Уходцы. Письмо в редакцию

Николай Панов
О том, что уральские казаки, не принявшие Новое военное положение по Уральскому казачьему войску и получившие прозвание "уходцы", отправились в "туркестанскую" ссылку, по сути, почти добровольно, было известно изначально. Вероятно, имел место "сговор" между царской властью, в лице Оренбургского генерал - губернатора Крыжановского, и частью старообрядческих "начетчиков". Однако, кому то из "злопыхателей" уж очень хотелось очернить генерала К. Ф. Бизянова, поэтому публиковались всякого рода "грязные" инсинуации на тему высылки казаков и их семей в Туркестанский край в 1875 - 1878 гг. История высылки уральских казаков в Туркестанский край оставалась загадкой не только для казачьего населения Уральской области, но также и для потомков "уходцев", которые тоже не ведали об истинной причине ссылки их родителей и дедов. И вот, вскоре, после отречения от престола Государя Императора Николая II, редакция газеты "Уральские войсковые ведомости" (УВВ) получила письмо от неизвестного читателя, которое опубликовала 22 марта 1917 года в № 24 под названием "Уходцы" (письмо в редакцию). Далее привожу, без купюр и поправок в тексте, заметку уральца N, которая проливает некоторый свет на тёмную историю высылки "уходцев":

"В 60 - 70 годах часть наших Уральцев не пожелала подчиняться новому положению, за что их власть притесняла и, наконец, пустила в ход телесные наказания. Старому казачеству не хотелось принять новое положение по той причине, что это новшество якобы вредило их родным обычаям и религиозности. Закоренелая в то время власть и высшее правительство, стоя твердо в корне старого режима, захотело поставить на своем. И казаки в числе нескольких тясяч душ, видя, что голос их не услышан, со слезами решились покинуть родныя поля и переселились на вольныя степи к Аральскому морю, где и заняли Казалинскую и Сыр - Дарьинскую области. Здесь то и жили казаки вольными казаками, никто их не притеснял, никто их не угнетал. Теперь просиял из тьмы свет народной свободы, освобождены все политические заключенные, и, как птицы, выпущенныя из клеток на свободу, явились на родныя поля, и кругом по Руси заговорила правда свободы, никто теперь подневольником и рабом не будет. Долой старый проклятый режим, высасывающий последние соки из народа, и с Божией помощью и крепостью живите, казаки, в свободе, равенстве и братстве и благо подчиняйтесь нашему народному правительству, которое будет всегда слушать голос народа.

У нас 20 марта с. г. в гор. Яицке собирается съезд, ввиду чего я и прошу г.г. стариков - депутатов послать воззвание к нашим бывшим горынычам, теперь казалинцам, и просить их встать на защиту дорогой нашей Родины в ряды русскаго воинства и забыть то проклятое время подневольного казачества и, став грудью с своими горынычами, идти на защиту нашей свободной дорогой Родины.

                N."

Человеком, написавшим письмо в редакцию УВВ мог быть Григорий Константинович Бизянов, сын покойного генерала К. Ф. Бизянова, который накануне был выбран начальником Уральской областной милиции (УВВ № 22, 16 марта 1917 года). Он был депутатом Съезда Выборных от Сахарновской станицы Уральского казачьего войска и, как никто другой знал всю "подноготную" событий 1874 - 1875 годов, после который и последовала высылка нескольких тысяч казаков - старообрядцев в Туркестанский край. Впоследствии, часть сосланных казаков вернулась на Урал и им были возвращены прежние права. Наиболее ортодоксальная часть "уходцев" не пожелала возвращаться в Войско и осталась в Туркестане навсегда. После свержения самодержавия, съезд Выборных обратился к "уходцам" с приглашением вернуться на родину, но последние, в очередной раз, стали требовать для себя "особых" условий. Начавшаяся в России гражданская война прервала диалог между Уральским Войсковым правительством и представителями "уходцев" об их скором возвращении к родным берегам. Советская власть, вообще, не рассматривала вопросы возвращения бывших уральских казаков в Уральскую область. Для новой власти было выгоднее держать "уходцев" в Туркестане, где они использовались для активной защиты русских поселений от басмачей, а потом для строительства "развитого" социализма в среднеазиатских советских республиках.

Источники:

Уральские войсковые ведомости - УВВ №№ 22 и 24, март 1917 г.

Чеботарев В. Мятеж в Уральском казачьем войске в 1874 году. Историко - документальный очерк//Альманах Гостиный двор. Оренбург, 2005. № 16, с. 246 - 260.