Как правильно учиться

Акопов Рафаэль Нуриджанович
Вы хотите чему-то научиться. Что-то изучить. Кстати, это не одно и то же. Вопрос, как это сделать быстро и эффективно? Оказывается, совершенно не важно, или почти не важно, чему вы хотите научиться. Методы эффективного обучения в основном одинаковы. Хотите ли вы научиться готовить какое-то блюдо, освоить новую профессию или изучить иностранный язык, во всех случаях суть одна: вы чего-то не знаете и не умеете и хотите это «что-то» узнать или овладеть. С чего начать?

В первую очередь, надо иметь хорошую память! От этого зависит как долго вы будете добиваться своей цели и добьетесь ли ее вообще. Если вы пытаетесь изучить иностранный язык но при этом никак не можете запомнить слова, то подумайте, нужен ли вам вообще этот язык. Может быть, целесообразней взять переводчика? У человеческой памяти есть свои бзики. Кому-то легче запоминать цифры, кому-то легче запомнить буквы, слова и целые предложения, кому-то легче запомнить картинки, у кого-то развита слуховая  память, у кого-то зрительная, у кого-то другая (обонятельная, осязательная, динамическая).

Некоторые способности памяти даны человеку априори, с рождения вместе с генами, но в любом случае, дана память или нет, ее следует тренировать и развивать. Особенно это касается детского возраста. Именно упущенное в детском возрасте развитие тех или иных способностей мозга создает зрелому, взрослому человеку, порой, большие проблемы. УЧИТЬСЯ ТРУДНО!! Если бы учиться было так просто, все вокруг были бы ученые. Поэтому, не ругайте детей, когда они не хотят учиться, а находите стимулы, побуждающие их к обучению. Сегодня, в «эпоху» пока еще базарной экономики, когда образование не очевидно улучшает материальное состояние человека, трудно убедить ребенка в необходимости образования. Тем не менее, даже сегодня, статус человека образованного и его возможности стоят выше и стоят больше, чем необразованного.
Учиться сложно тогда, когда нет базы для обучения. Да, чтобы построить дом, надо сначала заложить хороший фундамент. Вы не обращали внимания, что на некоторые старые дома надстраивают несколько этажей – это уверенность в их фундаменте. Точно таким же образом, надо помочь ребенку хорошо освоить сначала элементарные знания, тогда в дальнейшем будет легко учиться чему бы то ни было. В природе и в жизни любому событию можно найти понятную аналогию. Вот обучение похоже на религию. Чтобы в дальнейшем вы могли выполнять какие-то обряды, сначала вы должны верить, и тогда на вашу веру наслаивается все остальное. Сначала вы учитесь говорить, потом читать, писать  и считать – это основа обучения и образования. Но!! Дальнейшее ваше успешное образование возможно, только если вы читаете бегло, пишете легко, быстро и грамотно, и считаете не на пальцах. Всему этому можно научиться только повторяя каждое действие десятки, Сотни, Тысячи раз. Не случайна, ведь, народная  поговорка: повторение –мать учения. Итак, основа любого обучения – детского или взрослого, знанию, спорту или профессии – повторение.

Вы сами должны определить, в чем ваша слабость. Вы плохо и невнятно говорите? – Встаньте перед зеркалом и беседуйте с человеком за зеркалом, наблюдая движение своих губ и слушая себя (ведь так репетируют актеры!). Хотите улучшить свою речь? – Кривляйтесь!!! Нет, это не смешно. Изменяйте голос, мимику, говорите с акцентом, как иностранец (или иностранка). Представьте себя в разных ипостасях, как экскурсовод, диктор телевидения и т.д. Главное, будьте объективны к себе, более того, будьте субъективны и придирчивы. Если вам нравится чья-то речь, попробуйте подражать, в этом нет ничего плохого. (Но для вашей уверенности – все это проделайте в укромном месте). Тогда вы найдете свой истинный голос. Обратите внимание, что на тембр голоса влияет и физическое состояние: усталость, болезнь, голод!

Будем считать, что вы научились говорить, читать и писать. Знаете, кто становится олимпийским чемпионом, скажем, по плаванию? Тот кто постоянно в воде, как рыба, и видит цель, как акула. Спортсмены, которые только иногда приходят в бассейн в «крутых» куртках, кроссовках и кепочках…потом сидят на трибуне.
Никто вас не принуждает читать «Войну и мир», если вы до нее не дошли. Но читайте все подряд, газеты, журналы, книжицы. Нет, не просматривайте, а читайте. Читайте разное. Со временем вы  уже избирательно отнесетесь к чтиву, отвечающему вашим интересам. Если вы хотите научить читать детей, есть простое упражнение, которое развивает одновременно чтение, письмо и память! Каждый день давайте ребенку прочитать одну (!) страницу какой – нибудь интересной книги, затем , надо закрыть книгу и своими словами (все равно как, главное, своими словами) в несколько строчек записать прочитанное. Это упражнение полезно в любом возрасте. А в качестве книги лучше выбрать какую-нибудь энциклопедию, может быть, даже, близкую ребенку по интересам. В большинстве случаев и дети и взрослые не любят читать потому что читают медленно и трудно. Сегодня обычные книги вытесняются компьютером, но процесс чтения от этого не изменяется.

