Филькины грамоты сталинских соколов

Олег Каминский
     На тему эффективности действий истребителей Люфтваффе и истребителей советских ВВС в годы Великой Отечественной войны среди историков уже давно ведутся ожесточенные споры. Разумеется, большинство наших спорщиков охотно сходятся во мнении, что немцы преувеличивали свои воздушные победы в среднем в два – три раза. А вот о гораздо более многократном преувеличении побед советскими летчиками наши правдолюбцы предпочитают умалчивать. И это не удивительно: ведь по результатам некоторых современных исследований, количество заявленных «сталинскими соколами» в годы войны побед завышалось в среднем в пять - десять раз, а то и более. Почему же и как такое было возможно? Попробуем разобраться в этом, на примере одного очень известного в свое время советского летчика-истребителя...

     …В феврале – марте 1944 года в советской прессе, в том числе в газетах «Красная Звезда», «Сталинский сокол», «Крылья Советов» и других, много писалось о феноменальных боевых достижениях летчика 101-го гвардейского истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии С. С. Иванова. Бывали дни, когда ему засчитывались по два, три и даже семь сбитых самолетов. Слава о невероятно удачливом летчике-асе разнеслась по всем фронтам. Правда, уже тогда у кое-кого возникали подозрения по поводу его побед.   

     Несмотря на сомнения, практически на все его воздушные победы (точно так же, как и на победы остальных советских летчиков) имелись соответствующие подтверждения. В качестве наглядного примера подобных подтверждений, процитируем некоторые наградные документы того же Иванова. При этом чтобы не допустить каких-либо неточностей, полностью сохраним орфографический стиль штабных писарей и, по возможности, будем вставлять от себя краткие комментарии.       

     Итак, вот, например, первая выписка из наградного листа на Иванова: 
 
     «23 января 1944 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, заметили приближение 10 Ю-87, в сопровождении истребителей, тов. Иванов, как ведущий пары в лобовой атаке с дистанции 100-50 метров сбил один Ю-87, который упал южнее горы МИТРИДАТ. Падение сбитого им самолета подтверждают: гвардии старший лейтенант ЗАВОДЧИКОВ, мл. лейтенант СТЕПАНОВ».

     Заметим, кстати, что это был всего лишь шестой боевой вылет Иванова на «Аэрокобре». Между прочим, во время этого боя на его «Аэрокобре» было разбито горизонтальное оперение, но летчик (надо отдать ему должное!) благополучно долетел до аэродрома…   

     «26.1.44 года пару ИВАНОВА атаковали 6 «Мессов». Тов. Иванов переворотом вышел из под удара, а затем в хвост атаковал одного из «Ме-109» и сбил его, который упал в море южнее КОСЫ ТУЗЛА. Подтверждают: гвардии лейтенант ПОХЛЕБАЕВ и мл. лейтенант БЕРЕЗОВИК.

     28.1.44 года, патрулируя в районе Керчь, станция наведения сообщила, что - идут «ФВ-190». Увидя их, пикирующих на наши позиции, ИВАНОВ атаковал один вражеский самолет сверху и зажег его. Но зажженный самолет пытался уйти бреющим полетом, т. Иванов, догоняя врага, за линией фронта 7 раз атаковал его и только в р-не южнее ТАШЛЫЯР враг рухнул на землю. Этот бой лично наблюдал Командующий Отдельной Приморской Армии генерал Армии ПЕТРОВ и командующий 4 ВА генерал-полковник ВЕРШИНИН, т. к. гвардии мл. лейтенант ИВАНОВ входил в четверку ПОХЛЕБАЕВА».

     На основании этих трех воздушных побед подтвержденных другими летчиками и даже двумя генералами, Приказом по 4-й Воздушной Армии № 06/н от 16 февраля 1944 года Иванов был награжден орденом «Красное Знамя».

     Продолжим описания воздушных побед Иванова, теперь уже из Представления на присвоение звания Героя Советского Союза:

     «4.2.44, патрулируя в районе КЕРЧЬ ведомым в составе 4-х самолетов «Аэрокобра» на Н=600 мт, встретил 4 ФВ-190, которые заходили на бомбометание наших войск. ИВАНОВ на пикировании догнал ФВ-190, пристроился ему в хвост и с дистанции 50 мт сбил его, который упал в районе БАГЕРОВО. Подтверждают: летчики гвардии мл. лейтенант ЧУПРИН, мл. лейтенант СТЕПАНОВ.

