границе вырубок, оставили семенную. Высоченная и ровная . Взбирешься на нее на тристанде , на моем , а я похожу тихонько по вырубкам, может кого столкну на тебя..

  Туман уходит на глазах.Пока пьем чай , заметно светлеет, а когда приходим к березе ,то уже и лучи солнца пробиваются сквозь заметно поднявшийся туман.

  - А как на нем подниматься? – Паша крутит мой тристанд, состоящий из двух платформ, позволяющих взбираться на дерево без лестницы и без особых усилий.

 - Все очень просто,Паша! Смотри! Обводишь кабель от верхней платформы вокруг ствола и фиксируешь так ,чтобы зубы платформы упирались в ствол и она находилась перпендикулярно стволу , зависая на кабеле. То же с нижней частью, - рассказывая все это , я собираю тристанд. – Потом становишься на нижнюю часть, а верхнюю поднимаешь до уровня груди. Опираешься на нее. Она , под твоей тяжестью, врезается зубами в дерево и висит за счет кабеля, а ты поднимаешь нижнюю своими ногими..Вот так..Вот так.., - показывая ,я поднялся метра на три над землей.

 -  А сползать потом как ? – не останавливается Паша.

 - Все очень просто , только в обратном порядке , самое главное – не упустить нижнюю платформу , потом не сможеешь спускаться.  Да не бойся ты , я их связал между собой .., - повернувшись к поляне я замер...

 - Пашка , дай мой карабин..,-сиплю я, переходя на шепот. - Быстрей!
 Паша смотрит на меня не понимая,что происходит.

 - Дай карабин быстрее! Олень стоит! – опять уже шиплю я.

 Он оглядывается , но ничего не видит.

 - Быстрей давай! – я вижу , что олень буквально вылетев на поляну уже проходит простреливаемое чистое место.

    Паша подает карабин. Я зависаю через тристанд, подхватывая карабин.
 Олень проскочил чистое и стоит в сплетении ветвей. Крупный , матерый бык с хорошо видимой короной рогов. Стоит слушает, весь подавшись вперед . Он крайне возбужден и явно вышел драться.

  Не могу прицелиться , все в ветках. Приседаю , поднимаюсь, отклоняюсь в строны..Нет , не видно. Видно вернее ,что будет рикошет.

  Какой бык! Клубы пара пыхают из ноздрей при каждом выдохе..Сейчас гон , он явно выскочил драться , полный яростной решимости.

  Я понимаю наконец, что он пришел на звуки тристанда ,скребущего по стволу березы во время монего показательного подъема. Эти звуки он перепутал со звуками ломаемых рогами соперников кустов.

   Паша мечется внизу , смотря на мои пританцовывания и ужимки.

 Зверь не выдерживает наконец и срывается обратным ходом , высоко задрав белый хвост. Сколько силы в этом звере..! Какая скорость!

  Охотник побеждает созерцателя ! Стреляю ходового в угон, буквально навскидку ловя его в прицел. Вижу ,как олень наддал после выстрела ,но в то же время вижу , что попал. Дрогнуло что то внутри оленя.

  Стремительно спускаюсь, напрочь забыв о том , что я должен показывать работу тристанда.

  - Пошли , посмотрим вместе! Я видел уже только его хвост,мельнувший на поляне. Попал? Как думаешь?

 - Кажется попал, дрогнул он как то ,в беге . Как он рванул с места!!! Теперь ты взбирайся , а я все –таки пойду пройдусь , как договаривались и оленя посмотрю заодно.

 - Может вместе пойдем? – не соглашается Паша.

 - Зачем вместе? Ты останешься здесь ,а я пойду сейчас посмотрю место ,где стрелял ,может еще толкну кого то на тебя.

 Стрелял ,конечно далековато..Метров под двести будет, - я вышел на место , где только что был олень.  – Стреляный зверь уходит по прямой с места. Где же его следы..

  По чернотропу тропить зверя очень трудно. Сразу же ,с поляны , тропа , как пальцы куринной лапы разбегается  по трем направлениям..

  - Куда же он ушел? – топчусь на месте , пытаясь найти хоть какие то следы. – Все-таки должен пойти стреловидно –прямо. - Ухожу по заросшей зверинной тропе.

  - Чисто везде ,ни мазка крови на окрестных кустиках , ни капли крови на траве.. Вот! Кажется кровь ! – поднимаю маленький листик с капелькой крови..

  - Но кровь ли это? – тру пальцем красное место и понимаю ,что это по-осеннему раскрашенный красным листик земляники.

  От напряжения темнеет в глазах.Присматриваюсь ,наклоняясь к самой траве и вижу красные капельки, именно маленькие капельки на желтых узких листьях. Пробую на палец и кровь мажет мои пальцы..Почти сразу же нахожу несколько кусочков кости,выбитой пулей. Они не большие ,может с сантиметр длиной ,узенькие полоски бело-розовой кости на тропе и дальше опять кровь...


  Тропа выводит меня на большую поляну , поросшую группками курчавых кустов. Олень обильно измазал кровью стволики кустов при входе в них.
 

  - Нужно дать отлежаться. Идет не останавливаясь, на прыжках уже более ста метров. Если бы попал хорошо , то уже бы лёг. Хотя идет ,как смертельно раненый ,не меняя направления , сторого по прямой.


  ..Паша все еще висит на березе. Боясь сорваться ,он сидит на верхней платформе  задом наперед.

  - А чего ты не сел? Там же удобное сиденье, откидное, на ремнях..Видел кого –нибудь? – я проходил не менее получаса и представил себе ,с каким трудом дались эти полчаса моему приятелю.


    – Слезай ..Помочь тебе?  - предлагаю я свои услуги,видя ,что процесс для него очень проблемный.

