Дети и их воспитание

Михаил Шаргородский
В абсолютном большинстве семей, дети и их нормальное воспитание, являются самым главным приоритетом родителей. Причем, практически, на всю жизнь. Очень часто родители продолжают давать советы своим давно повзрослевшим отпрыскам, которые уже много лет назад сами стали родителями, и решают вопросы воспитания своих детей.
По вопросам воспитания детей написаны тысячи книг, известны высказывания по этим вопросам самых выдающихся умов, причем большинство родителей считают себя достаточно сведущими в этих проблемах, и не совсем охотно ищут чужие советы и наставления.
Однако я убежден, что среди вечных вопросов, типа «о любви, о дружбе», тема воспитания детей и через тысячу лет будет не менее актуальной, чем сейчас, или тысячу лет назад.
Я, конечно, ни в коей мере не претендую на лавры первооткрывателя, но мне все-таки довелось воспитывать двух сыновей, которые, по моему твердому убеждению, стали достойными членами общества. (Прошу прощения у читателя за некоторую нескромность).
Они уже давно стали взрослыми, и сами воспитывают шесть моих внуков.
Поэтому мне кажется, что некоторые мои мысли, связанные с воспитанием, хоть в малой толике, могут кому-нибудь пригодиться.
Тем более, что еще в предисловии, я чистосердечно признавался, что мои записки являются подражанием «Опытам» Монтеня, в связи с чем, без малейшего зазрения совести, я «своровал», а точнее – позаимствовал, некоторые мысли этого Великого человека.
Это позволяет мне надеяться, что мои записи станут более содержательными.
Должен сказать, что позаимствовал я только те мысли, которые полностью совпадали с моим собственным мнением.
Причем, я даже гордился тем, что по такому важному вопросу, как «воспитание детей», я во многом мыслил одинаково с известным философом, которого глубоко уважаю.
Вопрос в том, что Монтень писал о воспитании дворянского ребенка, где в семье, конечно же, нет никаких материальных проблем, и где к наследнику рода приставлено три воспитателя.
Поэтому к нашим реалиям, к сожалению, очень многие его рекомендации не подходят.
Исходя из этого, я намерен изложить свое собственное понимание предмета, разбавляя его там, где уместно, позаимствованными мыслями.
Мне представляется, что проблемы воспитания детей можно условно разделить на три основные группы.
Первая - это все, что связано со здоровьем человека. В первую очередь, наши заботы должны быть направлены на то, чтобы вырастить здорового, уверенного в своих силах молодого человека.
Вторая группа - это духовное, морально этическое воспитание личности. Именно это чаще всего и формирует человека, каким он станет в семье, в обществе, на будущей службе.
Всегда, почти с первого взгляда заметно, получил или нет человек домашнее воспитание. Заменить его ничем невозможно.
И, наконец, третья группа - это подготовка человека к его будущей трудовой деятельности. Очень хорошо, если в семье с детства приучают подростка к труду, к правильному отношению к нему, как к главному источнику жизнеобеспечения.
Человек с детства должен понимать, что есть суровое слово «надо». А это значит, что даже нелюбимое дело, если им придется заниматься, надо делать хорошо, с душой и ответственно.
Очень хорошо, если в своем доме подрастающий человек научится забивать гвозди, владеть зубилом, сверлом, дрелью и прочими нехитрыми делами, необходимыми в каждой семье.
Когда дети малы, у них еще нет своей позиции ни по одному жизненному вопросу. Они полностью во власти родителей. И именно от них почти полностью зависит, какого человека они вырастят. Очень часто, в особенности нынешние молодые родители, хотели бы вырастить всесторонне развитого человека.
Это, конечно, очень хорошо, но Кузьма Прутков говорил - «нельзя объять необъятное».
Помимо школьных занятий, родители с самого раннего детства буквально тащат своих детей на музыку, на изучение, какого- либо иностранного языка, на танцы, иногда на рисование, или на шахматы.
