Байки карельского капитана

Александр Кипрский
Пролог

Эти байки я услышал от весёлого балагура, капитана маленького кораблика, плавающего по Ладожскому озеру. Кораблик же имел характерное для этих мест название - «Чайка». Капитану было лет пятьдесят – пятьдесят пять. Обветренное лицо капитана было бронзового цвета. Складки морщин у кончиков глаз и рта белели, когда он не улыбался. Даже на качающейся палубе капитан твёрдо стоял на ногах, обутых в сапоги с ботфортами. Поверх тёплого вязаного свитера на нём была одета непромокаемая куртка защитного цвета. От настоящего капитана он отличался тем, что не курил трубку и не пил крепких напитков. Но, может быть, он был настоящим капитаном и без этих деталей.
Несмотря на маленькие размеры, кораблик соответствовал всем признакам большого корабля: палуба со скамьями для пассажиров, капитанская рубка, салон на шесть человек в трюме с иллюминаторами, якоря, тросы для швартовки – всё это было в наличии.
Нас, речных лохов, а попросту говоря, туристов, который решили прокатиться на его кораблике, облачили в спасательные жилеты и погрузили на верхней палубе в количестве шестнадцати человек. Именно погрузили на скамьи верхней палубы, потому что капитан и его помощник, которые составляли всю команду кораблика, передавали каждого из нас от трапа друг другу в руки, и усаживали на деревянные скамьи, расположенные посередине палубы так, что половина из нас могла видеть, что происходит слева, а вторая – справа по борту рыболовного судна. Расположившись поудобнее мы приготовили фотоаппараты и смартфоны, чтобы фотографировать бесподобно красивую природу острова Пеллотсари, вокруг которого мы должны были идти на этом маленьком кораблике.
Когда капитан встал на палубе, чтобы всех видеть, и начал говорить, то все туристы забыли, зачем вступили на борт судна. Судно отчалило от берега, и капитан начал травить свои байки.

Вопрос о водке
(Байка первая)

«Дамы и господа, сначала я расскажу несколько слов о себе. Мой отец родом из Смоленска. В пятидесятые годы его направили на строительство железной дороги в Карелию. Здесь я и родился, женился и обзавёлся детьми. Всю жизнь занимаюсь рыбной ловлей. Под моим началом трудится артель рыболовов из четырёх десятков местных жителей. Живу я в пятнадцати километрах от города Сортавала. Сейчас в основном здесь живут карелы, к которым я отношу себя, русские и финны. В последнее время финнам разрешили приезжать на свою бывшую родину, чтобы посещать могилы своих предков. Общаясь с ними, я выучил финский язык.
У меня есть друг - финн Матеус. Финнам разрешили приезжать в Карелию, чтобы проведать могилы своих предков, найти дома, в которых они жили до декабря 1944 года. Познакомились мы, когда он постучался в мой дом. Дело в том, что в своё время это была школа, в которой он учился. Мой отец переделал её в жилой дом, в котором мы живём до сих пор. Финны смирились со своими потерями в Карелии во время войны и не испытывали неприязни или вражды к карелам, которых считают родственной нацией. Мы подружились и, как водится, отмечали наши встречи с бутылкой водки. Однажды Матеус спросил:
- Владимир, а сколько водки может выпить русский мужик?
Вопрос не застал меня врасплох, и я ответил известной в России шуткой:
- Литр водки – это мало, два литра – это много, а три литра – в самый раз.
Матеус некоторое время молчал, усиленно морща лоб и загибая пальцы. Минут через двадцать он сказал:
- Владимир, а ты меня обманул.
Здесь нужно сказать, что Матеус не обиделся бы, если я обозвал его дураком. Однако, нет для финна большей обиды, когда его обманывают.
- С чего ты взял?
- Потому что три больше, чем два. А два литра для русского – это уже много.
После первых разговоров с Матеусом я понял, что о шутке его нужно предупреждать заранее. Поэтому я поспешил сказать:
- Это шутка.
Матеус довольно закивал головой и… начал смеяться.»

Сучок
(Байка вторая)

Однажды Матеус пригласил меня к себе домой в Финляндию. Аккуратный небольшой домик стоял в живописном саду и утопал среди деревьев. Ветка дерева, растущего рядом с крыльцом, стала упираться во входную дверь и мешала её закрывать. Жена Матеуса каждый день ворчала:
- Спили сучок, спили сучок.
 Я подумал:
- Как бы поступил русский мужик? Обломал бы об коленку! Поскольку сучок был толщиной в палец, то его вообще можно было бы обломать руками!
Но глава дома Матеус решил всё по-другому. Он пригласил меня проехаться на своём джипе размером с два танка в городок, который находился на расстоянии двадцати километров.
- Нужно ехать, а то жена не даст мне покоя!
- Поехали!
Я согласился, потому что мне было любопытно, что он собирается делать.
В городке мы зашли в магазинчик, где Матеус купил ножовку за три евро, и сразу же вернулись обратно.
Матеус отпилил сучок ровно настолько, чтобы он не мешал закрывать входную дверь. Я заметил ему:
- Матеус, на следующий год сучок вырастет опять и будет мешать.
- Ничего, в следующем году я и решу эту проблему.
С этими словами Матеус сел в свой огромный джип.
- Ты куда, дружище?
- Поеду в городок и сдам ножовку в комиссионный магазин. Мне за него вернут два евро.













Фото zebra-zoya.ru