Историю менять - никогда не поздно

Геннадий Котов
   Временами, в окружении моих знакомых и просто случайных людей, приходится слышать стенания, жалобы и прочие причитания на несносную жизнь в учёбе, работе или каких-либо житейских ситуациях. И при эмоциональных всплесках душевных излияний я частенько вспоминал и свои студенческие годы, когда приходилось одновременно и работать днём, и учиться в институте на вечернем отделении радиофакультета.
   Подобные проблемы не минули и наше поколение. Мы частенько сталкивались с глухой стеной недопонимания и общепринятого порядка: <<я – начальник, ты “никто”>>. Но вот, на дворе тогдашнего советского общества начался перестроечный ледоход. Сначала робко, но потом всё заметней стали пробуждаться протесты в умах людей, и частенько, хотелось уже не просто словесно “пропесочить” какого-нибудь начальника в среде доверенных друзей, но и как-то повлиять на то, чтобы изменить навязанный нам порядок поведения, тот или иной приказ свыше. 
   Чтобы не быть многословным, предлагаю читателю ознакомиться с моей статьёй из 80-х  <<Чтобы не осталось только на бумаге>>, и на примере студенческого протеста-предложения провести параллель с серединой 10-х годов. Может быть, современная молодёжь чего-то и почерпнет из тех методов, коими пользовались мы… тем паче в век общеохватывающего Интернета! 
   
                Чтобы не осталось только на бумаге.
   
   Вступил в действие приказ № 660 от 22.09.86 г. по Минвузу об отмене переноса и продления экзаменационной сессии на основании положения о курсовых экзаменах и зачетах. Студенты, не успевшие к началу нового учебного года устранить задолженность, <<подлежат отчислению, либо, если они этого не смогли сделать по уважительной причине, могут быть оставлены на повторное обучение или им предоставляется академический отпуск в установленном порядке>>. 
   Очень своевременный приказ этот о нерадивых студентах, поблажки некоторым оборачиваются для государства многомиллионными потерями, коснулся всех, в том числе и студентов, обучающихся на вечернем отделении. С их мнениями на сей счет, а так же с тем, как организован учебный процесс на вечернем отделении, читателей <<Пропеллера>> знакомит студент группы 14-501 ГЕННАДИЙ КОТОВ.
 
