154. 1658. Царская правая грамота А. М. Блохину

Леонид Блохин
3-23-1658. Царская правая грамота  Алексею Михайлову  Блохину на ту вотчинную землю ево в Тверском уезде деревню Петяшино, которую покушался овладеть посредством подложной закладной Иван Артемьев сын Чагин

                (№121, столб.196-202)



 (Столб. 196)  Лета 7161 Октября в 13 день бил челом Г-рю и В.К. Алексею Михайловичу всея Руси Алексей Михайлов сын Блохин на Ивана Артемьева сына Чагина. А в челобитной ево написано: подаловал де Г-рь ево Алексея, велел у того  уличенного в Данилова сора, у Ивана Чагина, поворотить ему вотчинную деревню Петяшино в Тверском уезде, выслугу деда ево Офанасия Данилова сына Блохина  безденежно из ево воровской поддельной крепости.

  И по Г-реву указу в тое деревню посланы отказывать из Володимерские Чети недельщик Матвей Быков, да подъячей Второй Елизарьев, и тое деревню Петяшино ему отказали, и отказные книги в Приказ в Володимерскую Четь подали. И Г-рь бы ево пожаловал, велел на того вотчинную деревню Петяшино дать свого Г-реву правую грамоту, по чемуему тою вотчинную деревнею впредь владеть.


  И в судном деле Алексея Михайлова сына Блохина с Ываном Ортемьевым сыном Чагиным написано: в прошлом во 160 году Генваря в 30 день в Приказ, в Володимерской Чети  перед околничим  перед князем  Федором Юрьевичем Хворостининым, да перед Иваном Тимашовым, Никита Григорьев сын Загряской вместо Алексея Михайлова сына Блохина искал на Иване Ортемьеве сыне Чагине по челобитной.

   А в челобитной ево Алексееве написано: в прошлом во 153 году занял отец ево Алексеев Михайло ( столб. 197) у него Ивана 38 рублев; а кабалу заклодную лал в 70 рублех на выслужную вотчину на деревню Петяшину, и до сроку за долгое время деньги 70 рублев ему Ивану давал; а он Иван денег не взял, хотя тою деревнею завладеть, и челобитье де о том  выкупе  многое на нево Ивана до сроку было; и на срок отец ево Михайло в Приказденьги приносил.

   Как де отец ево Михайла съехал к себе в деревню, а Иван Чагин, захватя отца ево к себе на двор  в деревню, силно учал бить, и за розную мукою вымучил у отца ево запись на тое же вотчинную деревню Петяшину, сверх прежней закладной, в  500 ублех, и о записке той вротчине челобитную, и тою челобитную подал в Поместном Приказе во 154 году Февраля в 24 д.; и в том де мучении челобитье отца ево было многое.  А свою де челобитную о записке той деревни Петяшиной Иван Чагин принес в Поместный Приказ после тово спустя более года.

   И Г-рь бы ево пожаловал, велел на него Ивана в той вымученнойзаписи дать суд; а вотчинную деревню Петяшино дать ему Алексею на выкуп против прежней закладной в 70 рублех.

   И ответчик Иван Чагин в ответе сказал: занял де у нево Ивана Михайло Блохин 70 рублев, и вотчину свою в Тверском уезде деревню Петяшину заложил, и ныне он Иван ею владеет;  а закладнуюде писал во Твери площадной подъячей, а денег на выкуп не принашивал, и челобитья ево во Твери не бывало.

   Да у нево же де Ивана на ту вотчину запись в девяносте в семидесят рублех. А на дворе у себя ево Михаила не мучивал и к воде не приваживал, и записи в пятисот рублех не вымучивал; а была де у нево Михаила с ним запись черная для   договору, и Михайла ему дал на эту вотчину  белую запись в девятисот рублех, а в пятисот рублех у нево записи нет; а черная де запись договорная в пятисот рублех была.

   И истец подалчерную запись ево Иванову руку Чагина; а в записи написано: Михайло Офонасьев сын Блохин занял во Твери у Ивана Ортемьева сына Чагина 70 рублев, а в тех деньгах заложил выслужную отца своего вотчину, деревню Петяшино в Тверском уезде.

(столб. 198) Да у нево же Ивана занял пятьсот рублев, и тех денег ему не отдавывал, и он Михайло тое свою вотчину, деревню Петяшино, со крестьяны поступился ему Ивану по закладной за те заемные деньги со всяким угодьем впредь без выкупу.


А что он Михайло бил челом на Москве на нево Ивана в той деревне Петяшине на выкуп, и ему Михайлу то свое челобитье вынять, и впредь Г-рю не бити челом, а в Поместном Приказе справить тою вотчину деревню Петяшину, за ним за Иваном, и от сторонних людей и ото всяких крепостей очищать и убытие никакова не довесть.
 