Все эти навыки и умения относятся к интеллектуальной области, к области  знаний. Если у вас нет особых притязаний на Нобелевскую премию, все это (речь, чтение, письмо) поможет вам стать по крайней мере человеком образованным, с определенным кругозором, и нормальными ушами, на которые уже будет не так просто навесить любую лапшу.
Но это не единственный путь в обучении. Вполне возможно, что вам ничего этого не надо, потому что вы собираетесь стать великим футболистом, боксером, спортсменом, или просто миллионером )). Может быть, виртуозным ювелиром или токарем, профессионалом в некоторой области, требующей больше координации действий, чем знаний. Как ни странно, даже в этих областях, принцип обучения тот же, что и для получения знаний. Только, здесь говорить, читать, писать=соответствует ходить, бегать, прыгать. Наверняка вы видели военные учения или соревнования, когда солдаты на скорость, с завязанными глазами разбирают и собирают автомат. Так тренируется память и координация.

Сначала мы определим все компоненты обучения, затем их последовательность или алгоритм правильного обучения. Помните, как помыв руки, вы тянетесь к полотенцу туда, где привыкли, даже если его там нет – рефлекс, результат многократных повторений.
Да, но что повторять и как повторять? Сколько раз повторять? Ответ здесь несложный но неоднозначный. Начнем с последнего – сколько раз надо повторять некоторое действие или упражнение, чтобы было достаточно? Ответ на этот вопрос индивидуальный, зависит от возраста, уже имеющихся знаний или опыта, кругозора…Например, человеку, уже владеющему иностранным языком, проще овладеть еще одним, чем никогда ничего не изучавшему. Также, иностранный выучить легче человеку с хорошим музыкальным слухом, чем без него. Спортсмену проще освоить новый вид спорта, чем начинающему, и т.д. Но тем не менее, критерий есть, а именно: надо исходить из цели ваших повторений. Таким образом, повторять надо столько раз, чтобы в любых условиях ваши действия были правильными на 9/10, т.е. в девяти случаях из десяти, например, если вы обучаетесь  вождению автомобиля и машина глохнет на старте (обычное дело для ученика). «Простое» упражнение: поехали – остановились, поехали – остановились…при этом, не думайте(!!) о ногах, о руках, о педалях, просто смотрите на дорогу и …поехали – остановились. А в одном случае из десяти машина глохнет даже у профессионалов. Усложняйте задачу: поехали – остановились на подъеме, на спуске, на повороте, пока вы сами не почувствуете, что это для вас не проблема. И так для каждого отдельного элемента. Думаете вождение автомобиля чем-нибудь отличается от изучения иностранного языка или освоения какого-нибудь вида спорта? Ничем!! Не можете освоить произношение или запомнить слова? Не смешите. Пол-мира говорит по-английски, по-французски, полтора миллиарда!!! – по-китайски,а вы что, тупее всех их? Как бы может быть сказали в Одессе: не щекочите мне уши. Дальше я приведу примеры эффективных упражнений применительно к изучению иностранных языков и некоторых других умений.

Наблюдали, как художник рисует портрет или картину? Сначала набросок общей композиции, потом легкие уточнения деталей, и снова общая композиция и обратно…Принцип от общего к частному и обратно – единственно эффективный принцип любого обучения. Сначала надо представить предмет изучения в целости, понять из каких частей он состоит, последовательно, начиная с простых элементов, изучать каждую часть отдельно,  соединяя их воедино. В результате вы осознанно будете владеть целым, поскольку знаете «устройство» каждой отдельной части.

Сделаем некоторые обобщения и подведем итоги. Итак, возникла задача чему-то научиться. Задача может быть внешняя – вы устроились на работу, где вам надо освоить нечто новое,- или внутренняя, - вы решили всерьез заняться спортом или изучить иностранный язык, или что-то еще…Суть одна: вы чего-то не знаете и не умеете и вам этому надо научиться. С какого конца взяться за дело и как можно бысто пройти этап обучения?
Перво - наперво надо соотнести вашу задачу с уже имеющимися у вас знаниями, умениями и опытом. Что из того что у вас уже есть вы можете использовать? Сложность  любой задачи –вещь субъективная, индивидуальная. То что сложно для одного, может быть сущий пустяк для другого. Сложность зависит от двух компонентов: от (как было сказано) уже имеющихся знаний и умений, и от способности найти свзяь между новым и неизвестным с одной стороны и имеющимся опытом-с другой. Ясен пень, что если нет предыдущего опыта, не на что опереться, то и сложность задачи повышается. По этой причине «глубоким» гуманитариям сложно разобраться в технике, а технарям – в каких-нибудь лингвистических изысках.
В таких «тяжелых» случаях вы должны найти некую опору, эталлон, создать некую нулевую основу, на которой будете строить новые знания. Ведь, изучая нечто новое, вам надо постоянно проверять в правильном ли направлении вы идете? Не Сусанин ли вас ведет? Таким эталоном может стать учитель, тренер, наставник, который может вас направлять и проверять. Либо, если вы уверены в собственной объективности, можете использовать некие эталонные образцы, скажем, техники и достижения великих спортсменов, аудио-, видео-самоучители. Образно говоря, у вас в руках должен быть эталонный метр, которым вы сможете измерять длину приобретенных знаний. А сами знания, если в прошлом для них не было никаких основ, придется строить из самых мелких элементов.