     5.2.44 г., патрулируя в районе КЕРЧЬ ведомым в составе 4-х самолетов «Аэрокобра» на Н=800 мт, встретил 6 МЕ-109. Гвардии младший лейтенант ИВАНОВ в лобовой атаке с дистанции 50-100 мт сбил МЕ-109, который упал в районе КАТЕРЛЕЗ. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант ПОХЛЕБАЕВ, гвардии мл. лейтенант АКСЕНОВ, мл. лейтенант НЕСТЕРОВ и СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ».   

     Кстати, по некоторым данным, у этого Ме-109 от двух-трех попавших в него снарядов «отлетела одна плоскость и развалился фюзеляж»…

     Читаем дальше:

     «8.2.44 г., патрулируя в районе КЕРЧЬ ведомым в составе 4-х самолетов «Аэрокобра» на Н=600 мт, встретил 4 ФВ-190, заходивших бомбить наш передний край. Ведущий группы атаковал первую пару ФВ-190, вторую пару атаковал ИВАНОВ, на пикировании догнал одного ФВ-190 и с дистанции 50-20 мт сбил его, который упал в районе КАТЕРЛЕЗ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ».   

     Здесь уместно будет упомянуть весьма любопытную деталь: как свидетельствуют некоторые источники, на уничтожение этого «Фоккера» Иванов израсходовал всего 4 снаряда. Кстати, «информация к размышлению» по этому поводу: на истребителе Р-39 «Аэрокобра», кроме пулеметов, была установлена одна 37-мм пушка М4 с боезапасом 30 снарядов, скорострельность которой составляла 3 снаряда в секунду…
 
     Продолжим, однако, цитирование Представления на присвоение звания Героя Советского Союза Иванову:
 
     «10.2.44 г., патрулируя в районе КЕРЧЬ ведомым в составе 4-х самолетов «Аэрокобра» на Н=2000 мт, обнаружил группу Ю-87, пикировавших на наш передний край: после выхода Ю-87 из пикирования ИВАНОВ догнал его, пристроился в хвост и с дистанции 50-20 мт сбил его, который упал южнее КЕРЧЬ-2. При выходе из атаки был сам атакован двумя МЕ-109, ИВАНОВ отбил атаку и ушел в облачность. При выходе из облачности увидел два МЕ-109 ниже себя, с пикированием догнал одного МЕ-109 и сбил его, который упал в районе БАГЕРОВО. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.

     13.2.44 г. сбил три самолета противника:
     В 8.15 при выполнении задания по разведке в районе ВЛАДИСЛАВОВКА 2 самолетами «Аэрокобра» был встречен 4 ФВ-190: ведущий атаковал первую пару ФВ-190: ИВАНОВ атаковал вторую пару, пристроился одному в хвост и с дистанции 100 мт сбил ФВ-190, который упал в районе 3 км восточнее пункта АЛПАК-ДЖОНКОЙ. Подтверждает гвардии лейтенант ПОХЛЕБАЕВ.
     В 14.28, патрулируя в районе КЕРЧЬ в составе 4-х самолетов «Аэрокобра», ведущий при подходе к цели как Ю-87 уходили на свою территорию, ИВАНОВ атаковал одного Ю-87 в хвост и с дистанции 100 мт двумя очередями сбил его, который упал в районе МАМА РУССКАЯ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     В 16.48 на Н=3500 мт, прикрывая свои войска в районе КЕРЧЬ, будучи ведущим 4-х самолетов «Аэрокобра», встретил 4 МЕ-109, с которыми вступил в бой: в момент боя подошло еще 4 ФВ-190, ИВАНОВ атаковал одного ФВ-190, которого преследовал, пока враг не врезался в землю. ФВ-190 упал в районе КЕРЧЬ. Подтверждают: летчики мл. лейтенант ЛУКАШЕВ, гвардии мл. лейтенант ДЕМЕНТЕЕВ и мл. лейтенант СТЕПАНОВ.
 
