Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-5-6-2.
Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).
Форты и крепости Кенигсберга.
Крепость Фридрихсбург. Продолжение.
Шли годы, десятилетия, прогрессировала военная техника, менялись формы боевых действий, состав и оснащение армий, развивалась осадная артиллерия. При этом неоднократно модернизировался и кенигсбергский бастионный пояс путем усложнения профиля боевого вала и создания ярусных огневых позиций артиллерии. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
В 1843—1862 гг. вокруг Кёнигсберга сооружаются Вторые вальные укрепления. В это время крепость Фридрихсбург была перестроена в одноименный форт, который вошел в южный фронт укреплений. (121).
После постройки Второго вального укрепления форт был усилен тремя равелинами, которые были вынесены за ров, цитадель по внешнему периметру вне рва была обнесена стеной и валом. Старый форт вошел в систему новых оборонительных сооружений, перед мостом были возведены Фридрихсбургские ворота. (51).
В середине XIX века при сооружении вокруг Кёнигсберга новых вальных укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в одноименный форт. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).
Несмотря на то, что крепость Кенигсберг в целом приходила в упадок, цитадель Фридрихсбург оставалась боеспособной и постоянно совершенствовалась. При этом многие конструкции, в состав которых входила защитная грунтовая толща, постепенно заменялись каменными. (http://forum-kenig.ru/viewtopic. php?f=40&p=67420).
К середине XIX века цитадель вошла в состав Второго оборонительного обвода и стала называться фортом. Тогда же были построены ее новые ворота, которые с небольшими потерями конструктивных и архитектурных элементов дошли до наших дней. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав Второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
Со всех сторон крепость была окружена широким рвом, который сообщался с Прегелем и сужался только у единственного въезда на территорию форта, со стороны Банхофштрассе. Там в 1850-е годы построили ворота в неоготическом стиле, которые сохранились до наших дней. Сейчас это отделение Музея Мирового океана. Сами ворота… восстановлены в первоначальном виде.
Перед мостом в 1852 году были возведены Фридрихсбургские ворота. (http://www.roadplanet.ru/home/ reports/513/).
В 1852 году в форту Фридрихсбург возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер - придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).
В 1852 г. со стороны города (с востока) в форту «Фридрихсбург» возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот стал Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. На земляных валах по периметру форта сооружена каменная оборонительная стена. (121).
Ворота крепости Фридрихсбург, также известные как Фридрихсбургские ворота — единственный сохранившийся элемент бывшей крепости. Эти ворота были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга. Как и городские ворота, ворота крепости были построены из обожжённого фигурного кирпича в неоготическом стиле.
Ворота состоят из центрального проезжего портала в виде арки, по сторонам от которого симметрично расположены казематы для гарнизона. По сторонам прохода расположены четыре круглые башни. Ворота украшены декоративными зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
Фридрихсбургские ворота были построены в 1858 году, после того, как форт Фридрихсбург был окружен валом и обновлен. Эти ворота не стоят на дороге, ведущей из города, а располагаются перед въездом в форт Фридрихсбург. Ворота разработаны неизвестными военными инженерами, а архитектурное оформление фасада выполнено тайным верховным строительным советником Фридрихом Августом Штюлером. Постройка имеет массивный и внушительный вид, готическое оформление выполнено с помощью кирпичей темного цвета. После снесения цитадели ворота потеряли свое оборонительное значение… С "городской" стороны ворот… - изображение прусского орла и надпись "Fort Friedrichsburg". (51).
В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота. Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, - в крестовом. Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.
Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
Диагональ форта Фридрихсбург (без учёта рвов) насчитывала около 350 метров. О его восточной границе мы можем судить по сохранившимся воротам. Внешняя черта рвов проходила на юге около дома №72 по ул. Железнодорожной, на западе — под домами улицы Портовой, №45-45а.
В 1869 г. на южном берегу Прегеля появилась судоверфь Густава Фехтера, примыкавшая с северо-восточной стороны к форту «Фридрихсбург». Судоверфь, расположенную у форта, видно на фотографии 1905 г. (121).
Гарнизонная кирха форта, сооруженная в 1671 году, и арсенал, построенный в 1796 году, были разобраны еще в 1892 году. Уничтожить Фридрихсбургские ворота тогда рука не поднялась, и они остались как памятник истории и архитектуры для потомков. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
В 90-е гг. ХIХ в. проводилась модернизация форта, в результате которой к кирпичной оборонительной стене были пристроены дополнительные казармы. (121).
