Путешествие в Хайфу. Парус

Борис Готман
 
   Когда  фотографировал в Барселоне один из самых известных сегодняшних  символов столицы Каталонии  - 145-метровую башню "Агбар"  (http://www.proza.ru/2015/07/02/1422) ,  решил, что надо написать  и о 180-метровом  лондонском небоскрёбе "Сент-Мэри 30" (и написал -  http://www.proza.ru/2015/10/24/1376),  и о нашей хайфской высотке "Парус".

   Все три высотки читатель видит на моих снимках вверху.
   
   Сразу хочу сказать, что автором барселонской башни "Агбар" является самый знаменитый архитектор современности Жан Нувель (фр. Jean Nouvel, Франция). Читателям будет очень интересно прочесть о нём и его работах.
   
   Объединяет эти небоскрёбы форма их поперечного сечения – все эти башни круглые. 

   В чём положительные и привлекательные качества такой конструкции я уже рассказал в предыдущих заметках.

   На мой взгляд,  хотя высотка "Парус"  в Хайфе на восемь метров ниже барселонской  Агбар,  форма  её интереснее.

   По этому поводу разногласий с супругой у меня не было.  А вот при сравнении "Паруса"  с   "Сент-Мэри 30" мнения разделились: жене лондонская высотка кажется  элегантнее.
   
   Хайфскую  башню "Парус" называют ещё "Ракета". 
   
   Её  официальное название -  "Башня  имени Ицхака Рабина правительственного  комплекса региона Хайфа".

   Иногда употребляют название  "Башня  С", под которым она значилась в проектной документации во время строительства.

   Те, кто знаком с Барселоной и Лондоном, знают, что и "Агбар" и "Сент-Мэри 30" народ называет "огурцами". 

   Наш гордый "Парус" некоторые называют "кукуруза", хотя это прозвище прочно закрепилось за другим круглым зданием, расположенном в столице пустыни Негев,  городе Беер Шеве.
 
   Это сооружение относят к архитектурному стилю футуризм. Лично мне лозунги из манифестов футуристов не нравятся, тем более, что многие известные футуристы не только славили войну и агрессию, но и воевали в рядах фашистов и нацистов во время  Второй мировой.

   А "Парус" мне однозначно нравится,  к какому стилю его бы ни относили.
   Авторами проекта являются архитекторы Дина Амар и Куриэль Абрахам.

   Ответственным за сложнейшую конструкцию уникального здания был инженер Рами Блас.

   Возвела "Парус" старейшая израильская компания "Солель Боне" – в переводе с иврита - "прокладываем и строим".

   Здание стоит рядом с морем над геологическим разломом Ягур, поэтому должно противостоять всем стихиям – от штормовых ветров до мощных землетрясений.

   Но в нашей реальности и этого мало: "Парус" должен выдержать возможные теракты, включая ракетные атаки.

   Первый ракетный обстрел  боевиков  "Хезболлы"  башня выдержала в 2006 году – на маленьком снимке в правом верхнем углу моего коллажа виден взрыв одной из исламистских ракет в непосредственной близости от здания. Эту фотографию сделал во время налёта замечательный фотограф Гилад Харшлаг.

   Надо же, какое совпадение!  Как раз сейчас передали сообщение о перехвате двигавшегося из Сирии в Ливан конвоя "Хезболлы" с российскими ракетами…

   Но вернёмся к архитектуре.  Обратите внимание на старинную башню, бережно сохранённую  строителями "Паруса". Хотя она видна и на центральном снимке, я поместил увеличенный фрагмент слева от него.

   Вообще-то она не такая уж старинная  - построена по указанию турецкого султана примерно в 1902 году к тридцатилетию его правления.

   Это часовая башня, сотни таких были построены по всей Османской империи.
 
   Штук семь построено на территории нынешнего Израиля. Наиболее известная из них находится в Яффо, с действующими до сих пор (правда, уже еврейскими) часами.

