Крах учителя

Елена Киянка
1 сентября по каналу «Украина» крутили любопытный сюжет. Школа, где учился Ринат Ахметов, встречала своих учеников. Первая учительница металлургического магната, захлёбываясь от восторга, рассказывала перед камерой о том, как школа гордится этой несказанной честью, что за той партой, за которой сидел Ринатик, теперь никто не сидит, а в прошлом году на ней установили мемориальную доску, чтобы все дети знали какого великого человека подготовили к жизни эти стены. Подытожила она свою оду такими словами: «Мы учим детей во всем брать пример с их знаменитого соотечественника». Затем камера показала украинским телезрителям, какой роскошный ремонт отгрохан в школе, давшей путевку в жизнь одному из героев нашего времени, и прозвенел первый звонок.
Класс, где учился криминальный авторитет, начал заполняться детьми. Растроганные (наверное, его величием) родители умилённо махали ручками своим чадам. Учительница торжественно предлагала детям обратить внимание на знаменитую парту. Весь сюжет, если оценивать его по-человечески, был построен в стиле спектакля абсурда, но, если смотреть на него с точки зрения современного общественного жизнеустройства, казался вполне естественной и реалистичной телевизионной зарисовкой. Школа воспитала успешного дельца, обладающего мёртвой хваткой, и гордится этим. Учитель, призванный «сеять разумное, доброе, вечное», сообщает всей стране, что будет учить своих учеников брать с него пример, и, видимо, считает, что осчастливит этим всё человечество. Родители, чьих детей при помощи воспитания опустят в животный мир и научат пожирать своих конкурентов, умилённо закатывают глаза, не понимая своего идиотизма даже на уровне биологии. Ведь на одного волка приходится 10 тысяч куниц, на 10 тысяч куниц – 100 тысяч кур, а на 100 тысяч кур – 10 миллионов червей. И не факт, что, если из детей будут воспитывать волков, то из них получатся хотя бы куницы. В школе, где учился Ринатик, помимо него училось еще множество детей, но телевидение умалчивает, скольких из них при помощи рыночных механизмов сбросили на дно, чтобы, в конце концов, один, благодаря своей хватке, стал крупнейшим капиталистом Ахметовым. А ведь умилённым родителям не мешало бы заранее ознакомиться с этой информацией.
Но речь сейчас не столько о родителях, сколько об учителях. К услугам телевизионщиков всегда имеется чудо монтажа. Поэтому текст учительницы мог быть вполне соединен с естественной реакцией родителей на своих детей так, чтобы зрителю казалось, что она вызвана именно словами этого текста, а не ситуацией, обычной для 1-го сентября.
Через месяц после начала учебного года в первое воскресенье октября страна праздновала доставшийся в наследство от облаянных на все лады советских времен День Учителя. Что означал он тогда, и какой смысл вкладывают в него теперь?
В Советском Союзе учительство было одной из самых престижных профессий, хотя этот престиж заключался вовсе не в высокой зарплате. Всеобщее стремление к свету знаний приносило Учителю такой почёт и уважение, какой ему не оказывали ни в одной стране мира. Конкурс в педагогический институт в зависимости от факультета колебался от 3-х до 8-ми человек на место. Слово Учите-ля пользовалось авторитетом и доверием не только у детей, но и у родителей. Советская школа дарила равное образование всем, без различия социального положения и пола. И День Учителя, соответственно, был днем всенародной благодарности тем, кто нёс людям просвещение и приобщал к культуре.
Но вот времена изменились. На смену государственной форме собственности пришла частная и быстро вытеснила социализм из всех сфер общественных отношений, в том числе и образования. День Учителя по старинке празднуют, как и все другие профессиональные праздники, но его содержание стало прямо противоположно прежнему. Если раньше в этот праздник учителей благодарили за знания и теплоту сердца, подаренные подрастающему поколению, то теперь – это день индивидуального денежного расчёта и аванса за меру внимания, оказываемого преподавателем каждому отдельному ребенку. Не успевает начаться учебный год, как родители собираются и обсуждают, что и на какую сумму дарить учителям. У каждого из них предварительно выясняется, что бы он хотел получить в подарок. Производится сбор средств, причём многие родители вынужденны отдавать непосильные для своего семейного бюджета суммы. В результате покупается требуемая учителю вещь и торжественно преподносится ему родительским коллективом. Но на этом дело не заканчивается. Каждый родитель, который хочет, чтобы его ребенку в процессе учебы уделялось элементарное внимание, и располагает для осуществления этого желания хотя бы минимальными материальными возможностями, потом подходит к учителю в индивидуальном порядке после уроков с конвертом или какой-нибудь милой  дорогостоящей безделицей от себя лично. Подобный ритуал повторяется, как минимум, еще три раза в год: перед Новогодними праздниками, на 8-е Марта или 23 февраля и в день рождения самого учителя. Те, кто по бедности не участвуют в этих ритуалах, могут пенять сами на себя – их дети будут для учителя либо козлами отпущения, либо пустым местом.
