Орлиное гнездо

Николаев Александр Иванович
      Я долго думал, стоя на обрывистом берегу у моря. Теплая масса воздуха обдувает все тело и кажется, ты рвешься навстречу этому потоку со скоростью скорого поезда...
      Наше путешествие в Крым, на горное плато Караби - Яйла началось неожиданно. Мой коллега из Обнинского молодежного центра «Эврика», Дмитрий Сергеев, предложил мне включиться в группу восхождения на высокогорное плато.
      Пешеходный маршрут по горным тропам -  увидеть то, о чем мечтает каждый, хотя бы раз побывавший на скалистой вершине сопок, рассмотреть горное ущелье - каньон с высоты полета птицы, окунуться в чудесный мир тайн горных пещер, с их холодком, прикоснуться к древним сталактитам, веками хранящим неразгаданные тайны своего бытия.
      Все началось с того, что не хватало второго руководителя тургруппы. В начале, я совсем было согласился, но когда он рассказал об условиях похода, где придется попробовать себя в скалолазании, опускаясь по канатам в горные пещеры - дух мой совсем упал. Группа старшеклассников, ответственность за здоровье каждого, экстремальные условия похода...
      Неожиданное предложение прозвучало из его уст, когда он сказал, что можно взять с собой всю семью.
      Зато, узнаешь, - сказал он - что такое горы, такое бывает один раз в жизни, и я согласился. Подрастающий сын, которому всего десять лет.
      Скорый поезд, «Москва - Симферополь», несет нас в заоблачную даль нераскрытых тайн. В сердце - камень от сопереживания неизвестности, но светлая мечта юности, как у Владимира Высоцкого, кажется, начинает сбываться.
      Наша группа в 25 человек прибыла на Симферопольский вокзал. Сияющее солнце, июльский зной, лазурный небосвод - все это так гостеприимно встретило нас. Сорок минут езды на троллейбусе к югу и мы у подножия неизвестного нам плато, а впереди - прекрасная панорама стоящих стеной гор.
      Изрядно тяжеловатое снаряжение пришлось распределить между всеми участниками похода. Вереницей, мы двинулись по дороге, уводящей к горным вершинам. С небольшими остановками для отдыха, по горной каменистой дороге, мы добрались до верхнего плато только через четыре часа восхождения. Девчонки устали и падали с ног и пришлось их подбадривать и помогать. Мальчишки вели себя сдержанно.
      Первый маршрут мы выдержали. Группа прибыла на место, плоская равнина на верху гор, разделенная небольшой горной речушкой с удивительным ландшафтом.
      По другую сторону речки уже расположилась другая группа туристов. Стройный ряд из десяти палаток выстроился вдоль речушки. Сложенная умело, из камней печь, выделяла такой соблазнительный дымок, что все сразу вспомнили про обед.
      Хозяйка «кухни», очевидно повариха, с легкостью пекла на сковороде блины, крутила сковородкой так умело, что каждый блин успевал опрокинуться на другую сторону. У всех это зрелище вызвало зверский аппетит, что и предполагалось, как бы задумано.
Быстро расставили палатки, осваивая, поначалу, нелегкие навыки. По подобному примеру соорудили костровище, распределили обязанности.
      Через час уже был готов обед из трех блюд и, пообедав, все завалились на отдых.
      Бескрайнее горное плато с низинками и пригорками разлеглось перед нами в своем благоуханном виде, словно притягивая и заманивая с его удивительными запахами здесь и там растущих целебных трав. Через час отдыха была команда сбора отряда на поляне. Была озвучена программа мероприятий на все десять дней.
      Близился вечер и темнота пришла внезапно. Повсюду стрекотали кузнечики, в темноте можно было ясно увидеть скопление ярких звездочек в траве - то были светлячки. Тихий спокойный вечер подарила нам природа. Хоть пришлось спать на туристических ковриках, но долгий говор ребячьих впечатлений еще долго был слышен в ночи.
      Утро разбудило нас солнечным светом, неожиданно выглянувшем из-за гор. Легкая свежесть ночной росы взбодрила нас, и уже, после легкого завтрака мы были готовы идти в первый маршрут - посещение детской пещеры Малышка.
      Первопроходцы, их было человек десять, группой покинули лагерь и пошли навстречу солнцу по еле заметной тропке. Минут через двадцать ходьбы мы подошли к небольшой скале. Внимательно оглядев ее мы заметили небольшую прощелину, в которую можно было протиснуться лишь боком. Приготовив фонарики все устремились за ведущим. Дмитрий, как всегда, был уверен, что было видно по его спокойному лицу. Я шел замыкающим. Сын легко прошмыгнул в щель, его маленький рост и худощавый вид способствовал быстрому продвижению. Мне, же, пришлось вжаться в себя, буквально влезть в узкий проход.
      При свете фонарей нам открылся небольшой узкий грот, уходящий в глубину в виде спуска. Осторожно передвигаясь, держась за контрольную веревку, прошли дальше. Внутренняя прохлада и сырость окутала нас. Перед нами открылся удивительный мир нетронутой природы с ее вековыми тайнами, красота поразила нас.
      Дима довел нас до крайнего спуска вниз по вертикали - дальше пути не было. Пробыв еще немного и осмотрев каменные стены пещеры мы довольные выбрались наружу. Резкая смена температуры почувствовалась сразу.