Короче говоря, у детей совершенно не остается времени ни для чего. Они как загнанные лошади. Уставшие, обалдевшие, уже ничему не радующиеся. Конечно, в этих условиях для спорта и других мероприятий попросту не остается времени. В итоге, у нас вырастают иногда достаточно развитые дети, но совершенные хлюпики. Подростки, не способные за себя постоять на улице, не способные и не приученные ни к каким домашним делам, часто болеющие, с отвратительной осанкой.
Возможно, я слегка утрирую, но если бы от меня зависел выбор, кем я хочу видеть своего сына: одаренным, как Моцарт, но болезненного человека, или быть может не слишком талантливого, но мощного, как Шварценеггер, очень может быть, что я выбрал бы второй вариант.
Любой разумный человек, наверное, скажет: «ну зачем же такие крайности?». И это, по-видимому, будет правильно. Смысл всего вышесказанного в том, что надо воспитать здорового человека, способного при надобности и к физическим нагрузкам, и к разного рода лишениям, которых не всегда удается избежать. А это значит, что определенный приоритет в нагрузке ребенка должен быть представлен всем тем мероприятиям, которые обеспечивают физическое развитие ребенка, подростка, юноши…
Это и спорт, определенные упражнения дома, и различные виды закаливания, и даже соответствующие диеты.
«Нужно закалять свое тело тяжелыми и суровыми упражнениями, чтобы приучить его стойко переносить боль и страдания от вывихов, колик, прижиганий, и даже от мук тюремного заключения и пыток». Так говорит мудрый философ!
Чаще всего весь этот комплекс требует определенного участия в нем и родителей, по крайней мере, одного из них.
Но здесь уже действительно «цель оправдывает средства».
Все это, разумеется, не значит, что все остальные направления общего развития человека должны быть выброшены за борт.
Просто родители должны решить, какие еще занятия можно поместить в оставшееся, после приоритетных мер, время.
Причем надо иметь в виду, что склонность детей в раннем возрасте проявляется так слабо, а задатки их так обманчивы и не определенны, что составить себе определенное суждение на этот счет очень трудно.
От этого и происходит, что вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратится впустую труд и время на натаскивание детей в том, что они не могут, как следует, освоить.
В таких обстоятельствах, очевидно, надо стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего варианта, не полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души.
Меня можно спросить, а следовал ли я сам тем рекомендациям, о которых сейчас пишу. Я со всей честностью могу ответить, что не совсем. Но наполовину, наверное, да. К тому же я тогда был молод, и не в полной мере обладал ныне исповедуемыми взглядами.
Особую сложность в формировании молодого человека представляет его духовное, морально-этическое воспитание. Одним из основных условий этого воспитания, в первую очередь, является поведение родителей. Если в семье, не дай Бог, систематическая пьянь, ругань, сквернословие и другие подобные беды, о надлежащем воспитании даже думать не приходится. Для детей самым первым образцом, практически во всех вопросах, являются родители. Поэтому, надлежит постоянно чувствовать себя как на сцене, никогда не забывая, что за Вами всегда наблюдают внимательные глаза Вашего сына, или дочери.
Следует помнить, что «дурной пример заразителен» и стремиться не давать подобных примеров.
Желательно всегда иметь в виду, что проповеди и нотации, как правило, не дают положительных результатов. Например, к вопросам гигиены и правильного приема пищи ребенка приучают личным примером.
К вопросам морально этического плана приучать детей лучше всего не в лоб, а исподволь, незаметно, без явного насилия. Очень многие вещи лучше всего усваиваются с игровой подачи.
Моя первая внучка с раннего детства была склонна к играм, где преобладали крики, споры, ссоры. И это не лучшим образом сказывалось на ее характере. Однажды мы случайно взяли в руки по кукле. Она играла за женщину, чаще всего принцессу. Я за мужчину аналогичного ранга. Эта игра с перерывами продолжалась не менее 5 лет. Так вот то, что в обычной жизни ей невозможно было сказать, все говорилось от имени куклы. И как себя вести, как разговаривать, как одеваться, как и что читать и т. д.
Постепенно ее кукла, а вместе с ней и она, стали прислушиваться к мнению партнерской куклы, и потихоньку меняться в лучшую сторону. Сейчас она уже взрослая, но с благодарностью вспоминает ту куклу и уроки, полученные от нее.