     14.2.44 года, патрулируя в районе КЕРЧЬ на Н=4000 мт ведомым, ИВАНОВ заметил 2 МЕ-109, идущих курсом на запад: на Н=3000 мт сверху атаковал одного МЕ-109 в хвост и с дистанции 100-50 мт сбил его, который упал южнее КЕРЧЬ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.

     15.2.44 года сбил 7 самолетов противника:

     В 8.07 в составе 4-х самолетов «Аэрокобра», ведущий гвардии лейтенант ПОХЛЕБАЕВ, прикрывали свои войска в районе КЕРЧЬ. Группа ПОХЛЕБАЕВА разделялась попарно и патрулировала на разных высотах. Первая на Н=2000 мт, вторая на Н=1200 мт.
     В 8.07 в районе КЕРЧЬ пару гвардии мл. лейтенанта ИВАНОВА атаковали сверху 2 МЕ-109. ИВАНОВ, будучи предупрежден своим командиром, боевым разворотом вышел из-под удара, а пара ПОХЛЕБАЕВА с высоты атаковала МЕ-109, после неудачной атаки МЕ-109 оказались ниже пары ИВАНОВА. Последний, воспользовавшись преимуществом в высоте, с левым разворотом вышел в хвост МЕ-109 и, преследуя их, в упор расстрелял одного МЕ-109, который упал в районе г. КЕРЧЬ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     В 8.10 ИВАНОВ со своим ведомым вышел за облака, встретил 2 МЕ-109, которые пытались зайти ИВАНОВУ в хвост. ИВАНОВ резко развернулся и пошел на МЕ-109 в лобовую атаку. Последние не выдержав лобового удара с левым разворотом со снижением пытались уйти в западном направлении, ИВАНОВ имея превышение в высоте со снижением догнал МЕ-109 и в упор расстрелял ведомого МЕ-109, который упал западнее КЕРЧЬ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     В 9.40, патрулируя в районе Керчь на Н=4000 мт, ИВАНОВ заметил 2 ФВ-190, которые шли на КАТЕРЛЕЗ. Находясь почти на параллельных курсах, ИВАНОВ разворотом вправо имитировал уход на восток, затем резким разворотом влево вышел в хвост ФВ-190 и сверху с дистанции до 100 мт, после нескольких очередей ФВ-190 перешел в беспорядочное падение и упал в районе ст. КЕРЧЬ-2. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     После этого боя ИВАНОВ продолжал патрулировать в этом же районе. В 9.40 4 «Аэрокобры» встретили вторую группу ФВ-190 в составе 6 самолетов, которая, заметив наших истребителей, подойдя с южной окраины КЕРЧЬ, развернулась и со снижением пыталась уйти в западном направлении. ИВАНОВ со своим ведомым пошел на перехват и догнал противника, атаковал одного из них, который делая мелкие змейки, со снижением уходил на запад, пытаясь спастись бегством. ИВАНОВ упорно продолжал преследовать ФВ-190, ведя непрерывный огонь по последнему: ФВ-190 загорелся, упал в 2 км западнее высоты 61,8, что 1 км западнее КАТЕРЛЕЗ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     В 12.10, патрулируя в районе КЕРЧЬ 4 самолетами «Аэрокобра» на Н=2000 мт ИВАНОВ заметил на Н=800-1000 мт пару МЕ-109, которые в бой не вступали, видимо преследовали цель выжидания одиночек. В момент, когда МЕ-109 вышли на встречных параллельных курсах, ИВАНОВ пропустил истребителей противника и резко с левым разворотом вышел в хвост последним. МЕ-109, заметив атаку наших истребителей, разворотом пытались уйти в западном направлении и, в момент, когда самолеты противника стали в вираж, ИВАНОВ сверху под ракурсом 3/4 с дистанции до 30 мт расстрелял одного МЕ-109, который упал на западном берегу оз. Соль. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
      В 15.50, прикрывая свои войска в районе КОСА-ЧУШКА, ГРЯЗЕВАЯ ПУЧИНА, ИВАНОВ в паре заметил 4 МЕ-109, которые шли от МАМА РУССКАЯ в юго-восточном направлении. Заметив наших истребителей, 4 МЕ-109 в районе ТАРХАН разделились на две группы, первая со снижением пошла на КАТЕРЛЕЗ и далее скрылась под нижний ярус облака в южном направлении, вторая пара имитировала уход на запад, а после с резким набором высоты пошла в южном направлении. ИВАНОВ понял, что пара «Мессов», ушедшая под облака, имеет целью увлечь его вниз, а пара имитировавшая уход на запад развернется южнее КЕРЧЬ в попытке атаковать пару ИВАНОВА. Оценив правильно обстановку, ИВАНОВ с набором высоты ушел в юго-восточном направлении КЕРЧЬ и на высоте 2500 мт стал ожидать МЕ-109, которые по его предположению должны появиться южнее КЕРЧЬ.
     В 16.00 пара МЕ-109, которая ушла на запад с набором высоты, шла на КЕРЧЬ с курсом 45-50 градусов. На Н=1500 мт ИВАНОВ со своим ведомым пошел в атаку на МЕ-109, заметив наших истребителей, МЕ-109 развернулись на запад, пытаясь уходить в направлении КЕЗЫ и, уходя в этом направлении, создали удобную позицию для пары ИВАНОВА, атаки сзади в хвост: ИВАНОВ, воспользовавшись этим случаем, догнал пару самолетов противника и, с короткой дистанции сбил ведомого МЕ-109, который упал 5 км северо-западнее КАТЕРЛЕЗ. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ.
     В том же полете через 8-10 минут, после проведенной атаки, ИВАНОВ развернулся от КАТЕРЛЕЗ и шел на юг. В этот момент, заметив вторую пару МЕ-109, которая шла ниже группы ИВАНОВА в северо-восточном направлении и, в момент, когда МЕ-109 подошли к пункту ВОЙКОВ-ДЖАРДЖАВА, ИВАНОВ пропустил МЕ-109 на небольшую дистанцию и разворотом влево со снижением пошел в хвост к противнику и, преследуя последних обстрелял ведомого несколькими очередями, после чего МЕ-109, перешел в беспорядочное падение и упал 3 км северо-восточнее ВОЙКОВ-ДЖАРДЖАВА. Подтверждает СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ».

