The Dream

Василий Лузик
***
Никогда не понимал людей… Как же сильно они цепляются за надежды и мечты получить то, чего у них еще нет, и не берегут то, что уже имеют. Примечательно, что предмет их желаний зачастую должен даваться им просто так, а иначе они считают, что важность этого самого предмета для них резко уменьшается. Но разве не куда приятнее наслаждаться знанием того, что мечта осуществлена не просто так, а что к её осуществлению приложена рука самого мечтателя? Разве не теряет она свою ценность, если достается просто так? Не становится ли она чем-то… обыденным, простым, легко доступным? Значит ли это, что, желая чего-либо, человек должен желать затратить свои силы на осуществление желания?..
Я давно задумываюсь над этими и многими иными аспектами бытия. Благо, лавка моя пребывает вне времени и пространства. Она одновременно везде и нигде. Она может появиться во времена, когда люди еще только-только научились строить дома, а может явиться во время, когда ваш вид уже покорял иные галактики. Далеко не всякий узрит её между небоскрёбом и отделением почты, между детским садом и поликлиникой, и во многих других местах. Нужно обладать действительно сильным желанием получить что-либо, дабы суметь найти это место. Тебя, мой дорогой читатель, наверное, интересует, что же это за лавка, и чем я торгую? Что же, ты узнаешь. В свое время. Для тебя может пройти лишь пара секунд, прежде чем наступит этот момент, для меня же пройдет вечность, причем почти каждую минуту её я проведу в различных мирах и с различными людьми.
***
Когда-то давно (а, быть может, совсем недавно, кто знает?) ко мне пришла женщина, за всю свою короткую тридцатилетнюю жизнь так и не сумевшая найти человека, который будет с нею. Как в некоторых сказках вашего вида, она желала тип человека, названный «принцем на белом коне», идеального во всех отношениях. Но обо всем по порядку.
Зазвенел колокольчик, оповещая меня о том, что прибыл новый посетитель и потенциальный покупатель. Ею оказалась привлекательная женщина лет тридцати, с удивлением осматривавшая помещение моей лавки, сегодня едва заметно мерцающее серыми, фиолетовыми, желтыми, красными тонами. Медленно переливаясь, перемешиваясь, они образовывали причудливые образы и создавали приятное ощущение лёгкости. Не той, простой, которая, образно выражаясь, заставляет человека витать над землёй, а той, которая появляется после снятия с груди тяжелейшего духовного груза.
Подойдя к прилавку, она осторожно спросила нежным, и в то же время слегка опасливым голосом:
-Здравствуйте.… Здесь кто-нибудь есть?
Улыбнувшись своим мыслям, я вышел из подсобного помещения и показался своей гостье.
-Здравствуйте, - все так же улыбаясь, ответил ей я, - желаете чего-либо?
-Эм… - женщина замешкалась, явно не зная, чего ответить. Неудивительно, если учесть, что она наткнулась на мою лавку в рядах торгового центра, в котором витрины пестрят различными товарами, а в моем помещении нет и намека на предметы, пользующиеся спросом в это время и в этом месте.
-А чем вы торгуете? – Спросила она, с любопытством  оглядывая помещение.
-Мечтами. – Вот так вот просто.
-Ну-у-у…. – Протянула она неуверенно. – Хорошая шутка. Ведь многое из того, о чем мечтают люди, можно купить за деньги. Вы, наверное, дилер имплантатов, или торгуете недвижимостью?
-Нет, я продаю мечты, - со всей серьезностью ответил я, продолжая, однако, улыбаться.
-Но как можно продавать мечты? – Кажется, женщина была, по меньшей мере, удивлена.
-Все доступно. В определенном месте и за определенную цену.
И она поведала мне, что давным-давно ищет идеального мужчину. Чтобы и высокий-красивый был, и «голубых кровей», и деньги были и имущество, и интеллектом разил всех наповал. И чтобы любил. Странно, но мне кажется, что слово «любил» должно бы стоять в первых рядах, однако, оказалось последним. Что же, эта мечта выполнима.