  Зубы тристанда громко шуршат по коре березы.

 - Паша, ты понял почему бык вылетел на поляну?  Шкрябанье тристанда по дереву ,он принял за шум прозводимый рогами соперника по деревьям, когда какой –нибудь самец ломает и крушит кусты и деревья , демонстрируя свою силу...А этот здесь хозяин ,поэтому и выскочил разобраться..

  - Не нашел его? – Паша уже внизу.

 - Нет..Крови немного ,но кости полетели после выстрела.Не понял ,толи ребра ,толи трубчатые кости ноги...Мелкие кусочки. Я не стал дальше беспокоить его. Пусть успокоится и станет ,а там может и ляжет..

  Через час двинулись к следу.

  - Вот он прошел с поляны..Вот косточки и капли крови..Вот лежка ,где он лежал..Он прошел через свою лежку опять ,уже раненый..Видишь кровь?Выход на поляну..Кровь на кустах..много крови, смотри ,Паша. А теперь вышел на поляну ,на траву..Куда дальше?

  Мы кружимся по поляне ,пытаясь анйти следы крови. Обрезая ,как гончие гонный след и возвращаясь опять..

  - Вот!! Опять брызги! – я вешаю оранжевую перчатку ,чтобы не потерять найденное направление. - Смотри , все время идет прямо, практически не сворачивая. Значит должен уйти во-о-о-н в те осины.

  Над осинником кружат вОроны. Один , потом еще один. Поднялись , сделали круг и опять сидят на высоченных осинах метрах в двухстах впереди, посматривая вниз.

  - Сто процентов он там, под ними! Ты знаешь,когда я охотился в горах , первым признаком ,что зверь взят были вОроны летающие покруг места, если промах  то они крутнутся ,осмотрят место и улетают ,если лежит, то кружат ,садятся на деревья ,перелетают ,но не покидают место стрела.

  Лезем сквозь кусты к осиннику  и вот он... след! Кровь буквально льется ручьем, крася мелкие заросли и тонкие стволы молодых осин.

  - Видишь лежал..- показываю я лежку со взбитым листом и лужей крови.- Поднялся от нас ..Столько отлежал и пошел..- мы опять садимся .Что делать , если зверь ходовой? Только ждать..

  Сидим около часа , обсуждая разные темы от применения собак в розыске подранков , которые почему то запрещены здесь , до применения специальных приборов для  отыскания следов крови по черной тропе , которые здесь есть в продаже ,но у нас , к нашему великому сожалению , этого прибора не оказалось.

 - С собакой мы бы уже давно его взяли , Паша! Легко ! Думаю ,что я его обзадил,он стартанул с такой скоростью. И я его попал за грудью..Сильно течет..Должен лечь..А там посмотрим..

  Опять тихонько двигаемся по следу. След забирает влево , вокруг поляны , но идет по та-а-а-кому чапыжнику..Мелкие кустики цепляются за одежду , скребя и щелкая. Не прошли и пятидесяти метров – лежка..Много крови потерял, но поднялся и пошел..Идем и мы..Еще сотня метров и опять лежка...Опять с кровью.. Кровавое месиво на грунте из земли и листьев. Бился видимо ,вставая..тяжело встает ,скоро дойдет..Нужно подождать еще..

  Опять располагаемся на вынужденный отдых..Сидим тихо,понимая , что олень где то совсем недалеко. Сколько же времени нужно ,чтобы он дошел?

 Вороны изчезли.Тишина .. Легкие пушистые снежинки начинают кружить в воздухе.Первый снег в этом году. В тайге темнеет..Мы тропим этого оленя уже пять часов , с перерывами. Начиная с осинника не теряем след ,но останавливаемся каждые пятьдесят метров.

  - Пойдем ,Паша..Последний рывок ,если еще не лег ,то прекращаем преследование..Вечереет..Я смотрю след ,а ты делай затесы ,т.к. мы можем и не выйти потом..

  Опять начинается болотная растительность..Деревья истончаются..Бык уходит в болотА. Кровь на траве и кустах. Под большой пихтой зверь бился , ложась или поднимаясь. Ствол дерева в крови, земля вспахана копытами, всё в крови вокруг..След уходит дальше в мелоча..

  Прохожу пару десятков метров и опять лежка.Не такая кровавая ,как первая .. Сухое место в павших листьях, чуть подмазанное кровью..Тут же слышу ,прямо по курсув мелочах, храп поднимающегося зверя, треск ломающихся кустов  и тяжелый топот копыт ..

  - Ушел ,Паша! Ты слышал его? Ушел опять..Я не знаю,пойду посмотрю ,где лежал и следы..., а ты постой здесь ,чтобы я потом смог вернуться сюдя..- ухожу напрямую к месту ,где слышал оленя.

 - Следов нет..Как испарился..Но тяжелый же он ,в смысле еле идет, а идет.-возвращаюсь к приятелю.

  -Темнеет . Отложим до завтра ,а то мы его не найдем и сами не выйдем в темноте. Снежок небольшой ,будем надеяться ,что не завалит, а морозец не даст пропасть..
  - А волки –койоты? – Паша все еще готов продолжать преследование.

 - Мы же не нашли ,надеюсь и они не найдут! А что делать? Опять нужно время .Посидим часок ,будет темно. Точно не найдем в темноте. Еле идет! Сколько силы в нем и жажды к жизни!

 - Может он бы и лег ,понимая что обречен! Но уходит до последнего. И это после трехсотого магнум!

                ***
   Громадный бык лежал на большой чистине среди болота, куда он смог дойти вчера. Мы добрали его следующим утром. Его последний рывок был около двухсот метров. Но ,однозначно ,мы бы его не нашли вчера.