     Как видим, описания воздушных боев достаточно подробные: указывается количество участвующих в боях самолетов, точное время уничтожения вражеских самолетов и места их падений, приводятся фамилии наших военнослужащих или воинских частей, подтверждавших воздушные победы. В общем, вроде всё правильно, никаких сомнений в победах нет… 

     Характерно, что несмотря на указанные в Представлении 7 сбитых самолетов, официально Иванову были засчитаны 6 воздушных побед. Весьма любопытна ещё одна подробность: как утверждают некоторые источники, в тот день в 4 боевых вылетах на уничтожение 6 самолетов Иванов потратил всего 78 снарядов, т. е. по 13 снарядов на один самолет. Вспомним «информацию к размышлению» по этому поводу…

     Всего к 16 февраля он произвел 80 боевых вылетов на «Аэрокобре», участвовал в 36 воздушных боях и сбил 19 самолетов противника.

     В последующий период в районе Крымского полуострова почти на две недели установилась плохая погода, и количество вылетов на боевые задания резко сократилось. Лишь 2 и 3 марта Иванов смог заявить ещё о двух своих очередных победах над Ме-109, сбитых в районе 2-й Октябрьской и южнее Эльтигена. За эти победы Иванов к награде не представлялся, поэтому, к сожалению, их подробности не известны. Как оказалось впоследствии, это были его последние победы…

     12 апреля 1944 года, находясь на аэродроме Багерово, Иванов получил тяжелые ранения при подрыве на противопехотной мине. Из-за гангрены врачам пришлось ампутировать ему половину ступни, и он ещё долго лечился в госпиталях…

     Тем временем, Указом Президиума Верховного Совета СССС от 1 июля 1944 года Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Хотя из госпиталя Иванов вышел инвалидом, он какое-то время ещё пытался продолжать служить в своем полку и по ходатайству командира полка Приказом по 4-й Воздушной Армии № 0136/н от 26 июля 1945 года он был награжден также орденом «Отечественной войны 1-й степени». Правда, в наградном листе были, почему-то, повторно описаны две из его семи воздушных побед 15 февраля 1944 года, за которые он, напомним, уже получил «Золотую Звезду».    