Очень хорошо, когда родители читают малолетним детям. Это прекрасная возможность дать свои оценки действующим в книге героям, даже если это сказка. Если вместе просматривается кинофильм, обратить внимание на какие-то вопросы, способствующие формированию надлежащих понятий.
И так везде. На улице, в зоопарке, в детсаду или в школе - всегда, что-то происходит. Если Вам удастся приучить ребенка обсуждать увиденное, у Вас появляется широкое поле воздействия в нужном направлении.
Обучая ребенка, и родители, и наставники должны стремиться к тому, чтобы он не просто заучивал какие-то вещи, а по-настоящему понимал их, и по мере возможности применял на практике. Более того, сталкиваясь в реальной жизни с различными трудными ситуациями, он должен быть способен выбрать то, что более всего соответствует заложенным в него понятиям.
Следует иметь в виду, что весь период активного домашнего воспитания практически завершается к 15 годам.
И к этому периоду у человека уже должны быть сформированы взгляды на то, «что такое хорошо, и что такое плохо», и способность руководствоваться этими правилами.
Наградой для родителей может служить то, что на всю жизнь на человеке лежит печать - получил ли он, или нет надлежащее домашнее воспитание. И в обществе несравненно выше ценятся личности, получившие это воспитание.
Вообще, по вопросам поведения в обществе, есть много рекомендаций.
Некоторые из них я приведу.
Молчаливость и скромность, весьма ценные качества. Чаще всего, не следует возражать даже против явных глупостей, ибо весьма невежливо оспаривать то, что нам не по вкусу.
Но если уже вступаешь в беседу, надо отдавать предпочтение кратким и точным доводам.
Если при этом допущена ошибка, ее, не упорствуя, следует признавать, и поправить себя, а если нужно, даже извиниться.
Бывая в обществе, желательно ко всему и ко всем внимательно присматриваться, заимствуя полезные мысли от каждого встреченного: пастуха, крестьянина, рабочего или интеллигента.
Параллельно и одновременно с духовным и морально этическим воспитанием, следует очень серьезно думать о будущей трудовой деятельности молодого человека.
Хорошо, если у человека с раннего детства есть ярко выраженное желание к какому-либо делу. Но чаще всего этого нет.
Родителям, по мере взросления ребенка, следует очень внимательно присматриваться, есть ли у воспитанника, или быть может, формируются, какие-то устойчивые предпочтения.
Если это так, то желательно эти предпочтения поддерживать, с тем, чтобы впоследствии человек занимался любимым делом.
Ой, как это важно для всей жизни.
Однако, чаще всего, такие предпочтения, даже в отрочестве, у человека явно не просматриваются.
Вот здесь и начинается самое сложное. Предстоит каким-то образом привить человеку стремление к какому-то конкретному делу. Причем, желательно делать это настолько осторожно и тактично, чтобы подросток был уверен, что это его выбор.
После того, как выбор как-то сделан, предстоит готовить свое чадо к этому делу. При этом следует четко понимать, что ни скакать на лошади, ни фехтовать, ни играть в футбол, ни изготовить самую элементарную поделку невозможно без длительной и упорной практики, сидя дома.
Более того, все считают, что неразумно воспитывать юношу целиком под крылышком родителей, которые не способны проявлять твердость и наказывать воспитанника при его проступках, и не могут спокойно смотреть, если их ребенок сталкивается с какими-нибудь тяжелыми ситуациями, которые предстоит преодолеть, с муками, а иногда и определенными опасностями.
Но тут, как говорят мудрые, ничего не поделаешь. Кто желает, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной, тот должен понять, что все это необходимо, и относиться и к силовой и к трудовой подготовке не только терпимо, но и благожелательно!
Очень может быть, что в полной мере выполнять изложенные выше соображения окажется не совсем просто. Это не беда. Главное, чтобы было полное понимание этой проблемы. Если каждый из нас будет исходить из того, что воспитание детей самая важная задача всего человечества, решать ее станет намного легче. А пока, пусть каждый родитель, четко понимая генеральную линию, делает это великое дело, в меру своих сил и возможностей.
И пусть успех сопутствует каждому из нас!