Муки творчества

Акопов Рафаэль Нуриджанович
Так точно! И я согласен. Эту фразу придумал человек, для которого творчество- это мука, а не радость (как оно есть на самом деле). Тогда зачем так мучиться, изводить себя творчеством?? Была такая история. Не помню, может повторяюсь.

Как-то давно была лаборатория, а при лаборатории механическая мастерская, а в мастерской – один человек. Он и токарь, и слесарь, и механик, в общем, всё. Руки золотые, правая рука Левши. Задает ему рано утром начальник,- доктор технических наук, - работу. Прям так, с утра пораньше, на свежую голову… Придумай, говорит, деталь вот такую-то и такую-то, и сделай ее. Нужна  для экспериментов. И пошел «Правша» в свою мастерскую творить.
Только к обеду вышел он из мастерской, положил чистый лист на стол и виноватым голосом сказал: «теперь я понимаю, почему  академикам дают сорок восемь дней отпуска. У меня уже голова опухла». Рядом был студент, который покрутил лист в руке и тут же нарисовал нужную деталь.

Творчество – это способ мышления. Оно присуще каждому человеку с рождения, как и некоторые другие качества. Но, как и все другое, это качество надо культивировать, упражнять и развивать, иначе, оно костенеет и пропадает. Посмотрите на детей, как все они фантазируют  и что только не придумывают. Но потом большинство родителей дают этим фантазерам по шее, потом школа выбивает из них «дурь». Там требуют проторенные пути. И если это свойство не так глубоко, оно теряется. Но бывает и наоборот, единственное, что остается с человеком на всю жизнь,- это постоянно что-нибудь творить. Может он уже и не хочет, но это мозг указывает, что делать, а ему не прикажешь.

Есть интересный факт о создании Останкинской телебашни. Ее придумал ребенок!!! Нет, конечно, не саму башню, но механизм ее устойчивости при ее высоте. Отец-инженер долго думал о создании такого механизма и вдруг подсмотрел, как сын построил из маленьких катушек высокую башенку и она не падала!

Если творчество –способ мышления, то сразу много вопросов: что это за способ такой особенный? что такое мышление? и можно ли этому научиться? Давайте по порядку. Что такое мышление (в деталях) это «либретто» другой оперы. В данной задаче не так существенно. А вот когда мы поймем про способ, то узнаем условия, как этому научиться.
Мы  не полезем в черепушку и не будем ковыряться в извилинах и нейронах.. Пойдем другим путем, более простым и понятным. Углубляться в мышление не будем, но все же кое что существенное об этом надо сказать.

Всем известно, что в мозге есть серое вещество, кора,- отвечающая за память, и разные отделы. Те, что за руки отвечают, что за зрение, ну и прочее. У человека есть два типа мышления, это речь (когда вы в мыслях разговариваете обычными словами) и образы, когда нет слов (одни эмоции), вы что-то себе представляете. С речевым мышлением все понятно, вы разговариваете (в уме) на языке, который либо знаете, либо изучаете, либо пытаетесь подражать незнакомому языку. Образное мышление связано с органами чувств: зрением, слухом, обонянием. Не нужны слова, чтобы прочувствовать вкус соленых огурцов (это потом их можно с натяжкой описать словами), запах роз, какую-нибудь мелодию, летний пляж на море и т.д.

Так вот, особенность мозга заключается в том, что любая информация в мозге не привязана к какой-то одной точке (к одной области или клетке) а распределена по всему мозгу.
Представьте хранилище большой библиотеки. Стеллажи, полки, а на каждой полке тот или иной том, та или иная книга, в единственном экземпляре! Конечно же, если какая-то книга с полки пропала (ну почему обязательно стырили, просто пропала - мыши съели, вот!), то она пропала навсегда! Могла ли природа позволить мозгу такую роскошь, или безалаберность?! Нет, конечно. Природа умнее человека, ведь это она его создала!! И природа придумала другую библиотеку.

Вернемся в хранилище. Представьте, что каждая книга разделена на главы, может быть на страницы, картинки, словом на части. И все эти части распределены по всему хранилищу библиотеки. Но тем не менее между собой все эти части связаны, ведь это одна книга. Поэтому, когда вы где-то ворошите одну главу, она ведет вас к другим главам. Вы их можете прочитать по частям, или найти начало, если хотите прочитать книгу целиком. Но это еще не все. Ведь так мозг поступает не с одной отдельной «книгой», а с каждой информацией. И в вашем хранилище рядышком впритык могут оказаться части совершенно разных книг, причем вытаскивая одну часть, вы невольно тащите соседнюю.
Вот и приехали. Я сказал о двух типах мышления. Теперь можно сказать о двух способах мышления. Это логическое и ассоциативное мышление. Продолжая пример с библиотекой, вообразим, что мы взяли какую-то часть, начали ее читать и так углубились, что отрешились от всего остального. Это и есть логический способ мышления.
Наступила пора сказать о внимании. Мышление без внимания невозможно. В мозге активна, мыслит та область, на которую направлено внимание. Другие области (без внимания) подавлены и участия в мышлении не принимают. Повторюсь, это логический способ мышления.

Но внимание тоже имеет «хитрое» свойство. Для понимания этого свойства опять возьмем аналогию. На этот раз представим морскую гладь, а лучше –океан. Представляете, да, поверхность океана, кругом волны, волны, волны… Это не волны, это внимание. Океан – это человеческий мозг. Волны могут быть двоякие. Одна огромная волна, где-нибудь в одном месте…И человек думает о том, что «спрятано» в его голове именно в этом месте, просто отключается от всего остального…Это внимание отключает его,- способ мышления.
Но вот, волна прошла, и небольшие волны то тут, то там, то сям, и наш мозг возбуждается (внимание) то там то сям, мысли бегают, возникают ассоциации, потому что в разных местах- разная информация. Какой-то образ вызвал какое-то слово, а это слово в другом месте потянуло за собой другой образ и так далее. Это есть способ творческого мышления. Но не только. Такое состояние характерно для людей с нарушенной психикой, для людей под воздействием психотропных веществ. Для мозга с рассредоточенным вниманием.
Если логическое мышление требует сосредоточение внимания, то творческое мышление –наоборот,- его распределение по всему мозгу. Эффективный способ развивать творческое мышление – отвечать на вопрос : «А что, если?», и не концентрироваться маниакально на одной мысли. Так Эйнштейн придумал две теории относительности, Лобачевский и Минковский создали  неэвклидову геометрию. Вообще именно так все всё придумали. Но за первым шагом непременно следует обычная кропотливая работа.