Одновременно с разделением общества на антагонистические классы произошло разделение школ на элитные, где воспитывают хозяев жизни, и те, в которых для них штампуют наёмных рабов. Поборы происходят в обоих видах школ, только в первом суммы больше, подарки круче и официальная зарплата учителей выше. А полноценного образования и должного воспитания дети не получают ни там, ни там, только не дают им их по-разному: мажорчиков учат быть хищниками, а минорчиков – их бессловесным кормом. И там, и там – в процессе обучения идёт воспроизводство некоего биологического вида, который по форме и всем внешним проявлениям относится к человеческому, а по способу выживания и отношения к себе подобным – к животному, действующему в рамках закона Дарвина. Штамповка подобных кентавров осуществляется посредством превращения знания и куль-туры в объект купли-продажи, т.е. в товар, а учителя, который, в свою очередь, также является товаром на рынке труда, в более или менее успешного менеджера по продаже этого товара.
Человек только тогда сможет назвать себя полноценным Человеком, когда будет всесторонне развит. Сформировать его как всесторонне развитого человека будет возможно лишь в условиях полной замены товарного производства нетоварным и преодоления разделения труда: на умственный и физический, на управленческий и исполнительский. Переход к созданию данных условий можно будет начать лишь после ликвидации частной собственности на средства производства. Именно потому, что в Советском Союзе после Октябрьской революции такой переход осуществлялся, советская система образования считалась, и на самом деле являлась, лучшей в мире, а советский народ – самым образованным, читающим и человечным. Но именно в связи с тем, что с середины 50-х годов процесс общественного движения от товарного к нетоварному производству, а, следовательно, к преодолению разделения труда начал искусственно тормозиться, советское образование так и не стало системой по воспитанию всесторонне развитых людей. И как культивация рыночных механизмов в экономике, в конечном счете, привела к реставрации капитализма с его волчьими законами, так и застрявшее благодаря наличию товарного производства на полпути к всесторонне развитому человеку образование воспитало массу добрых, совестливых, трудолюбивых, но совершенно беспомощных перед клыками «нового» порядка людей, готовых по коммунистически вкалывать на хозяина, видеть в эксплуататорах и мошенниках друзей, товарищей и братьев и всегда недоумевать, недопонимать и недоосознавать того, какие процессы происходят в обществе, и к каким последствиям они ведут.
Может возникнуть закономерный вопрос: если в Советском Союзе существовало товарное производство, тогда почему та система образования столь разительно отличалась от современной по своей сути? Дело в том, что тогда образование, культура и медицина были практически полностью исключены из сферы товарного производства, что и позволило чуть дольше, чем в других, сохранять в них тень человечности.
Однако, по мере наступления и укрепления капитализма, товарно-денежные отношения захватили и вышеназванные сферы. И этому во многом способствовали сами учителя, не только согласившиеся быть товаром в ряду товаров, что в условиях частной собственности неизбежно, но и выдающие интеллектуальную и духовную ботвинью, которую теперь называют образованием, за качественный дорогостоящий товар. Одно дело продавать свою рабочую силу и в результате её продажи закручивать гайки, ремонтировать автомобили и продавать неодушевленные предметы. И совсем другое – стремиться за повышенную плату торговать сомнительными по своему качеству знаниями, заведомо искажающими объективную картину мира или дающими представление о ней в суженном до минимального объёме. Это уже не просто акт купли-продажи, а сознательный обман. Кем по человеческим понятиям надо быть, чтобы учить детей брать пример с Рината Ахметова, отдавая себе отчёт, что подавляющему большинству из них суждено пожизненно быть его наёмными рабами? Калечить юные души религиозным дурманом, понимая, что «никто не даст им избавления»? Преподавать вместо подлинной истории лживые мифы, сфабрикованные где-то за океаном, при этом, отлично зная, как всё было на самом деле? И ещё много чего другого, что позволяет теперь не только не уважать дискредитировавших самих себя учителей, но и не стремиться к знаниям, к культуре. И, правда, – зачем, если всё покупается и продается???

2006 г.