-И в какую цену?.. – Спросила женщина, залезая в свою сумочку за кошельком.
-Для вас – бесплатно, - ответил я, зная, что это против правил. Однако мне было любопытно, что же из этого выйдет. Один раз можно сделать исключение.
-Правда? И где мне его найти? – Глаза покупательницы засветились ярче, голос изменился, дыхание участилось.
-Как только вы выйдете, вы его увидите. Сразу поймете, что встретили того самого человека, - я опустил взгляд на свой прилавок и… Не так важно, что я сделал. Её мечта была исполнена. Улыбка моя немного потускнела.
-Спасибо вам большое, - бросила, направляясь к выходу, женщина.
-Пожалуйста, - помахав ей рукой, ответил я.
Так и случилось. Едва она вышла из моей лавки, сразу же встретилась взглядом с высоким блондином в дорогом костюме. На пальце крутились ключи от дорогой иномарки, а улыбка была такой, что впору рекламировать зубную пасту.
Прошло два года в её мире. Я следил за тем, как живет обладатель сей немудреной мечты. Надо сказать, жизнь стала для неё кошмаром. Мне даже было жаль её. Тот самый идеальный мужчина имел все, что ей было необходимо, потакал всем её прихотям. Женщина стала избалованной, капризной, даже жестокой. Когда ей надоел вечно потакающий ей «принц», она пожелала, чтобы он изменился, и так и случилось. Он стал её избивать, словно проснувшись от гипнотического сна, будто возмещая всё то, что она творила с ним и его жизнью. Тогда она пожелала, чтобы он исчез. Надо ли говорить, что так и случилось? «Принц» попал в аварию, не оставив никакого завещания, так что все его имущество отошло к его родителям, а женщина оказалась на улице. Избалованная, разучившаяся жить своим трудом и привыкшая к роскоши, она не смогла найти себя в жизни, и решила продавать свое тело. Когда же сия сущность снова сумела попасть в тот самый торговый центр, её связь со мной через проданную мной мечту, привела несчастную прямиком в мою лавку.
-Я не того хотела! – Вопила она, размахивая руками. – Верни всё назад, глупый шарлатан!
-Я дал вам «глину» и первоначальный образ. Все то, что вышло в итоге – исключительно ваша заслуга, уважаемая, - холодно отвечал я, застигнутый врасплох этой внезапной вспышкой. Надо признать, выглядела моя гостья далеко не так хорошо, как в предыдущее посещение. Она… покрупнела, некогда красивые волосы свисали жирными патлами, она исходила слюной и соплями. Признаюсь, мне было довольно неприятно терпеть само присутствие этого существа, не то что выслушивать незаслуженную брань.
-Как же так? – Продолжала причитать посетительница. – Я ведь шла за своей мечтой! Я думала, что буду счастлива! Как мне всё вернуть назад? Что мне теперь делать? – Продолжала она задавать вопросы, на которые я не хотел отвечать. Не хотел, ибо ни один мой ответ ей не понравится. Она слишком привыкла к незаслуженной роскоши, богатой и беззаботной жизни. В своей гордыне она перестала общаться с людьми, которые были прежде важны для неё, в том числе и с родителями. Её подругами были… Как это выражаются люди этого мира? Ах да, «гламурные кисы», которые исчезли так же быстро, как и все состояние её идеального мужчины.
Когда же я озвучил все-таки эти мысли, она рассвирепела и пыталась броситься на меня с кулаками. Правда оказалась для неё слишком жестокой. Тихонько вздохнув, я прошептал уже привычные слова, и лавка исчезла вместе со мной, оставив посреди супермаркета тело женщины, не знавшей, чего же именно она желает. Она выживет, но вот сможет ли она вновь зажить прежней жизнью? Вряд ли. Мне жаль её. Действительно жаль. Можно ведь было попросить чего-то иного или же попробовать добиться всего самой, как это делают люди каждый день.

