Сериал Наследство

Нина Мелодина
   Недавно я нашла сериал, который не только досмотрела до конца, но и о котором захотелось написать. Это мелодрама режиссера Теймураза Эсадзе "Наследство", 2008г.
В последние годы изредка стали появляться российские сериалы, непохожие на традиционную кинопродукцию постсоветского периода. Единственной целью таких "мыльных опер", особенно популярных в южноамериканских странах, является привлечение к экранам зрителей на длительный период и удержание их интереса к продукту, отвлечение внимания от реальности, от социальных проблем, примирение с собственной бедностью и бесправием. "И вот действующая в таком сериале семья начинает постоянно появляться у них дома, так что вскоре они уже хорошо разбираются в перипетиях ее жизни. С этого момента уже можно политизировать содержание телесериала и продолжать это до тех пор, пока зрители сами не станут прибегать в своем восприятии жизни к примитивным узколобым суждениям персонажей" (Р.В.Фасбиндер, немецкий кинорежиссер и сценарист).

   В Советском Союзе вместо подобных сериалов создавались многосерийные телевизионные фильмы. Они обладали чёткими сюжетными рамками, их сценарии были полностью написаны до начала съёмок, а работали над ними талантливые профессионалы высокого уровня. В них также был заложен определенный комплекс идей. Это были идеи разума и благородства, добра и справедливости, смелости и патриотизма. Эти фильмы известны всей стране "Семнадцать мгновений весны", "Тени исчезают в полдень", "Место встречи изменить нельзя", "И это всё о нём" и многие другие.
   И вот в последние годы некоторые современные мастера пытаются подняться до той высокой планки, несмотря на то, что работают они теперь не под руководством худсоветов, а под руководством спонсоров, не имеющих к искусству никакого отношения. Одним из таких сериалов, на мой взгляд (взгляд телезрительницы), является мелодрама "Наследство". Здесь есть четкая сюжетная линия, актуальные проблемы, сильный актерский состав: Александр Балуев, Александр Домогаров, Родион Нахапетов, Ада Роговцева, Марина Зудина, Мария Куликова и др.

   Центральная проблема всего фильма (это одна из фундаментальных проблем общества) - в чьи руки попадет дело всей жизни человека. Тема разделения наследства очень популярна в художественной литературе, кинофильмах, массовой кинопродукции. Чем же отличается представленный киносюжет?

Во-первых, способом распределения наследства. Обычно собственник указывает кому  что должно достаться из его состояния, или же имущество делится в судебном порядке. То есть в соответствии с какими-то принципами, личными симпатиями-антипатиями, законами - писаными и неписаными. Но в данном случае выясняется, что родственники должны выполнить ряд условий - весьма странных и сложных заданий.
Во-вторых, само наследство необычное. Это не золото-бриллианты, не дворцы и яхты, а пароходство - огромное предприятие водного транспорта, включенное в общую систему страны, от деятельности которого зависят судьбы тысяч людей, в том числе и судьбы многих специалистов. В чьих руках окажутся люди и предприятие?

И вот задание выполнено. Наследство, по всей видимости, должно оказаться в руках внука покойного - представителя нового "креативного" поколения. Он бурно празднует победу и произносит яркую речь: необходимо всё перекроить на современный лад! "Мы должны обустроить Россию! Если не мы, то кто!?". Своему дяде, работающему в управлении пароходства, будущий наследник заявляет: "Станислав Андреевич, я всё уже решил: мы перепрофилируем род нашей деятельности. Ну посудите сами, кому нужно это пароходство!? Мы будем выпускать компьютерные игры. Вам необходимо в кратчайшие сроки ознакомиться с проблематикой данного вопроса, самому стать геймером...
- Кем, простите?
- Геймером. Пройти наиболее значимые игры, научиться отличать бродилки от аркад, гонки от стрелялок. Это легко. Вот вам для начала, пройдете до конца, - приходите, обменяемся мнениями". И подает дяде брошюру.
Но, к счастью, пароходство он не унаследовал, это было только первое задание. (Роль внука замечательно сыграл молодой артист Даниил Белых).