     Когда стало окончательно ясно, что служить в авиации Иванов больше не может, по состоянию здоровья его, в звании капитана, уволили в запас.

     Дальнейшая судьба Иванова печальна и полна темных пятен. Пьянство, драки, участие в грабеже привели к тому, что он был осужден на 10 лет, его лишили звания Героя… Жизнь Иванова, как говорится, пошла под откос и окончилась трагически: 28 сентября 1961 года, переходя железнодорожные пути станции Ржев-2, он попал под поезд и вскоре скончался в больнице.

     Однако не будем копаться в личной жизни Иванова: кто из нас не без греха? К тому же его жаль чисто по-человечески, тем более, что он был фронтовиком и дважды был ранен (кроме тяжелого ранения 12 апреля 1944 года, он получил 8 осколочных ранений в левую руку и ногу во время воздушного боя 20 марта 1942 года, когда ещё летал на устаревшем штурмовике И-15бис).

     А вот разобраться с «феноменальными рекордами» Иванова есть смысл, тем более что ещё в годы войны у многих возникали сомнения в его воздушных победах. Разумеется, проверить тогда это было практически невозможно, зато сейчас сделать это довольно просто. Для этого достаточно сравнить его заявленные победы с немецкими документальными данными о потерях Люфтваффе в районе Керчи в январе - марте 1944 года. Уточним, что в первую очередь нас интересуют потери истребителей Мессершмитт-109 из состава JG.52, штурмовиков Фокке-Вульф-190 из состава II./SG.2 и пикирующих бомбардировщиков Юнкерс-87 из состава III./SG.3.

     И вот, сравнивая данные двух сторон, мы приходим к шокирующему результату: ни один из сбитых Ивановым 22 вражеских самолетов не подтверждается документами противника! А если и случаются какие-то совпадения, то никакого отношения к Иванову они не имеют. Впрочем, судите сами:

     23 января 1944 года кроме Иванова, открывшего свой боевой счет первым сбитым Ю-87, ещё о семи уничтоженных пикировщиках в районе Керчи заявили и другие наши летчики. В том числе Герои Советского Союза старший лейтенант В. А. Князев  и майор В. И. Максименко, будущие Герои Советского Союза майор С. Е. Войтенко, старший лейтенант А. М. Кулагин и лейтенант В. В. Собин. Фактически же в немецкой III./SG.3 был поврежден всего один Юнкерс-87, да и тот, как указано в документе - не по боевым причинам.

     Через три дня, 26 января 1944 года не только Иванов, но и ещё пять других летчиков 4-й воздушной армии, в том числе будущий Герой Советского Союза лейтенант И. Г. Похлебаев, записали на свой счет по одному Ме-109 каждый. Увы, в немецких документах ни одного подтверждения этому нет.
 
     28 января 1944 года летчики 101-го гвардейского истребительного полка, в котором служил Иванов, пополнили счет полка шестью сбитыми Фокке-Вульфами-190: один пришелся на долю Иванова, а будущему Герою Советского Союза лейтенанту И. Г. Похлебаеву засчитали даже три «Фоккера». Однако фактически потерь в ФВ-190 немцы не имели.   

     4 февраля Иванову был засчитан один ФВ-190, но немецкие документы потерю этого «Фоккера» не подтверждают.

     На следующий день летчики 101-го гвардейского истребительного полка, в том числе Иванов и будущие Герои Советского Союза капитан Н. Г. Сидоров и лейтенант И. Г. Похлебаев, пополнили счет полка на 4 сбитых Ме-109. Но по данным немецких документов никаких потерь в воздушных боях они не имели, лишь в II./JG.52 зенитным огнем был легко поврежден один истребитель. И вряд ли это был тот самый атакованный Ивановым Ме-109, у которого от двух-трех попавших в него снарядов «отлетела плоскость и развалился фюзеляж»…

     8 февраля летчики того же 101-го гвардейского полка заявили, что сбили 5 ФВ-190. Один из них был сбит Ивановым, который, как мы помним, потратил на уничтожение врага всего 1 секунду и четыре снаряда. А два «Фокке-Вульфа» были сбиты всё тем же будущим Героем Советского Союза лейтенантом И. Г. Похлебаевым. Однако немцы не зафиксировали ни единой потери ФВ-190.