***
Многие годы я путешествовал по разным мирам, где находились существа с неисполненными желаниями. Я забыл, и как долго это делаю, и даже как меня зовут. Впрочем, зачем имя существу, которое ни с кем близко не общается? Но ведь для удобства моему читателю необходим какой-либо вариант, верно? Непознанное вызывает страх, а он, в свою очередь, непонимание. А оно нам нужно? Называйте меня «Продавец». Так будет правильно, отражает самую суть. А ведь это и есть смысл существования такого понятия как «имя» или же «название», верно?
Как бы то ни было, однажды меня занесло в город, где жил человек, всю свою жизнь посвятивший книгопечатанию. Этим занимались его предки до него, тем же, как он думал, будут заниматься его дети и после него. Немного эгоистичная мысль, вы так не думаете? Решил ведь всё за детей, вряд ли даже их спросив. В любом случае, ему не повезло жить во время, когда его ремесло перестало быть нужным. Он обанкротился, его семья голодала. Печальный факт – кроме того, чем человек занимался, он практически ничего не умел. На один заработок жены, которая работала в две смены, семью прокормить и приодеть невозможно. Тем более дать детям «билет в жизнь».

Одно время мужчина работал уборщиком в автомобильном салоне, после сдачи своей смены шел обычным маршрутом на другую работу. Надо признать, память у него была неплохая, и он заметил, что в тот вечер расположение строений на его пути как-то неуловимо поменялось. Пораскинув мозгами, он понял, что дело в невзрачной лавочке с простенькой вывеской. Несколько дней подряд он проходил мимо, однако, в один из вечеров он не сдержался и все-таки вошел.
-Здравствуйте, - прохрипел мужчина севшим, уставшим голосом. – Есть тут кто?
-Здравствуйте, проходите. Присаживайтесь, - я подошёл к гостю и предложил ему присесть на мягкую кушетку.  – Чаю? Кофе? Чего-нибудь покрепче?
-Кофе, пожалуйста. Мне еще идти в бар на вторую работу. Но я не смогу задержаться, и не принес ничего вроде конфет или печенья, и я вообще вряд ли смогу у вас что-то купить, если вы этим занимаетесь, извините… - он решил, пусть и немного сумбурно, все объяснить на тот случай, если я обижусь на него за то, что он ничего не купит. Ничего страшного. Об этом я и сообщаю гостю, попутно выслушав его повествование о сложных поворотах его бытия.
Закончив свой рассказ, он, словно бы из вежливости поинтересовался, чем же торгует этот магазин. Витрины же пусты? Да и на полках почти ничего не стоит. Я честно ему ответил, что мечтами.
-А цена?... – Опасливо спросил меня мужчина.
-А что вы готовы отдать ради осуществления своей мечты? – В свою очередь спросил я.
-Я уже отдал… Я посвятил всю свою жизнь делу, которое теперь никому не нужно. Столько сил, времени, денег! Я семью не видел месяцами! И ради чего? – Выговорившись, мужчина тихонько заплакал, безуспешно пытаясь остановиться.
Я его успокоил, и тогда предложил сделку:
-Как вы считаете, оставшиеся годы вашей жизни стоят исполнения вашей мечты?
-Д-да… Наверное. Но сколько мне осталось?
-Кто знает? Каждый сам творит свою судьбу.
-Знаете… Я ведь могу остаток своей жизни подметать полы и чистить отхожие места, а мечту свою так и не исполню. И вдруг мне осталось всего-ничего, а толку с моей жизни не будет никакого? Я согласен.
Мне очень жаль таких людей. Их желания просты и понятны, их можно достичь и своими силами, но не всегда получается. Этот случай из разряда подобных. Повторюсь, очень жаль таких людей. И бесплатно я помогать не могу – чревато серьезными последствиями. Ничто не берется из ниоткуда. Даже за помощь той женщине мне пришлось отрезать себе, сущности, существующей вне времени и пространства, палец. Благо, позже я сумел его вернуть на место, когда забрал годы жизни у очередного несчастного. Желание сегодняшнего покупателя довольно альтруистично – обеспечить безбедную жизнь семье, сделать домочадцев счастливыми. Казалось бы, «рай и в шалаше» можно устроить, но ведь, рано или поздно, приходит понимание, что это выражение несет лишь ложь и пустоту.