А будет он Михайло тое своей деревни Петяшиной с пустошами по той закладной и по записи в Поместном Приказе не справить на Рождество Христово 154 году и челобитья своего на тот срок не выметь, а от сторонних людей по каким крепостям не очистить; и на нем Михайле по сей записи и на вступщине, хто похочет роду ево тое деревню Петяшину выкупить по закладной 70 рублев, и по сей записи заемные деньги, что он у Ивана Чагина занял пятьсот рублев, все сполна.


А что в тое деревню он Иван, проча себе, призовет крестьян, и дворы их поставить, и наделку хлеба и денег и животны, и тем крестьяном, которые в той деревни живут, какова наделку даст, и то Ивану взять то сполна по своей скаске, что он Иван скажет. Да тут же написано: тою свою деревенку у него Ивана на срок не выкупил, и ему просрочил. А наверху тое записи написано: быть так, как Бог изволит.


   И ответчик Иван, выслушав записи, сказал: та де черная договорная  запись ево Иванова рука, и по той де черной записи Михайло у него денег не имывал, а дал де он под деревню Петяшино девятьсот семьдесят рублев, а запись де ему Михайло дал своею рукою перед отцом своим духовным.


   И истец Микита Загряской бил челом и уличал Ивана: на ту де вымученную запись в пятисот рублех челобитье Михайлово в Судном Володимерском и Поместном Приказех о выкупе той вотчине в семьдесят рублех до сроку было, и деньги в Судной в Володимерской Приказ на срок приносил, и то челобитье и о мученье ево Иванове в Приказе записано; а что он Иван (столб. 199) сказывает бутто он дал Михайлу девятьсот семьдесят рублев, и чтоб Г-рь пожаловал, велел тое вотчину оценить, что она не судит и пятисот рублев.


 А Государев указ  из давних лет: в таких великих делах и в вотчинах велено закладные  и записи писать на площади.


И ответчик Иван Чагин сказал: на Москве челобитье Михайлово было ль, и деньги приносил ли, того он не ведает; а про Государев указ, что крепости писать на площади, в деревне почему ведать? А в Приказе де шурьям его бити челом волно было.


   И истец Микита Загря ской бил челом: сказал де он Иван на них Михайловых шурей, бутто они являли за Михаила; в вымученной записи написано ево Ивановою рукою, что Михаилу было вынять челобитье ис Приказу на Москве, и то он писал своею рукою ведаючи.


Да тут же, не сходя с суда, искал встрешно по челобитной. А в челобитье ево написано: в прошлом де во 153 году заложил ему Тверетин Михайло Блохин  вотчину свою в Тверском уезде, деревню Петешино, со крестьяны в семьдесят рублех, и за тое ему вотчину денег не платил; и во 154 году занял у него тот же Михайло девятьсот рублев, и поговоря он Михайло с ним Иваном полюбовно, тое своей деревни за те деньги  поступился, ичелобитною за своею рукою в Поместной Приказ принес.

   А в записи ево написано: хто похочет выкупить тое вотчину, и о записи взять те свои деньги девятьсот семьдесят рублев и крестьянская ссуда; и о той де вотчине бьет челом   Г-рю сын ево Михайлов Алексей в Поместном Приказе. И г-рь бы ево пожаловал, велел ему на тово Алексеяв тех ево деньгах в девятьсот в семьдесят рублех и в крестьянской ссуде отца его по записи дать суд.


И ответчик Микита Загряской за племянника своего, за Алексея Михайлова сына Блохина в ответ сказал: в Тверском де уезде Михайло Блохин деревню Петяшино в семьдесят рублех заложил; а в прошлом де 154 году 900 рублев заимовал ли, и деревню ему за те деньги 900 рублев поступился ли, того он не ведает.


  И истец Иван Чагин подал запись, а в записи написано:  Михайло Блохин занял во Твери у Ивана Чагина (столб. 200) 70 рублев, а в тех деньгах заложил выслуженную отца своего вотчину, деревню Петяшино, в Тверском уезде; да он же Михайло занял у него у Ивана 900 рублев денег, и тех денег ему не отдавал; и он Михайло той своей деревни Петяшине со крестьяны поступился ему Ивану по закладной со всяким угодьем впредь без выкупу; и во всем тое вотчину очищать и в Поместном Приказе записать; а кто похочет выкупить, и на том по закладной 70 рублев и по сей записи заемные деньги, что он у Ивана занял 900 рублев все сполна и строенье; а запись писал своею рукою во 154 году Ноября в 27 д.; а в той записи знатно было написано заемных денег 500 рублев, да переправлено 900 рублев в трех местах.


