Он лежал на моей детской ладони, почти закрывая её.
…Далекий 1955 год. Совсем недавно здесь, посреди чистого поля, получили наделы земли под дачное строительство офицеры Советской армии, вышедшие «в запас» - большинство из которых – бывшие фронтовики. Среди них немало Героев Советского Союза. Мои воспоминания об одном из таких легендарных людей. Герой Советского Союза, блестящий летчик-истребитель Николай Путько. Мы были дружны с его старшим сыном – Сашей.
День выдался по-июльскому жаркий. Потому мы с Сашей, его младшим братом Алешкой и дедом Савелием, расположились в тени хозяйственного сарайчика, где хранились лопаты, тяпки и другой инструмент – первая постройка на участке.
Дед учил нас плести ивовые корзины и завораживал рассказами о гражданской войне, когда он был лихим рубакой под командованием самого Григория Котовского. Ещё дед отличался пристрастием к домино. Поэтому, когда мы раскрыли шахматную доску, Савелий недовольно проговорил: «Совсем заумничались – только шахматы и знаете».
«Эх, отец - на ребят не нападай!» – послышалось неожиданное заступничество. Это произнес, вышедший из кустов смородины дядя Коля: «Шахматы мозги развивают, ума прибавляют. Не было бы ума – мы и Победу не добыли…», - добавил он задумчиво.
«А ты, Николай, - чем рассуждать, лучше покажи пацанам, как бил фашистских летунов», - весомо сказал дед Савелий. «Покажи руками, а самолеты я из щепок сделаю».
Мы – ребятишки – были рады - радёшеньки. Фронтовики редко рассказывали о боевых буднях. Но в этот раз дядю Колю уговаривать долго не пришлось. Всё же отец попросил, а дед Савелий уже протягивал ему рейки, поперек которых он прикрепил плоские щепки-крылья.
«Покажи бой, где двоих сбил»,- попросил дед.
И Николай Савельевич на наших глазах разыграл ту воздушную схватку.
«Это уже в Германии, в конце войны было – в августе 44-го, возле местечка Лагув. Послали меня в одиночку на разведку. Задание я уже выполнил – отснял и скопление танковой группы и аэродром фашистский, и к своим повернул. Головой покрутил и вижу, как ко мне шестерка «мессеров» идёт. Значит – боя не избежать, да, честно говоря, и проверить решил, так ли хороша новая машина (пять дней назад «Харрикейна» на «Яшу- 3» поменял).
Они были метров на 300 ниже меня и шли странным строем – довольно кучно – вероятно поэтому левого крайнего мне удалось сбить почти не маневрируя. Фрицы рассыпались в разные стороны, но я понял, что теперь за мной, как за призом , всей стаей навалятся.
Крутанул «бочку», и когда они меня из сектора обстрела на несколько секунд выпустили (я это понял, увидев, как трассы в сторону
пошли), вот такой горизонтальный оборот сделал, – дядя Коля резко крутанул правой рукой и затем направил её на левую, в которой сжимал рейку с нарисованным крестом на щепке-крыле,- имитировал атаку, но «в лоб» не пошёл, а «поднырнул» под ближний Ме-109 и длинной очередью из 20-ММ пушки разнес его «в клочья». Потом дал форсаж - прибавил газу- и мой «Як-3», благо преимуществом в скорости обладал большим, чем «мессеры», благополучно понес меня к своим. Не драться дальше, а уходить было необходимо ещё и в силу того, что у меня свежие разведданные – это даже более ценно было, чем ещё один сбитый фриц»
«Дядя Коля,- спросил я,- а ты никогда не боялся?»
«Знаешь, Бориска, когда в бою цель видишь – всё остальное становится маленьким, в сторону уходит. И это не от излишней храбрости. Есть приказ, есть задание – есть враг, который не имеет права мешать выполнению задания. Всё, как в жизни. Теперь понимаешь?»
Много позже из книги Михаила Быкова «ПОБЕДЫ СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ» я узнал, что Николай Савельевич ещё раньше, громя врагов над Сталинградом, на «Як-1» провёл редкий по своей удаче и красоте манёвра перехват и уничтожил два самолета. Зайдя со стороны солнца, он сделав «мертвую петлю Нестерова», последовательно, с короткой дистанции атаковал и сбил замыкающую пару бомбардировщиков “Ju-88».
х Х х
Но почему же я начал свой рассказ с упоминания о замке от московского неба?
Первые боевые вылеты младший лейтенант Путько совершил ранним утром 22-го июня – в первые часы войны. Драться пришлось недолго. Не удалось даже выполнить задачу – не пропустить германские воздушные армады, идущие на восток. Но несколько раз Николай с товарищами , заставили «фрицев», имитируя таранные атаки, отбомбиться посреди чистого поля, а затем сами ловко ушли , увернувшись от «мессеров» сопровождения.