Проводив гостя за стойку, я проделал стандартные процедуры, и тело в один миг превратилось в прах. Он, как и все, ушел не мучаясь. Но все равно мне жаль подобных ему.
Жаль, потому что, как только семья получает известие о смерти одного из своих и внушительную сумму, второе превалирует над первым. Да, о покинувшем этот мир еще погорюют некоторое время, однако, это не надолго. Скоро родные его забудут, и даже не узнают, скольким он пожертвовал ради них. Печально всё это. Я знаю, что сожалеть в целом не стоит, ибо этим ничего не исправишь, но.… Хотя бы это я могу сделать в память о своих покупателях. И, если честно, это помогает мне чувствовать себя живым. Частью этого мира. Человеческого мира.
Из этой и многих похожих ситуаций есть лишь один вывод – мечты должны быть о себе. О своем благополучии, о своем счастье. Если человек благополучен, то он вряд ли обделит свою семью, если с ней хорошие отношения. Если он счастлив, то непременно счастьем будет делиться. Посему прошу все силы, которые только есть: дайте ума несчастным жить и желать для себя. Альтруизм, конечно, довольно важен, но не тогда, когда он становится жертвенностью.

***
Как-то раз я решил остановить свой магазин на обочине дороги, с которой открывался вид на большой город в середине второго десятилетия двадцать первого века. Шёл дождь, мелькали редкие прохожие и проезжали машины. Мне нравилось это состояние меланхолии. Тихо шуршит дождь, тренькает музыкальная шкатулка, стоящая рядом…
Я сидел на подоконнике и смотрел вдаль, на покрытый завесой дождя город. Как же много там людей… И ведь каждый чего-то желает. Наверное, здесь уже выстроилась бы очередь, знай они, что за магазин здесь расположился. Но далеко не все смогут сюда войти. Даже не все смогут увидеть это место. Казалось бы, за тысячи лет своих путешествий я должен привыкнуть к этому всепоглощающему чувству тоски и одиночества в подобные моменты, но нет. Порой самому хочется пожить среди людей как будто я один из них. Хочется изведать, каково же жить как человеку? Быть может, когда-то я им и был, ведь недаром я выгляжу как и они. Но я не помню. Так давно заниматься моим ремеслом… А, быть может, сила, создавшая меня, не хотела, чтобы я помнил, кем был? Ведь тогда я мог бы быть пристрастен.
Как ни странно, я даже не знаю, зачем кто-то дал мне эту силу и возможности. Зачем кому-то давать возможность человеческим мечтам осуществиться? В любом случае, сегодня у меня выходной. В человеческом понятии «сегодня», конечно же. Для меня же «сегодня» есть «всегда».
Однако через пару часов в мою дверь постучали. Отдохнул, называется.
-Хотя, - улыбаясь, сказал сам себе, - теперь будет не так одиноко.
Отворив дверь, я впустил с ног до головы мокрого молодого человека. На вид ему было лет двадцать пять, не больше. Казалось бы, он вышел из придорожного бара по соседству, и дождь не так силен, чтобы за минуту так сильно его намочить. Значит, какое-то время он стоял перед моей дверью, и гадал, что за странное заведение вдруг образовалось.
-Здравствуйте, - неуверенно произнес он.
Надо заметить, вид у моего посетителя был довольно… Унылый. В глазах не было присущего его виду огонька жизни, движения были словно механические. Где-то я это уже видел.
-Присаживайтесь, - я взглядом указал на мягкую кушетку, попутно вешая куртку гостя на гвоздик у камина – просохнуть. – Чаю, кофе, чего-нибудь покрепче?
-Кофе… Пожалуйста, - все так же неуверенно произнес он.
