Гонорар

Яков Гринберг
   Возвращаюсь домой на машине, время полпервого ночи, останавливает полиция, которая выборочно проверяет документы у проезжающих. В Израиле такое часто встречается. Предъявляю права, полицейский их забирает, удивленно смотрит, затем идет в свою машину, колдует там с компьютером и долго обсуждает что-то с напарником. Подходит и сообщает мне сногсшибательную новость: «Во-первых, ты ездишь без прав. Уже три месяца назад их срок закончился! Во-вторых, ты не прошел техосмотр и ездишь без техпаспорта, поэтому ты не можешь находиться за рулем».

   Я в шоке, смотрю на него и говорю: «Как странно устроена жизнь! Человек поздним вечером едет к себе домой, думает о теплой постели, отдыхе до утра и вдруг, как злостный нарушитель, попадает в полицию! Сейчас появятся наручники, затем суд, тюрьма, с работы выгонят, жена разведется, друзья отвернутся, в общем, пропала моя жизнь», – говорю скороговоркой, но с улыбкой.

   Полицейский, конечно, тоже улыбается в ответ: «Ты что, говорит, писатель?» Я ему, естественно, показываю свою книгу. Он посмотрел на нее со всех сторон, полистал. «Красивая, – говорит, – но я по-русски не понимаю».

   «Серьезно говоря, – пытаюсь объяснить ситуацию, – я даже не знал, что права закончились, а то бы сразу поменял. Я всегда стараюсь соблюдать правила». Полицейский посмотрел на меня задумчиво и говорит: «Даже не знаю, что с тобой делать». «Отпусти, – быстро подсказываю ему правильное решение, – а я завтра прямо с утра поеду, права обменяю и техосмотр пройду».

   «ОК! Свободен!» – вдруг неожиданно согласился он и махнул рукой, как бы освобождая меня от ответственности.

   Слегка обалдевший я поехал домой и неожиданно вспомнил изумительный рассказ Бабеля «Мой первый гонорар».