   А ответчик Микита, выслушав записи сказал: запись де письмо Михайлова рука; а денег он по той записи 900 рублев заимовал ли, тово он не ведает; да знатно де  ево Иваново бездушство по тому: в первом суде он сказал что про челобитье и про явки на Москве будто не ведает, а в записи, какову подал Михайлову руку, написано: про челобитье и про явки имянно, что на Москве челобитье вынять; и то ево Иваново лукавство стало явно. Да токмо де, Михайлова и Алексеева обманка, и Г-рево крестное целование он Иван порудил тем: подал он в Поместном Приказе запись закладную в семьдесят рублех а не в девитисот рублех; и тем он пошлины Г-ревы з девятисот рублев украл; а Г-рев де указ, что велено на  вотчины крепости одне имать, а не вдвое.


   И Апреля в 7 день, по Г-реву Царя и Великого Князя  Алексея Михайловича Всея  Руси указу, околничей князь Федор Юрьевич Хворостинин Ивана Чагина Ивана Чагина про переправленную запись, что Иван  искал на Михайлов сын Блохина 900 рублев, роспрашивал.

И Иван Чагин в роспросе сказал: какову де запись дал, такову де он Иван у него Михайла и взял; а переправливал де Михайло в той записи сам; а на бело де было о записи писать им в городе во Твери; а дал де ое Михайло тое запись ему Ивану при отце своем духовном при попе Корниле, а ныне во Твери в Савине монастыре выгуменах, да при попе Гав- (столб. 201) риле, что служил Дмитрея Селунского в селе Белех; толко он де Михайло какову ему запись переправленную дал, такову он и взял; а писали де тое запись у него Ивана Чагина в деревне Пантелееве; а приехал к нему Михайло Блохин  в ту деревню Пантелееву с отцом своим духовным с попом Корнилом, что ныне в Савин монастыре выгуменах.

А не прописывали тое записи во Твери потому, что они пошли вскоре на Г-реву службу в Белгород, а он де Иван в той записи ничего не перправлял, и в переписных де книгах Михайло Блохин ту вотчину, что у него заложил, написал за ним за Иваном. А что де переправке чернила не одне, а в чернила де Михайло прибавливал зелье, чем стреляют; а как он Михайло в той записи переправливал, того он не ведал.


И Апреля в 7 же день дела бояре в столовой слушали, и приговорили: Ивану Чагину в том иску отказать и вотчину деревню Петяшино со крестьяны и со всем угодьем отдать Алексею Михайловичу сыну Блохину  безденежно; поэтому в закладной записи, какову он Иван Чагин положил в суд, знатно было написано заемных денег пятьсот рублев, а переправлено девятьсот рублев, и та запись стала воровская; а толко б та запись была не воровская, она бы была бела, а не переправлена, и в Поместном бы Приказе была записана, и пошлины б в Г-реву казну были плачены со всех заемных денег.


   Да с того искуприговорили боярена Иване Чагине по Государеву указу и по Соборному Уложению доправить в Г-реву казну пошлин вдвое 194 рубли; да пересуду да правого десятка семь алтын две деньги за то, ему Ивану и впредь таких воровских записей неповадно было ни на ково имати, и по таким записям искати.


И по тому боярскому приговору тое вотчины деревни Петяшины посланы  отказывать в вотчину Алексею Блохину пристав Матвей Быков и подъячей Второй Елизарьев на Москве в Приказ в Володимерской Чети отдали, и Алексею Михайлову сыну Блохину  того деда и отца своего вот- (столб. 202)чиною владеть по прежнему Г-реву указу, и по даче и по вотчинным деда и отца своего и по сей правой грамоте.


К сей правой грамоте Г-рева Царева и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Русии печать приложена.


Писана крупною и четкою скорописью на склеенном из пяти листов плотной беловатой бумаги, длиною в три аршина, шириною в 4 5/8 вершка; из коих под строками 3 ;  вершка.

Начальное слово: Лета, начертанное чернилом и вязью, вышиною почти в одну четверть.
От печати уцелело только несколько черного воска на бумажной мочке, которою она была прикреплена на лицевой стороне у последнего слова грамоты.


Пониже печати написано: С челобитья полтина.

На обороте по четырем склейкам скрепа: Дi-акъ Иван Ти-машев.

На обороте же внизу около печати: Справил Степашка Львов.



А. Федотов – Чеховский. «Акты относящиеся до гражданской расправы Древней России» т. 2, Киев, Тип. И. и А. Давиденко, 1865