Облико морале

Ян Кауфман
(Всё, помещённое в тексте в кавычках, являются достоверными копиями авторских постов с окололитературного сайта ЧХА, что можно найти в "Перловке №8 и 9.
В фельетоне использованы выражения из к/ф «Бриллиантовая рука», «Золотой телёнок» и «Иван Васильевич меняет профессию»)
 
                Облико

Июньская погода 2014 года не предвещала ничего ужасного. Ярко светило солнце и на небе не было ни единого облачка, когда известный литературный сайт ЧХА  сподобился появлению нового автора - женщины, бывшей студентки, комсомолки, спортсменки, туристки и Ленинской стипендиатки - Ольги Немежиковой!
Это памятное событие было ею запечатлено радостным эмоциональным сообщением на  портале:

"Ведь надо же в тему войти! И вошла, лукаво не мудрствуя. Даже написала вызывающе на своей страничке: литературный критик! Ведь корабль как назовешь, так он и поплывет! Наверное, наш большой корабль чихает очень громко! Потому как здоровый организм, он, если чихает, то от самых пяток! И поперхнуться ему не страшно — чихнул и вновь здоров. Есть, чем чихать! Видно, в том промысел Божий".

Ну, - мелькнуло у меня, - Это ж явная шизофрения последней стадии!

Невольно вспомнилось - Крик из палаты №6: "Я же критик от бога!"
Из соседней палаты раздаётся: "А я никого не посылал!"

Видимо, под впечатлением этого самого "Божьего промысла", у Ленинской шизофренички так засвербили дремавшие желания показаться на международном портале и выдать свои литературные идеи и указания авторам.
В результате её понесло… Понесло на интеллектуальные беседы и на открытие серым массам авторов, известные истины и ссылки на известных ей специалистов от литературы.
Такая активная дефекация стипендиатки напоминала словесный понос при отсутствие мыслей, и произвела впечатление на ненормальных…

Так появился на сайте "Облико морале", который Ольга и возглавила, пополнив его несколькими  «высоко интеллектуальными членами».      
О задачах и работе новорождённого постоянно «чихающего корабля» его созидательница поначалу сказала кратко:
- мы "Лапти веником не вяжем!!!"

Затем уточнила для бестолковых:
- "Вот, трое нас нашлось, смелых, поноса не боящихся. За своими писателями и не в такое дерьмо нырять сам бог велел... Только мало кому велел, видать... Не до его велений - хата с краю... А поносить - ни ума, ни сердца не надобно..."

Далее, стипендиатка нырнула в недра своего умственного сортира, засыпав всех своими интеллектуальными морале, иначе говоря – ознакомила авторов со своим прошлым, настоящим и будущим в русской и мировой литературе, на что периодически получала нелицеприятные реплики от своих же коллег:

- "...основной инструмент писателя и/или критика - это слово всего из двух букв: ум.  А не язык без костей. :)"
- "А пачки литературы, которой бредите - это, конечно, замечательно...  Для профессионального читателя. Профессиональный критик - это несколько другое.))"
- "Вы патологически глупы и мстительны. :)"
- "У вас есть одна тенденция, которая ужасна: вы вступаете в бесконечные пустые рассуждения, давая длиннющие цитаты из рецензируемого текста, ухитряясь наговорить тонну пустоты..."
- "Да никуда я не хочу сдвигаться. Особенно с реализма. Мне моя душа пригодна как инструмент тонкого общения с другими душами. А вам? Размахивать справкой, что она у вас есть? Вытащить, полюбоваться и спрятать? Демонстрировать на подиуме? Искусство держится на СО-переживании, а не на разглядывании самого себя".
- "Работу? какую? Пустословие без приложения разума и без попытки исследования? Раз-два - и в дамках: настрогали пустоты на сковородку?"
- " Оля, я знаю Вас как человека творческого и болеющего за литературу, мне это очень симпатично, однако литературные критики работают все же с автором в тандеме, и как правило знают авторский рост и перспективу. Вы же занимаетесь вовсе не критикой, а репликанством. И то, что за три года Вы научились изящно хамить Вас совершенно не красит".

***

Но, "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!", и, не в силах остановить дефекацию, стипендиатка продолжала писать очередные разглагольствия о себе и яркие перлы о литературе:

- О своём внутреннем мире:
"Хочу поделиться именно СВОИМ внутренним миром - мне кажется, он на редкость позитивен и оригинален, будет грустно, если со мной уйдет-пропадет, надо, надо явить его людям!!!".

