Литературное творчество обладает «абсолютной» исторической ценностью, являя собой значительный культурологический феномен, так как это не только акт личного творчества, но и документ, являющийся свидетельством данной эпохи. Во все знаковые периоды: античность, Средневековье, эпоху Возрождения и Просвещения, Золотой век и Серебряный, литература, как искусство, в своем высоком проявлении – являлась своего рода хранилищем, неким кейсом, наполненным социально-исторической, генетически национальной информацией, это пласт сакральных знаний, в котором сокрыты зерна истинных отношений между людьми и основных, действующих в нашей жизни законов. И на этом фоне, выявляется воспитательный феномен художественной литературы в ее культурологическом аспекте, ибо вербальный язык на котором повествуется литературный сюжет, являет собой готовый пример для решения сложных жизненных задач, поднимающих такие актуальные вопросы, как добро и зло, что есть Любовь, свобода Воли, преступление и наказание и многие другие проникающие во внутренний мир человека.
Отличительными особенностями литературы сегодня, являются:
1 - симбиоз разнообразных форм, жанров и стилей, разрушающий все преграды на своем пути и становящийся практическим инструментом как для развития личности, так и для развития профессиональной творческой деятельности, ибо литература содержит в себе заложенную автором информацию, которая проникает в подсознание человека, действуя на сознательное через бессознательное посредством образов, открывая горизонты воображения, что дает возможность самостоятельно осмыслить заложенную ситуацию, приобщить к умению мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах и является абсолютно новым видом психической активности.
2 – осуществление связи, между идеологией и культурным сознанием, ибо только идеологические импульсы формируют общую картину мира. Мы видим, как литература синтезировала в себе огромное множество социальных мифов, с целью формирования, манипулирования и пропаганды какой-либо идеи.
3 – формирование единого интегрального «информационного кокона», являющегося наиболее запутанной и темной областью, ибо напрямую связано с эмоциями и чувствами человека. В логике закономерностей их роль определяется тем, что они тесно переплетены с миром искусства и образуют некий третий слой восприятия. Именно эмоциональная особенность человека связывает все фрагменты художественного предмета из мира искусства в единое целое. Эмоции выполняют по меньшей мере, двоякую роль: во-первых, они сопутствуют активности и направлены на художественный предмет, проникая в психо художественные представления материальных и идеальных моделей, а во-вторых, они принимают форму этих эмоциональных представлений, тем самым выдвигая содержательность эмоций на первый план. Таким образом человек, в разные периоды своей жизни, попадает под влияние разных необъективных и навязанных из вне реальностей, напрямую зависящих от его самоощущения и внутренней адекватности к существующей реальности.
Интернет, кинематограф, желтая пресса, люди избалованы переизбытком и доступностью второсортной, низкопробной информацией, которая словно воронка затягивает обывателя в свою сумеречную зону, искажая и подменяя истинные понятия и ценности, подавляя волю и формируя стадное мировоззрение человека. Наше мировоззрение настолько абстрагировалось, что «здоровая» картина мира необратимо рушится на части.
Ложь, деформирует нас на клеточном уровне и говоря о вопросах, которые поднимает и раскрывает современная литература, невозможно не сказать об этической стороне, ибо это своего рода азбука морали. Человек проходит свой жизненный путь, впитывая в себя основы знания из различных источников и литература всегда являлась основополагающей.
Людмила Улицкая, Владимир Сорокин, Захар Прилепин, Виктор Пелевин и другие мэтры, несут эстетический взрыв, готовый в считанные мгновения «парализовать культуру» несуществующих реальностей. Используя различные творческие методы они разбивают набор низкопробных жанровых шаблонов, нецелесообразных действий и абсурдных персонажей.