Фрельке Гельмут и его невероятные картины

Райнгольд Шульц
Фрельке Гельмут и его невероятные картины

Каких только картин на свете не бывает. Картины из живых людей на праздничных трибунах стадионов, картины на асфальте, на заборах, на стенах домов, на потолках, на шкатулках, на пивных пробках, из пивных пробок. Есть картины из птичьих перьев, на птичьих перьях, из соломки, янтаря, морских ракушек, песка, из цветов, овощей, сухих листьев, из зерна и вермишели. Рисуют на пасхальных яйцах, на стекле, на бересте, есть великолепная палехская роспись. Известна пол-артовская, тибетская, цифровая и миниатюрная живопись. Существуют картины из пайеток, из пластилина, из кожи, из объемных красок, витражи, мозаика, выжигание по дереву, картины-татуировки, литые из чугуна, бронзы, алюминия, на тарелках, на вазах, на тортах. Бывают картины вышитые, из драгоценных камней, но самые редкостные, это когда их создаёт сама природа на шпоне деревьев разных экзотических пород.

На развёрнутом шпоне толщиной в один - три миллиметра можно обнаружить фантастические сюжеты для невероятных картин. Художнику надо лишь их распознать, узреть предполагаемую картину на задуманную тему, и приложить свои умелые руки. Но прежде чем руки художника сделают доброе дело, картины должны родиться в голове художника, в его фантазии. Шпон оливкового дерева, которое растёт только в  южных странах, обладает природным рисунком имеющего очень богатую художественную основу. Это очень дорогой материал, стоит от 30 до 3000 евро за один квадратный метр. Каждый рисунок неповторим и каждый слой шпона отличается от предыдущего, поэтому копию картины сделать невозможно. После составление эскизов, очень много времени, от 2 до 3 лет, уходит на скрупулезный подбор шпона из внутренней структуры дерева.

Шпон из дорогих пород дерева делали давно. Ёщё в средние века его применяли, для изготовления красивой мебели для знатных и богатых людей. Тогда же появилось искусство инкрустации. Разными узорами украшали шкафы, столы, шкатулки, шахматные доски, но всё это ничего общего с картинами на шпоне не имеет. Есть много картин из шпона, но есть картины на шпоне, и это очень редкие произведения искусства существуют пока в очень ограниченном количестве.

По библии оливковое дерево после потопа выросло самым первым. Картина с белым голубем, принесшего Ною ветвь оливкового дерева, является символом мира. Вечнозеленое субтропическое дерево из рода маслинов является двуполым растением, поэтому в каждую ямку сажают два дерева, женской и мужской особи. Оливковое дерево бессмертно, из дупла старого дерева вырастает молодое новое и так повторяется без конца.

Гельмут Фрельке, талантливый художник, живущий в  Берлине, уже с громким именем, впервые узнал об этом направлении, будучи в гостях у первооткрывателя этого направления в искусстве, Пауля Кренца. Там были и другие художники-переселенцы: Виктор Ланг и др. Хозяин дома рассказывал гостям о своей оригинальной идее, показывал новое начинание и подарил каждому по куску оливкового шпона. Когда Гельмут Фрельке впервые взял в руки художественный шпон, он был просто изумлён от обилия возможных тем для будущих картин. Шпон был удивительно красив с фантастически разнообразными рисунками.

Гельмут Фрельке, написавший серию картин по истории советских немцев, давно знаком читателям газет по очеркам: "Фрельке Гельмут художник", "Фрельке Гельмут и его картины", "Фрельке Гельмут и его невероятные картины". Его история и история его творчества поэтапно раскрываются в его картинах, которые можно посмотреть в интернете на многих персональных сайтах. Гельмут более чем заинтересовался новым направлением в живописи. Живопись это - стихи написанные кистью, поэзия которую видят, которой любуются и молча, наслаждаются чувством прекрасного. Душа художника -  храм красоты.