Военный объект — не место для любопытных, поэтому фотографий крепости практически не сохранилось. Однако Оскару Биттриху всё-таки удалось снять одну панораму в то время, когда форт доживал последние сроки и военного значения практически не имел. Судя по деталям, фото сделано с наружной стороны и изображает подъезд к воротам форта от нынешней улицы Портовой. Перед нами одна из казарм на территории крепости и её юго-восточный равелин. Территория, которую мы видим в центре картинки, сейчас занята музейным комплексом «Лодейный двор»; слева за кадром, между мостом и фортом, находится судостроительная верфь Густава Фехтера.
В начале XX века оборонительные сооружения Второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
В начале XX века оборонительные сооружения Второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. (http://rasfokus.ru/photos/photo1205083.html).
В начале ХХ века Кёнигсбергу стало тесно в кольце валов и военных «городков», их участки стали выкупать в пользу города, валы — срывать, гарнизонные здания — сносить. Самый большой «театр антивоенных действий» развернулся… на юге, в районе форта Фридрихсбург, и крепость не могла не пасть жертвой преобразований. Огромный участок земли от реки до бастиона Хаберберг (начало проспекта Калинина) отводился на создание современного железнодорожного узла, который мы сейчас знаем как станцию Калининград-Южный.
Окончательный «приговор» бастионному обводу Кенигсберга был вынесен магистратом города, поручившим советнику медицины доктору Касселю, работавшему тогда ландшафтным архитектором в составе «Союза прекрасного», так называемое плановое украшение города. По его проекту валы были превращены в прогулочный променад в обрамлении декоративных деревьев и кустарников с многочисленными цветниками и «живыми» беседками. Военные наблюдательные пункты валов и бастионов были превращены в смотровые площадки с видами на живописные окрестности и на водоемы бывшего крепостного рва. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
Крепость Фридрихсбург снесена в начале ХХ в. при строительстве городской ж/д сети. Остались только ворота. (7).
Форт Фридрихсбург просуществовал до 1910 года. Затем городские власти выкупили его у военного ведомства за 8,5 млн. марок и решили использовать эту территорию для железнодорожного хозяйства. Бастионы и куртины были срыты, а водные рвы засыпаны. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
Власти города выкупили форт Фридрихсбург у военного министерства за 8,5 млн. марок в начале 1910-х годов. Все постройки форта были снесены, рвы — засыпаны, и сами его очертания исчезли с лица Кёнигсберга. Вернее, ещё некоторое время в линии левого берега Прегеля знающий взгляд мог угадать абрис двух исчезнувших равелинов.
23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
23 августа 1910 года форт Фридрихсбург был исключен из состава оборонительных укреплений Кёнигсберга и продан Имперской железной дороге. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона. (http://konigsberg.ucoz.com/index/fort_fridrikhsburg/0-73).
В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. (http://rasfokus.ru/photos/photo1205083.html).
В начале ХХ в. пояс Вторых вальных укреплений Кёнигсберга считался уже устаревшим и непригодным для длительной обороны, поэтому 23 августа 1910 г. распоряжением Правительства Германской империи было предписано исключить из системы обороны Кёнигсберга ряд защитных сооружений. Форт «Фридрихсбург» был в их числе. Данная часть территории южного фронта Вторых вальных укреплений передавалась управлению Имперской железной дороги. Сооружения, здесь расположенные, были проданы под строительство грузового вокзала. Железнодорожная казна выплатила военному ведомству компенсацию в 8,5 млн. марок. Валы были срыты, рвы форта «Фридрихсбург» засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, проложили железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона. С северной стороны ворот было пристроено офисное здание. (121).
В архивах имеются: планы Кенигсберга 1910 г., 1931 г., изображение Фридрихсбургских ворот (1939 г.) с офисным зданием. (121).
Форт Фридрихсбург был снесен в 1920-х годах. Остались лишь Фридрихсбургские ворота, которые сохранились до наших дней. (51).
В 1920-х годах при строительстве железнодорожного моста крепость была снесена, остались лишь ворота Фридрихсбург, которые сохранились до наших дней. (http://www.roadplanet.ru/home/ reports/513/).
Сохранилась… фотография, сделанная с воздуха в начале 1920-х годов. Остатки форта мы видим в верхней части кадра. Хорошо просматривается северная береговая граница форта с характерными уступами и углами. Легко найти и ворота, они видны как четыре круглых объекта, поставленные квадратиком (это башни). Ещё не успели засыпать заводь неправильной формы, которая располагалась западнее форта. На самой земле бывшей крепости и на противоположном берегу видно бурное строительство — формируются подъездные пути к мосту. Со стороны станции Холлэндербаум (нынешняя таможня на ул. Буткова) пока только наваливают песок для насыпи, на другой стороне уже есть пути, и на них стоят составы. Ну а на реке мы видим строительный понтон и первые конструкции будущего моста Райхсбанбрюке — двухъярусного. Его ставят практически на той же линии, которую на сто лет раньше занимал деревянный заслон заставы Холлэнедербаум.
