Клуб Дружба, последний поход

Василий Овчинников
Начало.  http://www.proza.ru/2015/12/21/834


Последний поход.
   
    К весне у Кати с ногой полегчало. Опухоль спала. Бегать, как раньше вместе с одноклассниками на переменах она пока не может, от физкультуры в школе освобождена. Но  дома и на прогулках я её нагружаю, ногу разрабатываем. Даже на велосипеде катается. Конец учебного года хотим отметить итоговым походом с ночёвкой. Об этом мечтает весь класс.

   С подготовкой никаких проблем. Ребята всё уже умеют сами. А вот с составом участников заминка. Официально руководителем похода выступает классный руководитель Елена Ивановна. Я то, формально, уже давно никто.  Елена Ивановна и утверждает список участников. Уже в день похода я узнал, что с нами не пойдут четверо штрафников, не знаю даже, за какие грехи. Это меня огорчило, но решил не вмешиваться. На двоих взрослых и так больше двадцати подопечных. Да и состав у нас сложный, пешеходно-велосипедный. Катерине переход в десять километров пешком с её ногой пока в перегруз. Она и пятеро одноклассников, с рюкзаками и палатками на багажниках, составляют «моторизованную» группу. На мне фактически руководство и присмотр за двумя группами.
 
    Двинулись после обеда. Перед самым стартом ко мне подошёл папа одного из штрафников Дениса Кичигина. Говорит, что ребята, три человека, несмотря на запрет, всё равно собрались, и палатка у них есть, и всё они для похода самостоятельно собрали, просит сменить «гнев на милость». Жаль ребят, но я ничего поделать не могу. Гнев-то не мой, решение Елены Ивановны, не мне и отменять. Но внутри мне грустно.  Деня, конечно, даёт в школе прикурить, но в целом мальчишка добрый, душевный. Да и отец у него молодец. Год назад я амнистировал проштрафившегося Дениса с условием, что в следующий поход он идёт вместе с папой. Отец оказался умницей. Был очень полезен и интересен не только мне, но и всем детям.

    Пешеходников по городу ведёт, точнее, сопровождает Елена Ивановна.  Мне пока главное, велосипедистов вывести из города. По пешеходному мосту у завода ТЭСО перебираемся на правый берег Псковы. Дальше уже полегче. Идём просёлками и тропинками вдоль Псковы. Машин здесь нет. За велосипедистов я спокоен.
    Дорожкино, на берегу домики пионерского лагеря. Голубово, по подвесному мосту возвращаемся на левый берег. За Лисьими Горками уже и лес.

    Лагерь и ночёвка у нас намечены на крутом берегу Псковы,  на нашей первой цветной «Любятовской» карте. Обустроились быстро. Палатки поставлены, вёдра на костре подвешены, пара часов и ужин готов. После ужина для ребят сюрприз. На соседней поляне, метров за двести разбили лагерь наши заводские туристы.
    Клуб «След» открывает сезон. У них как раз конкурсный концерт. Ребята с Еленой Ивановной двинулись в гости. Я остался у костра. Вернулись около полуночи, довольные. Потихоньку отбиваемся. Спать никто не хочет. Успокаиваю, говорю, что завтра рано подниму. Минут через пятнадцать-двадцать Катерина и две её подружки, они разместились в одной палатке со мной, тихо посапывают. Затихают и остальные.

     Где то после трёх ночи меня разбудило какое-то шевеление у костра. На стенке палатки отблеск пламени. Вылез. У костра Елена Ивановна и двое девчонок.
–    Владимир Васильевич, это вам привычно, а для нас всё в первый раз. Костёр ночной. Речка плещется, черёмуха цветёт, соловьи. Ночь-то какая! И мальчишек, извините, я к девочкам в палатку пустила. Всё равно не спят.
–    Непорядок. А как же Катерина с подружками? Всё проспят?
-    Ну, они спокойные. 
-    Так не пойдёт. -
     Достал из рюкзака пирофакел, отломил половину, поджёг у костра. Малиновое магниевое  сияние озарило поляну. Общий подъём. Все высыпали из палаток. Пошумели, попили чайку, послушали соловьёв  под плеск реки и с утренней росой снова залегли в палатки.

    Ранний подъём я устраивать не стал. В семь утра поставил вёдра с водой на костёр. Часам к девяти все уже выспались. На завтрак и будить никого не пришлось. Обратный путь до школы всегда немного грустноват. Всё хорошее уж очень быстро кончается.

     Непрощённые «штрафники» не остались без впечатлений. Получив отказ, домой они не вернулись. Втроём, отдельной группой, они тоже пошли в поход. Лагерь разбили на полянке неподалёку от нашего. В их тайну был посвящён только Паша Семёнов, может и кое-кто из девчонок. 
     Паша и выполнял роль тайного агента связи. Об этом я узнал только через неделю после похода  странным образом. Собирая в воскресенье утром рюкзак в обратный путь, я не обнаружил в нём оставшуюся половину пирофакела. Особо не расстроился. Но в отчёте о походе, после каждого похода у нас было в обычае мою справку - отчёт вместе со схемой – картой маршрута вывешивать на доске классного уголка, я об этом упомянул. И это была моя вторая грубая ошибка.
    Оказывается, ночной подъём по тревоге с пирофакелом крепко впечатлил ребят. Отломанная половинка лежала на виду под тентом моей палатки в открытом рюкзаке. Искус был силён, и так хотелось показать чудо «штрафникам», что Паша, похоже,  не удержался. Катерине и ребятам в классе он признался. Мальчишки в классе постановили, что Паша придёт ко мне, извинится. Это был бы поступок. Но начались каникулы, мои дети уехали в Крым, уже насовсем.  Паша так и не появился...


   
    Июль 2012. На рынке встретил Любочку. Бабушка, совсем бабушка. Рядом мальчишка, подросток. Старший Любочкин внук. Мама Лена, старшая дочь Любочки, ей уже или под, или за сорок. Поговорили. Любочка продолжает работать в школе. Специальность такая, пенсионного возраста как бы и не существует. Рядом муж, Семёнов, выглядит молодцом, хотя чуть постарше меня будет. У Любочки уже трое внуков. Паше тридцать пять в этом году исполняется. Он давно уже отец.
Проблемы ? Теперь уже взрослые. А у кого из родителей их нет? 

    Ноябрь 2017. Сегодня сын и внук делают мне подарок - вывозят на маршрут древнего волока между Шелонью и Черёхой. Одного, в связи с возрастом, семья постановила не выпускать. А я и не возражаю. С пяти утра обрядился по хозяйству, в 7-20 меня уже везёт в город "первая лошадь" - наш пригородный автобус №114.
Ближе к городу, несмотря на субботу, и народу поднабралось. На въезде в город две новых девятиэтажки. Заселены недавно. Остановка. Любочка заходит! 
    На работу едет. После смерти супруга, говорит, она приустала и решила пожить одна. Благо - квартиру есть кому оставить. У неё новость. Паша подарил ей очередного внука. Повспоминали. Помянули одноклассников, тех, кого уже нет. А тут и автобус на городской площади остановился. Дальше нам в разные стороны.

2023-й год. СВО. Паша возит военные грузы в зону боевых действий.
Удостоен медали Жукова. Дай Бог ему и всем ребятам нашим здоровья!