Пауль Кренц рассказал гостям, что родился он в 1948 году под Винницей, в селе Соколово. Немецкая семья потомственных инкрустаторов по дереву, из древнего швабского рода мебельщиков обосновалась на Украине и жила в достатке. После кровавой революционной бури, уцелел только отец Пауля Кренца, но у него  была очень тяжёлая судьба. После школы Пауль учился в художественном столярном училище и за хорошие оценки получал государственную стипендию, которая сделала возможным дальнейшее обучение. Убеждённый католик, борец за справедливость, он превратился в ярого антисоветчика, за что и отсидел в советской тюрьме, пять лет. В 1990г он вместе с женой и двумя детьми бежал через Чехию, в Германию. Здесь он осел Niederkasselе Rheidt под Бонном и продолжает заниматься любимым делом. Кренц единственный из всех переселенцев, работы которого трижды занесены в книгу рекордов Гиннеса. В 2000 году он подарил самому Папе Римскому Венедикту четырнадцатому инкрустированную икону "Мадонна", а в 2006 г ещё три свои работы передал музеям Ватикана. Пауль сделал себе имя, капитал и теперь искал учеников и последователей

Картина на шпоне сложное технологическое творение, трудная и кропотливая работа. Кроме немцев из России в Германии, нигде в мире таких картин пока не делают. Сначала готовиться основание, деревянный щит, на него горячим способом наклеивается подобранный по структуре композиции будущей картины, подходящий шпон. Затем вытаскиваются образа из рисунка дерева, их проявляют и усиливают прозрачными красками типа "Бейц" в зримую реальность. В такой работе художники хоть и пользуются красками, но пишут чувствами.

Через год, будучи в Кёльне, Гельмут снова заехал к Паулю, они договорились о творческом сотрудничестве, совместной работе в этом направлении и наметили организацию будущей совместной выставки картин нового направления.

Через некоторое время для выставки набралось около сорока работ, в том числе по выстраданным эскизам Гельмута Фрельке было создано шестнадцать картин на шпоне, под общим названием "Крестный путь Иисуса Христа". Собственную технологию, много времени, всю душу, и бессонные ночи вложили художники в эти картины.

Во время выставки в Кёльне, которую посмотрели полторамиллиона человек, неожиданно обнаружилось, что из комплекта Пауля Кренца украли две картины. Дело чуть не дошло до суда, но потом всё остыло. На мир надо смотреть с любовью, глазами Иисуса Христа. - Решили верующие художники и всё простилось.

После выставки в сердце Гельмута загорелась идея создать ещё один, свой личный вариант последнего пути Сына Божьего. Теперь в мире существуют две параллельные работы из цикла "Крестный путь". Каждый набор состоит из четырнадцати картин. Первый комплект находится у Пауля Кренца, второй принадлежит Берлинскому художнику Гельмуту Фрельке. Это не повтор, не копии, а два разных оригинала.
Повторный комплект картин из цикла "Крестовый ход" выполненный на шпоне оливкового дерева имеет абсолютно аналогичные названия картин:
1) Суд Пилата над Иисусом. 2) Иисус несет свой тяжёлый крест.
3) Падение Иисуса под тяжестью креста.
4) Иисус по тяжестью креста падает во второй раз.
5) Иисус успокаивает плачущих женщин.
6) Симон из Цирении помогает Иисусу нести крест.
7) Иисус встречает свою плачущую мать.
8) Иисус падает в третий раз.
9) Вероника вытирает своим платком кровь и пот с лица Иисуса.
10) Солдаты делят одежду Христа. 11) Иисуса распинают на кресте.
12) Иисус умирает на кресте. 13) Иисуса снимают с креста.
14) Иисуса кладут в гроб.

-Я пришёл не судить мир, а спасти его! - молча, говорит Христос с картин Гельмута Фрельке. Картины - песни его души. Художникам не нужно делать памятников, они уже созданы их трудами. Сила картины во взгляде смотрящегося. Многие не могут оторвать от них взгляд. Нужна выставка! Необыкновенные шедевры ищут своего массового признания.

Художник-новатор схож с вперед смотрящим, на парусном корабле Колумба! Увидев берег, тот закричал: "Земля! Земля!" Матрос не предполагал, что увидел новый, неведомый континент, что первым открыл Америку.
Откройте свою "Америку"! Наберите в интернете имя Гельмута Фрельке и наслаждайтесь виртуальным вернисажем удивительных творений немца из России.
Райнгольд Шульц.
Гиссен. Германия.
Работа начата 20.11.2014.- окончена 25.11.2014.