Погоня за наследством продолжается, набирает обороты, становится безумной и жестокой трагедией. Если вначале ее участники еще готовы были отказаться от гонки и всё поделить поровну, то теперь каждый хочет получить всё целиком. Они доходят до потери чести, совести, рассудка: воруют, покушаются на убийство, вскрывают захоронение матери - теряют человеческий облик.
И вот последнее задание выполнено. Исполнить его смог самый хитрый, изворотливый и жестокий из участников. Но воля покойного заключалась в том, чтобы выполнившего это задание, оставить ни с чем: пароходство перешло в руки благородного человека, который передал его народу.

Просматривая сериал, невольно вспоминаются недавние события в нашей стране, когда делили территорию, власть и собственность: природные ресурсы, заводы, электростанции, объекты стратегического назначения и т.п. И борьба до сих пор продолжается между теми, кто хочет сохранить и восстановить производство и теми, кто хочет заниматься компьютерными играми.
НО! Трагичность ситуации состоит не только в том, что разрушено дело жизни предыдущих поколений - миллионов людей, а в том, что без этого "наследства" не сможет выжить нынешнее поколение - молодых, "креативных", энергично рвущихся к наслаждениям. Основной целью всего советского периода нашей истории была забота о жизни будущих поколений. Наши отцы и деды строили, добывали, создавали, собирали по крупицам всё, что могли, чтобы передать детям и внукам. Эта цель ярко была отражена и в произведениях искусства того времени. Напомню слова только одной песни на стихи Евгения Евтушенко из многосерийного фильма "И это всё о нём":
                Пошире шаг, пошире шаг, Россия.
                За нами блеск грядущих юных глаз.
                И пусть мы не такие уж плохие,
                Идут за нами те, кто лучше нас!
И верили, что их дети и внуки и жить будут богаче и комфортнее, и сами будут лучше: образованнее, честнее и добрее. Так и было: в 70-х годах жили лучше, чем в 60-х; в 80-х - лучше, чем в 70-х. Но вот пришли черные и кровавые 90-е. И жизнь оказалась очень далека от сериала, где всё так благополучно заканчивается.
               
   Через несколько дней после публикации этой работы я увидела еще одну статью об остервенело рвущихся к власти молодых, "креативных" и "особо одаренных". Статья называется "Дай волю нашей либеральной оппозиции, и они устроят такие репрессии, что Ежов с Берией ужаснутся". Одна журналистка опубликовала в своем блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы" пост "Старой гвардии тут не место", в котором она предлагает в будущем люстрировать всех, кто родился раньше 1980 года. Люстрировать - значит запретить занимать государственные должности и вообще иметь какое-то отношение к построению новой государственности всем, кто старше 1980 года рождения. Она поясняет, почему именно после 1980 года: "Да, должно быть после 1985-го, с началом перестройки, но поскольку есть большая вероятность, что
эти времена настанут совсем скоро, то 30-летних может в нужном количестве не найтись". Почему же нужна люстрация по возрастному цензу? По партийным спискам делить будет слишком сложно. (Не пояснили только, каким образом будет проходить люстрация).

И опять же дело не только в чудовищном цинизме по отношению к тем, кто построил это государство, создал его богатства. А в том, сколько дней или часов просуществуют все эти дорвавшиеся до власти "креативные" "государственные деятели" и страна, которую они собрались возглавлять? И кого же они все же будут люстрировать: тех, кто родился раньше 1980-го или раньше 1985-го года? А может быть лучше раньше 1991-го - когда и образовалась Российская федерация?

Сожалею, что подобных сериалов, где сочетаются и талант, и национальная идея - сохранения народа, государства - и высокий профессионализм творческой группы, мне больше увидеть не удалось. Если кто-то знает, буду благодарна совету.