   Пожеланий, высказанных студентами-вечерниками младших и старших курсов, оказалось немного, но все они по своей сути являются важными и необходимыми для плодотворного усваивания учебного материала и, как правило, успешной сдачи экзаменационной сессии. В обобщенном виде заключаются они в следующем:
   Перенести начало занятий с 18 часов 30 минут на 18 часов.
   Продлить время работы абонементов учебной и научной литературы НТБ до 20 часов 30 минут.
   Продлить время работы буфетов во всех корпусах до 20 часов 20 минут.
   В начале каждого месяца устраивать студентам, по уважительным причинам пропустившим те или иные лабораторные работы, дополнительные занятия с присутствием дежурного преподавателя.
   Деканатам пересмотреть расписание занятий (не должно быть более четырех учебных дней в неделю).
   Предоставить дополнительную возможность преподавателям издавать конспекты своих лекций в РИО МАИ, чтобы студенты могли самостоятельно прорабатывать материал.
   Кто-то, может быть, читая эти строки, усмехнется - <<еще чего!..>> Но если задуматься над нашими требованиями, станет ясно: ничего нет в них из ряда вон выходящего. Просто мы хотим иметь лишь часть тех прав, которыми пользуются студенты дневного отделения.
   Разберем по порядку пожелания вечерников. Первое, на что обратили внимание опрашиваемые, - это позднее время начала занятий. Их недоумение и недовольство можно понять, если взять для сравнения такие вузы, как МИИГА, МГПИ и ряд других, где вечерники приступают к занятиям не в 18.30, а на полчаса раньше (в МИСИ даже было найдено компромиссное решение – начало занятий в 18.10). Чем же мы хуже тех, кто обучается в перечисленных институтах? Тем более, что в памяти ещё хранятся добрые воспоминания о том времени, когда и в нашем институте занятия начинались ровно в шесть часов вечера.
   Почему маевцы-вечерники должны страдать из-за чьих-то необдуманных шагов? К каким последствиям привело неправильное решение администрации? 
   Чтобы ответить на эти вопросы, надо перенестись на два с половиной года назад и вспомнить, что подтолкнуло администрацию института передвинуть по времени начало занятий. Каждая <<пара>> у дневников длилась 1 час 25 минут. Согласно приказу № 271 от 20.06.84 г. к каждой <<паре>> прибавили по 5 минут. Всего каких-то пять минут, но за шесть <<пар>> набежало полчаса. Чем же мотивировался этот шаг? Никто сейчас толком не может ответить на этот вопрос. Кто ссылается на улучшение условий для студентов, кто – для преподавательского состава, кто – на учебную <<недогрузку>>… А пятиминутная передвижка обернулась для вечерников тем, что они теперь приступают к занятиям не в 18.00, а в 18.30.
   Со 2-го семестра 1986/87 учебного года согласно новому приказу № 18 от 06.01.87 г. мы вновь возвращаемся к  прежней, правда, модернизированной системе. У студентов-дневников <<пара>> будет длиться, как и раньше, 1 час 25 минут. <<Окно>> обеденного перерыва – с 11.05 до 11.50. Целых 45 минут! Однако при планировании учебного расписания и на этот раз забыли о вечерниках. Как ходили они к 18.30, так и продолжают ходить. Никто не полюбопытствовал, как поживает студент-вечерник. А он, закончив рабочий день в большинстве случаев в 17 часов и не зная, куда себя деть, медленно <<тащится>> к институту – полтора часа!
   Припоминаю первые дни непривычного для нас 1984/85 учебного года. Восторга на лицах товарищей от преподнесенного администрацией <<подарка>>, прямо скажем, нельзя было увидеть. Еще бы! Что значит эти полчаса для вечерников? До 1 сентября 1984 года занятия кончались в 21.15. Теперь последний звонок звенит в 21.45. Большинство из нас добираются домой за час-полтора. Особенно пострадали иногородние, подолгу простаивающие на станциях в ожидании пригородных поездов. Пока студент поужинает, время переваливает за полночь. На сон остается 5 – 6 часов. Когда же тут готовиться к семинарам и лабораторным работам, повторять конспекты по лекциям и делать курсовые проекты? Тем более, что в отличие от других вузов, где вечерники учатся три-четыре дня в неделю, у нас практически задействовано пять дней. Колоссальная нагрузка и постоянное недосыпание изматывают, превращают маевца в ходящего биоробота. Не раз приходилось видеть, как на занятиях кто-то из студентов засыпал, а преподавателю порой не всегда удавалось разбудить его. Да что говорить. Основная часть вечерников на занятиях невнимательно слушает преподавателей, тупо смотрит на доску или экраны телевизоров и автоматически, по инерции переносит в тетради формулы.
   Но вот раздается последний звонок. Уход вечерников с последней пары заметно отличается от ухода дневников. Дневник встает не спеша, не спеша выходит за проходную… Вечерник же вскакивает, будто змеей ужаленный, летит вон из аудитории – в голове лишь одна мысль: скорей добраться до остановки, доехать домой, поужинать и забыться блаженным сном. А на следующий день такая же круговерть, такая же гонка с раннего утра до позднего вечера, а точнее – до ночи. И так на протяжении недель, месяцев, нескольких лет…