- О самопонимании:
" А пока у меня, получается, коммуникативность не налажена. Обращаюсь, вроде как, на языке иностранном: гортанный такой, слов не разобрать, но пафос чувствуется! Ну, недалеко от лая собаки-то ушла. Я пытаюсь быть к себе беспристрастной. И дело даже не в том, чтобы меня понимали - главное, чтобы я себя понимать начала!".

- О себе и своей голове:
"Для головы хороша математика, да и то лишь в части освоения, но не постижения неведомого - открытий. Мозги могут оперировать лишь известным, что для творчества не есть хорошо",
"Я научусь писать так интересно, что - не оторваться будет!" 

- О своей душе:
"Душа - дрова чувствам, которые в обыденной жизни как собаке пятая нога",

- О своём самомнении:
"Я как критик, вполне считаю, что два этих стихотворения весьма хороши. Не потому, что они - мои. Просто имею свое мнение, даже если оно будет в единственном числе, к примеру!"

- О вершках и корешках и о том, что у стипендиатки поднимается:
"Дай мне волю, я бы только училась, а продукт бы так и не выдавала! Однако пришло время растить вершки из корешков. Буду писать то, что поднимается! А оно - поднимается!"

- О зависти в первую голову:
"Кому-то такая нравится - женщина-тайна, а кто-то предпочтет другую. Ведь нельзя угодить на всех! А у кого-то и неприязнь яркую вызовет. Да запросто! Люди завистливы, в первую голову".

- О поэзии:
"По мне Поэзия, которая действительно, Поэзия - лишь тогда Поэзия, если выражает священный ужас реальности. А не набор рифмованных строчек про все на что гляжу. Ужас и заставляет остолбенеть",
"Также очень поэтичная строка, но совершенно неясная по смыслу",
"Но Поэзия... на мой взгляд, она не оттуда, где разум, уж точно. Она полностью на чувствах. Внутренний голос. Хотя толики мозгов нигде не помешает!"
"Да... Мозгов в моих стихах немного будет... Но пусть хоть чем-то стихи поражают, чем оставляют без впечатлений!"

- О судьях:
"Мне, вообще, непонятно, зачем судьям самоутверждаться как авторам (о писательстве там и речи быть не может, за редчайшим исключением). Редкий судья может ПИСАТЬ". 
"...если судья восхищается произведением, то в нем должна быть ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ..."

- О всеобщей неясности:
"Тайна быть должна - магия слов, нередко и автору неясная, не то читателям".
- У кого есть то, чего у него нет:
"Но, похоже, у Сергея есть то, чего у него как раз нет".

- О желании иметь слона:
"Но все мы что-то, да хотели! Я, может, слона иметь живого хотела! Для желаний разнообразия! Смысл хотеть, если ты чувствуешь - не твое... Ведь не просто так человек имеет или не имеет. Но это уже тема романа, конечно".

- О прозе:
"Дело не в том, что я люблю интеллектуальную прозу, или там высокохудожественную­...­ Проза — это очень сложно. В ней негде скрыться: ни тебе мелодики, ни рифм, отвлекающих от остальной строки, да и в прозе мы автоматически ищем смысл".

- О малой прозе:
" "Потому что "идеальная" малая проза - анекдот... Понятно, на любителя, под воблу! Просто супер! (Ни в коей мере не кидаю камень в многоуважаемый мною жанр краткого прикола!)
.....
Не спорю, искусство малой прозы - наисложнейшее! На мой взгляд, много виртуознее романной формы, уж точно! Потому что все огрехи - на поверхности.
    А писать малую прозу не в фабуле - это, вообще, мало кому дано. Фабульная форма, как ни крути - примитив. Впрочем, это не принижает ее значение, потому что примитив подать со вкусом - талант нужен немалый!"
   
- Об умении писать о том, в чём не смыслишь:
"По моим наблюдениям, мало кто пишет о вещах, в которых смыслит... Так что осуждать за это смешно. Тут сам читатель оценивает - верить автору и читать, или прекратить пустое времяпровождение, когда - мели, емеля... Ведь литература, как ни крути, должна увлекать, захватывать, выносить с потрохами из повседневности! Пока мы читаем - мы не "здесь", мы в мире, который создал автор! И напитываемся этим миром, потому что восхищаемся им! И каждый читатель ищет себе восхищение (похищение!)".

- Об умении судить о том, чего не читала:
"Сразу оговорюсь - Ваше произведение не читала, понятно, и не буду - я люблю живые тексты, которые поднимают черт знает что..."

                Морале

После прочтения галиматьи Ленинской стипендиатки, так и хочется задать вопрос Шурика  новоиспечённому критику из "Облико морале":

- Ольга! А вас уже выпустили из сумасшедшего дома?