     В воздушных боях 10 февраля летчики 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота записали на свой боевой счет изрядное количество сбитых вражеских самолетов, в том числе не менее 12 Ме-109 и не менее 3 Ю-87. Среди победителей – Иванов (сбил 1 Ю-87 и 1 Ме-109), Герой Советского Союза капитан М. И. Гриб, будущие Герои Советского Союза майор С. Е. Войтенко и капитан М. М. Кологривов. Тем не менее, никаких потерь в самолетах типа Ме-109 и Ю-87 противник не имел.   

     13 февраля летчики 4-й воздушной армии заявили, что они уничтожили 5 ФВ-190, в том числе Иванов - два, а будущий Герой Советского Союза лейтенант И. Г. Похлебаев – один. Кроме того, Иванов доложил, что сбил ещё и Ю-87. В действительности же, потерь в «Мессерах» и «Штуках» у врага не было.   

     На следующий день пилоты 4-й воздушной армии заявили о 6 победах над Ме-109. В том числе по одному истребителю уничтожили Иванов, а также будущие Герои Советского Союза капитан Н. Г. Сидоров и лейтенант И. Г. Похлебаев. Однако ни единой потери Ме-109 из состава немецких групп I./JG.52, II./JG.52 или хорватского отряда 15(Kroat)/JG.52 в документах противника не отмечено.    

     Отсутствуют совпадения даже в день феноменального рекорда Иванова 15 февраля. Напомним, что в тот день Иванов, крайне экономно выпустив по врагу всего 78 снарядов, добился феноменального результата: сбил аж семь вражеских самолетов (пять Ме-109 и два ФВ-190)! Всего летчики-истребители 4-й воздушной армии заявили сбитыми в тот день 8 Ме-109 (один из них будущим Героем Советского Союза лейтенантом И. Г. Похлебаевым) и 4 ФВ-190, но ни одна из этих двенадцати воздушных побед не подтверждена противником. 

     2 марта Иванов и ещё пять других летчиков 4-й воздушной армии записали на свой счет по одному Ме-109 каждый. Справедливости ради подтвердим, что в документах II./JG.52 действительно упоминается о потерях в этот день. Однако это были не боевые потери: один Ме-109 был полностью разбит, а другой поврежден при случайном столкновении во время взлета с аэродрома Грамматиково. Также не по боевым причинам был поврежден ещё один Ме-109. А вот о боевых потерях ничего не сказано.

     И, наконец, 3 марта по одному сбитому Ме-109 заявили Иванов и будущий Герой Советского Союза старший лейтенант В. В. Исаев, но никаких потерь Ме-109 в документах противной стороны не зафиксировано. 

     Вот такая удручающая вырисовывается картина, и признаемся честно, явно не в пользу «сталинских соколов». Причем, фактически развенчаны не только «феноменальные рекорды» Иванова, но под большим сомнением оказались и победы многих других Героев Советского Союза. И это – несмотря на то, что все воздушные победы наших асов подтверждались многочисленными свидетелями: летчиками и командирами, участвовавшими в боях, офицерами со станций наведения, в том числе высоким авиационным начальством… 

     Как же так?! Почему большинство побед «сталинских соколов» не подтверждается документальными данными противника? Разумеется, на этот вопрос у наших историков всегда тут же находится традиционный ответ: мол, «фашистские фальсификаторы» специально подтасовывали факты и назло «большевикам» преуменьшали свои потери на Восточном фронте.

     Тогда зададимся другим вопросом: а что, разве кроме устных и письменных подтверждений не было более совершенных и главное - более точных и правдивых способов подтверждения воздушных побед? Конечно же, были. Например, использование фото-кинопулемета (ФКП).

     Поясним, что первые упоминания о фото-кинопулемётах относятся ещё к первой мировой войне. Первоначально они применялись для обучения воздушных стрелков (как на истребителях, так и на бомбардировщиках), а в боях использовались ограниченно. Зато во время второй мировой войны ФКП получили широкое распространение, особенно в Люфтваффе, в американской и английской истребительной авиации. Полученные с их помощью киноматериалы дополняли показания летчиков и служили в качестве доказательств их побед. Разумеется, не обходилось без ошибок, но всё же разница между заявленными победами летчиков и реальными потерями противника была гораздо ниже, чем в советской авиации. 