После окончания Качинской военной авиашколы пилотов, он начал службу в строевых частях ВВС Белорусского военного округа. Здесь как раз проходило одно из главных направлений внезапного нападения фашистов с прицелом на нашу столицу. Аэродром, на котором базировался его полк ,немцы буквально «перепахали», уничтожив и часть самолетов. Возникла реальная угроза окружения. Чтобы остальные машины не достались врагу, технику решили уничтожить – многие летчики расплакались, когда на их глазах стали взрываться боевые И-153. После этого личный состав полка- от рядового до полковника – с боями стал отходить за линию фронта. К Москве добрались в середине сентября.
Потом была унизительная проверка; переучивание и долгое ожидание лэнд лизовских «Харрикейнов».
Главный удар по воздушной защите Москвы приняли на себя лётчики 6-го истребительного авиакорпуса под командованием полковника Ивана Дмитриевича Климова (впоследствии ставшего генерал - полковником ВВС). Они несли патрульную службу в 100-120 километрах от столицы. 600 истребителей днём и ночью чутко стерегли московское небо от фашистских стервятников. Ведь изуверская цель Гитлера была такой – массированными бомбардировками стереть Москву с лица земли. Выполняя гитлеровскую директиву №33 ,бомбардировщики Кесельринга в ночь на 22 июля 1941-го совершили первый авианалет на нашу столицу. Это было началом авиакомпании, продолжавшейся почти до середины следующего года. 8600 самолетов врага пытались добраться до сердца нашей Родины – только 234 из них смогли прорваться…
В июле-августе 42-го года лишь отдельные малочисленные группы немецких бомбовозов пытались идти на Москву, но их атаки беспрекословно прерывались новыми скоростными «Як-1», на одном из которых с июля 42-го воевал и лейтенант Николай Путько в составе Калининского фронта, прикрывая подступы к столице.
Где-то в сентябре его и ещё несколько летчиков 814-го полка направили в двухдневную командировку к «климовцам» - набираться опыта и отдохнуть на концерте бригады московских артистов. Именно там ему вручили необычный памятный знак – дюралевый (самый авиационный металл!) – небольшой, но очень прочный «Замок от московского неба», который мне и довелось держать на ладони.
В тот день мы с Сашей и двумя нашими товарищами – Серебряковым и Горобченко собирались на рыбалку. Алёшка ходил рядом и клянчил, чтобы его тоже взяли. Но мы, смотря на него «сверху – вниз» отказывали. «Малой,-говорил ему Саша- у тебя никакого снаряжения нет. Ну крючок я тебе дам и ещё лещину (палка лесного ореха) на удилище. Даже поплавок дед из пробки и голубиного пера смастерит. Но ведь грузило нужно. А его нет» .Лёшка хмыкнул и с загоревшимися глазами скрылся во времянке , но уже через минуту торжественно подошёл к нам, скрывая что-то в руке. «Подойдёт на грузило?»- спросил Алексей и показал тот самый замок.
Уже тогда я увлекался собирательством всего, что имело отношение к истории Великой Отечественной войны. Потому я и попросил Сашу «Дай мне в коллекцию. Это же не орден, а просто знак «на память». А то мелкий и в самом деле грузило или ещё что нибудь сделает. А я хранить буду».
Александр немного поколебавшись, согласился, но с условием – верну, когда он скажет.
Вспомнил он о военном сувенире нескоро – уже после ранней кончины Николая Савельевича - ему было всего 44 года.
Мне жаль было расставаться с «Замком от неба Москвы». Но меня приструнил мой отец – полковник в отставке – «Совесть замучает, если зажмёшь, а для Саши – реликвия, память об отце-герое» И я без колебаний отнес Александру знаменитый замок.
х Х х
К концу войны гвардии капитан Николай Савельевич Путько произвёл около 450 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 21 самолет противника и 6 в составе группы.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8630).
Мы всегда рады принимать в своих воздушных портах мирные авиасуда из любой страны. Ну а для тех, кто попытается прилететь к нам со злым умыслом – небо страны и Москвы по-прежнему закрыто на прочный замок. Именно для этого создан новый род войск – «Воздушно-космические силы».
На страже просторов России, не имеющие равных, зенитные противоракетные комплексы С-400, «Искандер» и десятки лучших в мире истребительных авиакомплексов - таких, как СУ-35, МиГ-29, Т-50, управляют которыми достойные приемники героических советских военных лётчиков.
А недавно мы крепко напугали потенциальных противников, сообщив об изделии «4202» - космическом противоракетном спутнике, способном взламывать любую оборону.
Борис БЫЧКОВ.
Август 2015 года