Мы живем не в лесу, и сегодня на все случаи жизни существуют масса курсов, самоучителей, тренажеров и т.д. Итак, каков алгоритм эффективного обучения?
Сначала надо найти связь между поставленной задачей и личным опытом, отыскать то общее, что между ними есть и что можно из прошлого использовать. В «экстремальном» случае, когда в вашем прошлом не было и намека на требующиеся знания или умения, тоже есть алгоритм, и все не так безнадежно и страшно. Любую задачу, прежде всего, следует раздробить на максимально мелкие части…
В иностранных языках- это изучение звуков, отдельных слов, речи, потом алфавита и письма. Ведь можно свободно и правильно говорить, не умея, при этом ни читать ни писать. Пример изучения иностранного языка весьма показателен вообще для любого процесса обучения.

При обучении профессиям или в спорте необходимы технические навыки, координация движений рук, пальцев, последовательность действий, знание физических законов работы механизмов. Здесь, как правило, бывает достаточно посмотреть как это делается или как это делают другие. Освоение рабочих станков не сложнее, чем водить автомобиль (или наоборот).
После того, как раздробили задачу, начните осваивать каждую мелкую часть. Для этого нет ничего другого кроме повторения. Не переходите к следующей части или уровню, пока мелкую часть не освоите настолько, чтоб не ошибаться, даже во сне.
Касательно иностранных языков – это правильное произношение звуков и слов (даже если не знаете их смысл). В музыке – это гаммы, или аккорды для гитары. Во всех случаях –это координация неких элементарных движений и действий.

Каждый следующий уровень знаний подразумевает определенное сочетание мелких элементов, не просто их сумму, а сложение по правилам. Ведь речь это не сумма слов, а сочетание слов по определенным грамматическим законам. Вы можете не знать теоретически этих законов, но практически должны говорить правильно, иначе вас не поймут (что в жизни нередко бывает). Как и в жизни, вы можете не знать формул гравитации Ньютона, но наверняка знаете, что от камня, брошенного вверх, лучше бежать подальше,- вернется ведь,

Собственно, вот и весь алгоритм. Сначала все рушим на кирпичи, изучаем каждый кирпич, складываем одну стену, затем другую, пока не накроем крышу. Дом готов – это ваше новое знание. И еще. Ошибайтесь, отклоняйтесь намеренно, тогда вы лучше поймете правильные действия, правильный вариант.
Я только не сказал об одном, наверное, самом важном, психологическом элементе – терпении! Приобретение нового знания или умения - процесс длительный и порой нудный. Поэтому наберитесь терпения.

На десерт, изучающим иностранные языки, несколько эффективных упражнений.
Упр.1 на обычной печатной странице напечатайте на иностранном (изучаемом) языке ряд тематических текстов, в три-четыре строки, состоящих из несложных предложений. Каждый текст как-нибудь озаглавьте, например, зима, двор, мой дом и т.д. (Скажем; зима. зимой идет снег. На дворе холодно. На дорогах скользко…). Желательно иметь несколько страниц таких текстов. Упражнение заключается в том, что вы должны смотреть на текст и не читая(!) переводить его. Но это еще не все. Делайте упражнение постоянно, с секундомером в руках, добиваясь минимального времени. Чтобы не было эффекта зубрежки, напечатайте несколько вариантов текстов в разном порядке и выбирайте их случайно. Инверсное упражнение: текст печатаете на русском и, не читая, переводите на иностранный. Это к сожалению не моя выдумка. Когда-то весьма почтенная пожилая француженка так преподавала французский.

Упр.2 Чтение, как правило, один из сложных аспектов обучения. При этом во всех обучающих заведениях дают читать большие тексты, не обращая внимания на качество самого чтения. И как часто в таких случаях бывает, вы дочитываете толстенный текст до конца, при этом ни Бэ ни Мэ ни Кукареку.
Поэтому, выделите из большого текста небольшой отрывок, один-два небольших абзаца. Сначала прочитайте и переведите его так, чтобы не осталось непонятных слов или выражений. Теперь перечитывайте этот отрывок до тех пор, пока не добьетесь максимальной скорости. Не зубрите текст, читайте его. Делайте это упражнение с другими отрывками. Это упражнение полезно будет детям при обучении чтению на родном языке.
Успехов!