   Сегодня мусульмане из расположенной рядом мечети превратили эту башню в минарет, навесили на неё рупоры громкоговорителей и будят по ночам жителей города завываниями муэдзина…
 
   А куда смотрят власти?! А что, власти? Как говорит Люба, героиня некоторых моих миниатюр, "толерасты, блин!"

   Вообще, сочетание старины и футуризма в этом проекте заслуживает отдельной заметки. На крохотном снимке вверху слева "Парус" виден как бы в прицеле ведущей к нему со стороны моря аркады.

   Об этой аркаде и уникальных мозаиках в дорожке под ней мы поговорим в другой заметке.

   Но ещё пару слов о прошлом надо сказать здесь, потому что не так далеко от нашей высотки расположены десятки заброшенных домов, производящих угнетающее впечатление.

   Это дома, которые покинули в 1948 году арабские жители Хайфы.

   Покинули,  несмотря на уговоры руководителей Израиля.

   Тема эта болезненная и служащая до сих пор предметом политических спекуляций.

   Совсем недавно одна из ведущих израильских газет левого толка сообщила  о том, что среди документов, переданных для продажи на публичном аукционе,  обнаружено письмо Бен-Гуриона, в котором упоминается  и об арабских беженцах.
 
   В этом письме, касающемся просьбы  армии передать ей здание сельскохозяйственной школы на окраине Хайфы, есть и слова о том, что Бен-Гурион не намерен, пока идёт война, разрешить враждебно настроенным арабам вернуться в Хайфу.

   Ведь хайфский  порт был   единственными  тогда морскими – а других просто  не было – воротами молодой страны, ведущей неравную войну против напавших на неё семи крупнейших арабских стран.

   Левая газета опубликовала содержание этого письма, чтобы обвинить бывшего премьера страны Голду Меир во лжи. 

   Ведь широко известно, что именно она лично неоднократно по инициативе Бен-Гуриона уговаривала "наших арабских братьев" не покидать страну.
 
   А тут вдруг  письмо, содержание которого прямо противоречит этим сведениям!

  "Левые" попросту исказили факты. 

   Бен-Гурион посылал Голду уговаривать арабов до нападения мусульманских стран на Израиль.

   Перед нападением руководители этих стран через муфтиев  потребовали от арабских жителей Израиля  немедленно покинуть на несколько дней места своего проживания, чтобы  дать арабским войскам "зачистить" территорию от евреев.

   Как "зачищать" они хорошо знали – в их рядах было множество бывших нацистов из мусульманских дивизий гитлеровской Германии.

   Но нацистам пришлось столкнуться не с привычными для них беззащитными жертвами, а с мужественными и умелыми воинами, которые очень скоро остановили многократно превосходящие в живой силе и технике арабские армии и погнали их обратно.

   Вот тогда-то и запросились обратно "арабские беженцы", тогда и написал Бен-Гурион, что он  "… не намерен, пока идёт война, разрешить враждебно настроенным арабам вернуться в Хайфу".

   Война с тех пор не прекращалась…

   А из мусульманских стран вынуждены были бежать, спасаясь от смерти, проживавшие там евреи. Численность этих беженцев (в полном смысле этого слова!) во много раз превышает число добровольно покинувших Израиль арабов.
 
   Покинувших, чтобы дать арабским армиям уничтожить евреев…

   Вот об этом и напоминают брошенные дома.
 
   Эту заметку закончим некоторыми техническими данными "Паруса".
 
   В здании 37 этажей, из них 29 над уровнем земли. Строилась башня с 1999 по 2002 годы.

   Площадь  самых маленьких  этажей, расположенных  вверху и внизу  башни,  – 850 м.  Площадь самого большого  этажа - 1250 м; высота этажа – 3,7 м.

   Думаю, приведенных сведений достаточно.  Если у специалистов возникнут вопросы, отвечу, так как неплохо знаком с проектом.