Во время апрельского 1945 года штурма Кенигсберга район бывшего форта Фридрихсбург стал ареной ожесточенных боев с фашистами воинов 11-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н.Г. Цыганова. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
Во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 г. подверглись разрушению и эти постройки. Фридрихсбургские ворота утратили юго-восточную башню. В послевоенное время в воротах располагалась полевая военная типография, потом - автоколонна. На месте разрушенной части казарменных помещений в 70-е гг. ХХ в. была построена столовая для железнодорожников. В уцелевшей средней части казармы разместилась электрическая подстанция. В архивах имеется фотография 2009 г. с изображением сохранившейся части казармы. (121).
После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
Фридрихсбургские ворота были повреждены во время Второй мировой войны. После войны ворота не восстанавливались и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР им был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. Несмотря на статус памятника истории, ворота фактически оставались бесхозными и продолжали разрушаться. Их спасло от разборки нахождение на закрытой территории грузовой железнодорожной станции. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
В 1960 г. Фридрихсбургские ворота взяты под государственную охрану, как памятник архитектуры. (121).
Только в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (№ 1327) ворота Фридрихсбург были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения. Казалось бы, этим постановлением будет положен конец их бесхозному и бесконтрольному существованию. Однако этого не произошло. Именно после постановления памятнику был нанесен еще больший ущерб, чем в военное лихолетье. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
В послевоенные годы здесь размещались, работали и оставили свой «след» автоколонна № 1114 (нанесла наибольший урон памятнику), специализированное управление ремонтно-строительных и реставрационных работ, студия «Ренессанс», ассоциация «Мир», с десяток киностудий страны, «доставалы» и заготовители бесплатных конструкций, коллекционеров массивной старины и другие. Не спасала памятник и эмалированная табличка на фасаде с надписью: «Фридрихсбургские ворота. Памятник архитектуры XVII века»… Такая ситуация продолжалась вплоть до конца ХХ века. (http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
В 1990 г. культурно-историческим центром «Пруссия», Калининградского областного отделения Российского фонда культуры, были начаты работы по восстановлению этого памятника — произведена консервация крыши и расчистка внутренних помещений Фридрихсбургских ворот. (121).
Фридрихсбургские ворота описаны в произведении Авенира Овсянова «В казематах королевского форта», Калининград: Янтарный сказ, 1999. С. 50-67. (121).
В 2002 г. Фридрихсбургские ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения. (121).
На земле форта Фридрихсбург сейчас оказались насыпь, пути перед двухъярусным мостом, часть улицы Железнодорожной, постройки слева от насыпи (магазин автотоваров) и справа от неё («Ниссан-центр»), часть улицы Портовой с закруглением и въездом на мост, часть крытой автостоянки, известной как рынок подержанных авто.
Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
Реставрация ворот началась только в начале XXI века. После реставрации ворота станут ещё одним филиалом Музея Мирового океана. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей. (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
В марте 2007 г. Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана. В настоящее время уже восстановлена разрушенная башня с юго-восточной стороны, а также винтовая лестница внутри нее. После проведения реставрационных работ здесь планируется создать экспозицию, посвященную истории самой крепости Фридрихсбург и царю Петру I — создателю российского флота. (121).
30-31 октября 2009 года: опубликован доклад по истории Фридрихсбургской крепости из сборника материалов V международной конференции "Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии: изучение, вопросы консервации, реставрации и возможности использования".
(http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=40&p=67420).
Очень хочется надеяться на то, что обнаруженное в ходе реставрационных работ здание казармы юго-восточного бастиона форта «Фридрихсбург» будет сохранено и получит статус вновь выявленного объекта культурного наследия. После проведения историко-культурной экспертизы он станет памятником архитектуры и с Фридрихсбургскими воротами войдет во вновь образованный комплекс зданий форта «Фридрихсбург». (121).
Планируется, что музей в воротах примет первых посетителей в 2010 году, а полностью реставрационные работы должны быть завершены в 2012 году. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_Фридрихсбург).
По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана… (http://blacktroll.livejournal.com/17719.html).
Продолжение: http://proza.ru/2016/01/17/1919.