      Подходя к лагерю мы нашли огромные горные грибы, шляпкой с тарелку, чистые и свежие, белые и пахучие. Грибной суп был обеспечен. Кругом росли пахучие травы и этот аромат слегка дурманил.
      Следующий день был особенным, наш маршрут был к глубокой карстовой пещере.
После вчерашнего похода и впечатлений группа набралась большая. Сорок минут хода по горной дороге и мы очутились у большой воронки в земле, диаметром метров в пять. Горизонтальный спуск вниз уводил в бездну и стоять у края было опасно. Все приготовили снаряжение, ожидая каждый своей очереди. Прошли предварительный инструктаж по спуску.
      После показательного спуска Дмитрий поочередно, с каждым, спускался на дно первой площадки пещеры. Глубина спуска была примерно десять метров, потом - проход в сторону метров десять и опять спуск на десять метров. Все это проделал и прочувствовал каждый. На последнем спуске мы увидели великолепный грот со множеством уходящих в стороны щелей.
      Вдоволь налазившись, каждый проделал обратный путь, поднимаясь на веревках. Когда все оказались на поверхности оказалось, что все перемазались и пришлось подсушиться. Этот день запомнился как наше первое боевое крещение.
      На следующее утро наш маршрут пролег вдоль большого горного каньона между скал к Орлиному гнезду. Осторожно передвигаясь по горной тропе со страховочной веревкой каждый смотрел только вперед под ноги. Любой отступ в сторону грозил неприятностями. Визг, пугавшихся от любого шороха девчонок, приводил меня в шок и я крепче держал канат и руку сына. Вниз смотреть было страшно - глубокая отвесная стена из мелкой каменной крошки. В какой то момент я пожалел, что пошел сюда, но передумывать было поздно.
      Мы выбрались на небольшую площадку диаметром метров в три, четыре - конечный пункт нашей цели. Внизу, где-то глубоко, журчала речка, окруженная вековыми скалами. Вид был восхитительный. Глубокий каньон тянулся далеко на километры и скрывался в тумане.
      Нервы были на пределе. После первых оползней камней и испуга девчонки боялись подходить к пропасти, держались за нас руками.
      Обратная дорога была труднее. Я чувствовал по веревке передаваемую дрожь идущих и молил бога о скорейшем выходе из этого опасного места. Мальчишки шли уверенно и спокойно. В душе я чувствовал глобальный перелом от пережитого состояния, лишь бы не смотреть вниз и - только вперед!
      Возвращались к лагерю уже к вечеру, усталые , но довольные.
      Ночью была сильная гроза. Проливной дождь до утра не давал нам покоя. В палатках стало сыро, кое - где промокло дно. К утру же, погода сменилась, обильное солнце через пару часов высушило землю, запели птицы и опять все наладилось.
      Дрова для костра все промокли и надо было сделать запас. Недалеко от лагеря виднелась гора, поросшая густым диковинным буковым лесом и мы решили наведаться туда. По дороге нас встретил местный лесник на коне, обходящий свои владения.
      Такого диковинного, сказочного леса мы не видели нигде.  Тут бы, кино снимать. Высокие, изогнутые деревья с пышными ветвями, непролазными местами не оставили нам надежды на поиск. Мелкого сушняка практически не было. На помощь пришел лесник. Глядя на упавшее большое дерево я задумался, - как его распилить и как донести?
      То, что предложил мне хозяин коня ввело меня в легкий шок и я запротивился. Лесник подвел коня к самому основанию корня дерева, вытащив небольшой отрезок узды, привязал одним концом за корневище, другим - за конский хвост. Все это произошло так мгновенно, что я не успел даже опомниться, он схватил хлыст и так шуганул бедного коня по бокам, что тот рванул с такой силой и напором, что дерево с треском и шумом загремело по кустам. Всадник, верхом, огревая коня, удалялся под гору, таща дерево за собой. Я думал - оторвется хвост у коняги и пожалел о том, что не помешал этому. Когда же мы добежали до нашей стоянки, дерево было на месте, а лесник, улыбаясь, показал пальцем вверх, вот так!
      Подошва наших кед за неделю похода стерлась. Ежедневные переходы по сухой раскаленной, каменистой дороге плато дали о себе знать.
      На шестой день похода, мы, спустившись с горной гряды через большие каменные ворота, остановились у небольшого озера. Рядом с озером был небольшой домик для туристов. Здесь мы дали себе волю отдохнуть и остались на ночь. Ночью, при свете фонаря, наловили в озере раков, попробовали их удивительный вкус.
      В пяти километрах от озера виднелось море и это радостное чувство было у всех на лицах. Дорога привела нас к поселку Рыбачий. Впереди было море.
      Здесь была совсем другая жизнь. Много полуобнаженных туристов, спешащих к морской волне, ларечки с пирожками и фруктами, винными бочками и всякой всячиной.
      Пять дней пляжного отдыха, морских поездок на катере, отдыха в индивидуальных домиках, обедов в санатории, моря фруктов - все это осталось в памяти надолго, как самое светлое, неповторимое время юности.
      С тех пор прошло двадцать с лишним лет, а мне до сих пор снятся эти горные вершины, эта неповторимая красота с ее удивительной ясностью и четкостью очертаний, этот удивительно чистый воздух.
      Видать, судьба предоставила нам тот единственный случай в жизни, неповторимый и заманчивый.