     А были ли у нас эти многообещающие приборы? Да, были. В Советском Союзе ещё с 1930-х годов одним из ленинградских заводов выпускался фото-кинопулемет СЛП, который использовал 35-мм кинопленку и мог снять до 200 кадров форматом 23,75;24 мм. В распоряжении советской авиации до войны находился также фото-кинопулемет ПАУ-22. Тем не менее, по непонятным причинам, эти необходимые приборы использовались в советских ВВС крайне мало. Так Герой Советского Союза маршал авиации Г. В. Зимин в своих воспоминаниях писал: «Было ясно, что в авиашколах по «живому» самолету с применением фото-кинопулеметов будущие летчики не стреляли, хотя такая полезная вещь, как фото-кинопулемет, до войны у нас уже была».

     Даже когда грянула война, в действующих боевых частях не было ни одного самолета с фото-кинопулеметом. Как в 1941, так и в 1942 году, даже самые новые модели советских самолетов кинопулеметами не комплектовались. В основном ФКП стали применяться в нашей авиации с появлением в боевых частях истребителей Р-39 «Аэрокобра», поставляемых США по программе ленд-лиза. «Аэрокобра» комплектовалась кинопулеметом, который монтировался в консоли крыла и представлял собой 16-мм киноаппарат с объективом 100 мм, установленным на «бесконечность». Частота съемки регулировалась в зависимости от скорострельности оружия и могла составлять от 20 до 50 кадров в секунду.

     К большому сожалению, ФКП были далеко не во всех авиационных частях и не в достаточных количествах. Например, в октябре 1944 года во всей 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии трижды Героя Советского Союза полковника А. И. Покрышкина использовалось всего шесть кинопулеметов. В том числе в 16-м полку – три, в 100-м полку – два, а в 104-м полку – всего один фото-кинопулемет. И это – в знаменитой дивизии Покрышкина! Что уж говорить о других дивизиях и полках?   

     Кстати, поскольку нас интересуют воздушные победы Иванова из 101-го гвардейского истребительного авиационного полка, летавшего на той же «Аэрокобре», будет весьма уместным привести высказывание на эту тему ветерана 101-го полка Б. С. Дементеева: «Были фото-кинопулеметы, но мы почему-то ими не пользовались. Одно время я хотел ввести в практику его использование. Ведь и оборудование, и пленка, и лаборатория были, но никто этим не захотел заниматься. Я пытался пробить, но мне не удалось». Не правда ли, очень характерное высказывание о применении или правильнее сказать о не применении фото-кинопулеметов? Самое печальное, что подобная ситуация наблюдалась почти во всех остальных наших истребительных полках. 

     Почему же, несмотря на повсеместное применение фото-кинопулеметов во всех военно-воздушных силах западных стран, они практически до самого конца войны крайне мало использовались в советских ВВС? Среди наших историков авиации встречаются утверждения, что кинопулеметы были сложны в эксплуатации, а надежность их работы нередко оставляла желать лучшего, что не хватало пленки, химических реактивов для проявления пленки, квалифицированных кадров для обслуживания и так далее. Но в авиации Запада никто, почему-то, не сетовал по этому поводу. В результате, летчики почти всегда имели возможность наглядно доказать свои успехи, а руководящему составу можно было сделать правильные выводы об эффективности действий своей авиации.

     В советской же авиации, в силу непонятных причин (возможно, главной из них было наше обыкновенное разгильдяйство), новейшим высокоэффективным приборам предпочитали какие-то справки и прочие бумажки, правдивость которых проверить было крайне сложно. Естественно, при таком подсчете желаемое часто выдавалось за действительное, из-за чего возникало множество ошибок, а в отдельных случаях дело доходило даже до откровенных приписок.

     Думается, что если бы тогда в советской авиации разумно и добросовестно отнеслись к вопросу применения фото-кинопулеметов, то многих недоразумений и ошибок в основном удалось бы избежать. И, по крайней мере, современных споров среди историков на тему эффективности действий «сталинских соколов» было бы гораздо меньше…