   Как видим, готовиться к семинарам и лабораторным работам приходится либо по выходным дням, либо, используя часть рабочего времени. Но выходных дней только два. Таким образом, перенос занятий на полчаса всего-навсего увеличил ежедневную потерю рабочего времени еще на 30 минут. Чем оборачивается для государства эта необдуманная передвижка по времени, длящаяся вот уже на протяжении двух с половиной лет, - каждый может подсчитать сам. 
   Теперь поговорим о библиотеках.
   - Порой приходишь в библиотеку учебной литературы, а она закрывается перед самым носом. Обидно! – сетуют мои собеседники студенты-вечерники с младших курсов. – Взять книги и то целая проблема. На V и VI курсах студентам выделяется льготный день, а нам как быть? – И далее следует контрпредложения: <<Надо удлинить рабочее время библиотек или же пусть в деканатах выдадут нам справки на получение льготного дня>>.
   И действительно, график работы абонемента учебной литературы для младших и старших курсов составлен так, что лишь два дня в неделю они работают до 19.45. Но если студент не смог до занятий сдать и взять книги, то после звонка в 20 часов он уже не успевает этого сделать. А если учесть, что кое-кому приходится работать и по субботам, да и не каждый может позволить себе роскошь потратить в выходной день три часа на транспорт, чтобы, к примеру, взять одну книгу, то сам собой напрашивается вывод: следует удлинить время работы библиотек до 20.30.
   Что же касается абонемента научной литературы, то он практически не доступен вечерникам, так как работает только до 17.45.
   Есть претензии и к работе буфетов. Не чувствуется никакой заботы профкомов о вечерниках. Имеет смысл продлить время работы пищевых точек до 20.20. Студент, отсиживая (да-да, именно <<отсиживая>>) вторую <<пару>>, думает не столько о знаниях, сколько о еде. В зависимости от средств, какими обладает материальная база МАИ, хорошо бы дополнить буфеты автоматами – наподобие тех, что работают в кафе-автомате зоны <<Б>> ГУКа.
   В случае переноса начала занятий с 18.30 на 18.00 время окончания работы библиотек и буфетов автоматически переносится соответственно на 20.00 и 19.50.
   Насчет дополнительных занятий, на мой взгляд, требование тоже законное и естественное. Маевец просто <<разрывается на части>> и в конце семестра, стараясь до сессии сдать накопившиеся задолженности по лабораторным работам. Нельзя же каждого студента считать разгильдяем; болезни, командировки, производственную необходимость задержаться на работе тоже нужно учитывать. Дополнительные занятия с участием дежурных преподавателей можно организовать, скажем, в первую субботу каждого месяца.
   Но больше всего волнует другой факт. В стране идет основательная перестройка в сфере высшего образования, вернее, делаются ее первые шаги. И начинать ее в вузах надо, по мнению студентов, в первую очередь с преподавательского состава. Раз повышаются требования к нашему брату-студенту, то мы также вправе требовать от преподавателей качественного преподнесения нам учебного материала. А среди наших лекторов, к сожалению, лишь незначительная часть по-настоящему ответственно относится к своей работе. Эти преподаватели излагают материал предельно сжато, понятно, так, что студент успевает не только разобраться, но и записать все основные выкладки. Конспекты получаются содержательными. К таким преподавателям можно отнести В. Л. Гостюхина (406-я кафедра), В. И. Самойленко (403-я кафедра), А. А. Карлова (402-я кафедра). Но встречались в процессе обучения и такие преподаватели, которые вели занятия некачественно, порой даже просто бездарно. И конспекты их лекций получались водянистыми или были нашпигованы голыми формулами. Мало того. Они не могли толково (или вовсе забывали) сообщить студентам список учебной литературы, требующиеся для успешной сдачи данной дисциплины. Во время же сессии эти преподаватели зачастую со студента <<три шкуры дерут>> - требуют то, чего сами на лекциях не давали. Яркий пример такой категории сотрудников – В. С. Лукин (404-я кафедра).
   Как в таких условиях <<выжить>> студенту? Ведь при нынешнем положении дел иметь <<длинные хвосты>> уже недопустимо.
   И еще одно, самое главное, пожелание вечерников: чтобы вопросы, поднятые в этой статье, не остались только на бумаге, а были обсуждены, и чтобы были приняты меры по устранению отмеченных недостатков. 
   
<<Пропеллер>>, 13 марта 1987 года. 
 
P.S. Читатель, наверно, уже догадался, что я не просто так выложил статью с времён Перестройки. Коллективный посыл от студентов-вечерников был услышан наверху: не прошло и месяца как наши требования были выполнены ректором МАИ, вплоть до возвращения прежнего времени начала занятий вечернего отделения. В жизни, менять всё вокруг себя никогда не поздно, но, порой, и нужно… и не только в рамках студенческой поры!