Грея руки о кружку, он отпивал терпковатое, но бодрящее питьё. Таких людей встречалось мне уже немало. Один только отсутствующий взгляд говорил о том, что далеко не все у моего посетителя в порядке.
-Понимаю, мы совершенно не знакомы, - начал я издалека, - присаживаясь напротив моего гостя, - но не расскажете ли, что у вас произошло?
-А с чего вы взяли, что что-то не так?
-У вас такой вид, что только лишенный зрения не увидит. Но даже он почувствует.
-Ну… Да. Кое-что случилось. Это кое-что… Личное.
-Умер кто-то? – Совсем не деликатно, зато напрямик.
-Нет.
-С возлюбленной расстались?
-Да.
Казалось бы, обыденная проблема, но его она затронула так сильно, что можно было почувствовать, как мертвеет его душа.
-Позвольте мне побыть еще чуточку любопытным. Почему вы расстались?
Он с подозрением посмотрел на меня, и было видно, что совершенно не хотел делиться чем-то настолько сокровенным с незнакомцем. Что же, я могу его понять. Однако мне совершенно не хочется отпускать этого человека в таком состоянии. И ведь что-то его да привело ко мне, не правда ли? Без огромного, прямо скажем, всепоглощающего желания, он бы даже не смог увидеть мой магазинчик. Пару минут мы молчали.
-Я любил её. Так будет намного правильнее. Исполнял её прихоти. По сути, она мной помыкала. Да, выгляжу я в ваших глазах жалко, но я старался идти за своей мечтой – быть с ней, и вдруг в один прекрасный момент соизволит увидеть во мне не друга, а субъект для романтики.
-И сколько это длилось? – Спросил, хотя и предполагал, что долго.
-Пять лет.
По человеческим меркам, это довольно внушительный в плане потери срок. Просто так, на ветер выбросить пять лет?
Снова то же неловкое молчание.
-Знаете ли вы, - начал я, - что это за место?
Оглядевшись, молодой человек признался:
-Нет. Друзья притащили меня в бар по соседству, пытаясь меня как-то привести в более благодушное состояние. Я даже не заметил сперва, что это место вообще есть.
-Что же, я отвечу вам совершенно серьезно. Это магазин. Я продаю мечты.
-Серьезно?
-Вполне, - кивнул я. – Наверное, вы хотите все-таки быть с этой девушкой? Или забыть её?
-Нет… - Ответ был все таким же неуверенным, но в глазах, наконец, стал появляться огонёк жизни.
Несколько минут посетитель молчал, словно обдумывая, что мне сказать. Я его не собирался торопить. Это действительно важное решение, для его принятия нужно время.
-Отберите у меня надежду, - прошептал он, - отберите, пока еще не поздно. Я не хочу жить с этой болью. Мне нужно перестать думать о ней и жить дальше, но я не могу это сделать, пока жива надежда, что она еще одумается, пусть даже не сразу, а лет еще через пять. Понимаю умом, что не одумается, не передумает, я ей не нужен, но сердцу это показать не могу. Помогите мне, пожалуйста. Отберите у меня надежду.
Довольно разумное желание.
-Но не проще ли было бы забыть эту девушку?
-Нет. Если я снова увижу её, услышу голос, то снова влюблюсь. А так я буду знать, что она из себя представляет, и что с ней мне ничего не светит. И да, если это магазин, то какова цена этого желания?
Признаться честно, с таким желанием ко мне обращаются впервые. Я даже не знаю, как оценить потерю надежды. Того, что он забудет о нашей встрече, будет достаточно.
Мы оба подошли к прилавку. Я произношу давно знакомые слова и кладу ладонь на чело этого несчастного.
Выведя его, немного дезориентированного, из лавочки, я убедился, что он оказался рядом с уже искавшими его товарищами.
Похоже, надо будет последить за тем, как будет развиваться его жизнь. А пока я просто буду смотреть на залитый дождем город, сидя на подоконнике. Выходной подходит к концу…