Ещё и ещё о воспитании

Софья Кишкель
 Написать эту статью решила после двух случаев. В конце декабре завершился конкурс проекта» Голос». В финале победил иеромонах Фотий. Его красивый голос, его проникновенное, душой и сердцем , исполнение романса» Спокойной ночи, господа» не оставило  никого равнодушным . Семьдесят  шесть процентов зрителей проголосовало за иеромонаха Фотия. Его  появление на проекте –это подарок Бога всем нам. Может с таких людей, как иеромонах Фотий, начнётся  возрождение  духовности, которое мы утратили за годы атеизма. Его голос затрагивает и заставляет звучать лучшие струны человеческой души.
 Прочитала отзывы в соцсетях.  Кроме восторженных ,добрых отзывов  есть и другие. Принадлежат они , как видно, молодым безнравственным  людям. Написаны  они безграмотно, на жаргонном языке. Не хочется приводить эти высказывания. В одном иеромонаха  Фотия сравнили с Кончитой. Но как говорится, добро хотя и медленно, но побеждает зло. Народ высказался за духовность. Надоело  смотреть и слушать с экрана песни ничего не выражающие, голоса переходящие на крик .
 Второй случай. Осенью  в одном старом микрорайоне нашего города, где дома ещё немецкой постройки, сделали ремонт в домах, покрасили фасады. И  о ужас! Оказалась недавно в том  районе. Стены всех домов исписаны чёрной краской аршинными буквами. Эти  пакостники, которые  своими руками ещё ничего не сделали ,а вот пакостить, уничтожать труд людей, уже научились. И таких случаев очень много, даже в центре города, стены домов, магазинов загажены надписями. Есть  у нас  в центре города красивое озеро Верхнее. Прекрасная зона отдыха. Пешеходные дорожки , дорожки для велосипедистов, детский городок, красивый фонтан, скамейки для отдыха, но находятся вандалы, скамейки ломают, бросают мусор в озеро. Понимаю, к каждому полицейского не приставить, а вот если попались, а это делают подростки, надо  привлечь  к ответу  родителей, заставить платить  огромные штрафы, пусть годами  работают на штрафы, тогда, может, задумаются, потому что их уже перевоспитать очень трудно, хотя ещё возможно. Ну, а главное..
 Я много пишу о воспитании детей. Воспитывать надо с самого раннего  детства. Первые воспитатели ребёнка родители, а дальше воспитатели детского сада и обязательно совместно с родителями. Если ребёнок с самого раннего возраста научится видеть, понимать, создавать прекрасное своими руками, он уже не будет уничтожать созданное руками других людей. Учите детей понимать и любить музыку. В городах есть филармонии, где проводятся концерты для детей. На этих концертах детей знакомят с музыкальными инструментами, подобран специальный репертуар  для разного возраста. Даже,если вы живёте в глубинке, где нет филармоний, театров, теперь есть возможность знакомить детей с музыкой. Есть диски с записями классической музыки, с записями музыки для детей. Бывайте с детьми чаще в театре со старшими дошкольниками и со школьниками, посещайте концерты оркестров. Есть у нас сейчас прекрасный канал на телевидении»Культура». Включайте его чаще, и вместе с детьми смотрите  оперу, балет, концерты из  консерватории. Недавно  прошёл  международный конкурс юных музыкантов  Щелкунчик и детский конкурс юных талантов» Синяя птица». Дети обязательно должны смотреть такие передачи.
 Ещё хочу сказать, что детей обязательно надо знакомить детей с творчеством художников. Этим тоже надо заниматься тоже с раннего возраста. Для самых маленьких это знакомство начинается с иллюстраций   в детских книжках. Особенно хочется отметить иллюстрации В.Коношевича, Ю.Васнецова,  Н.Чарушина,  Е.Рачёва, Н.Сутеева, У.Диснея. Мне как-то возразили , что маленькие дети многое не поймут, не заинтересуются. Понимание придёт, если вы будете этим заниматься с ребенком систематически. Практика показала , что картины дети смотрят с удовольствием.Они их понимают по своему, и это хорошо. Это  у взрослых сложились свои стереотипы, свои представления, какие-то стандарты, а ребёнок понимает так, как понимает только он.
 В больших городах проходят выставки, как из фондов знаменитых галерей, так и персональные или тематические выставки. Обязательно посещайте  их с детьми.После посещения побеседуйте с ребёнком об увиденном, ответьте на вопросы ребёнка. Их будет всё больше после каждого посещения. Для ознакомления с творчеством художников  можно использовать альбомы, журналы, календари  с репродукциями картин. Издавались, и, надеюсь, будут издаваться, альбомы  картинных галерей,таких как Третьяковская галерея,  Лувр, Прадо, Эрмитаж, галерея Уффици. Их тоже  можно использовать  для ознакомления с творчеством  того или иного художника. В своих статьях раньше я уже писала, какие картины и каких художников можно брать для ознакомления детей дошкольного возраста. Конечно, детям этого возраста не подойдут такие картины как «Над вечным покоем « Левитана или  Шагала» Над городом». Такие картины дети будут смотреть уже, когда будут школьниками.
 Хочу поделиться опытом работы с детьми по ознакомлению с искусством. Я  пятьдесят лет проработала воспитательницей в детском саду, больше двадцати лет в логопедической группе с детьми пяти-семи лет. Нашли старые репродукции с картин художников Шишкина, Левитана, Поленова, Васнецова, Айвазовского , Серова. Я всю жизнь собираю книги об искусстве,  архитектуре,  журналы, альбомы, календари с иллюстрациями. Зная моё увлечение родственники и друзья дарят что-то , кое-что купила сама и вот у меня собрался огромный материал на эту тему. Мы в группе стали вести кружки : я знакомила детей с творчеством художников, моя коллега знакомила детей с народно-прикладным искусством. Увеличили картины с альбомов, чтоб детям было удобнее рассматривать. Берём творчество одного художника, рассматриваем , беседуем по картине. Выясняем по вопросам: Какое время года изображено  на картине?  Какое время дня изображено  на картине? Что или кто изображён на переднем плане? Какие краски использовал художник?   Какое настроение вызывает картина?  Выясняем  детали второго плана. Какую главную мысль художник хотел сказать в картине?  Вопросы будут разными в зависимости от содержания  картины,  но поставлены так , чтоб дети могли в картине  найти ответ на вопрос. Дети подмечают многое, что казалось, что сразу и не заметно. А  вот вопрос  о главной мысли придёт позже, когда постепенно придёт понимание смысла картины. Перед просмотром некоторых  картин требуется предварительная работа, возможно рассматривание каких-то иллюстраций, чтение какого-то произведения или беседа. Так  проводилась беседа перед рассматриванием картины Васнецова» Три богатыря». У детей были знания, пришлось только дополнить. Начинали с картин Васнецова,  потом  Левитан, Поленов, Шишкин, Айвазовский, Грабарь. Серов. Знакомили детей с пейзажем, натюрмортом и портретом. Кстати, для знакомства с портретом   хорошо использовать портреты знакомых писателей и композиторов. Использовали  стихи  Александра Кушнера.
 Если видишь на картине, нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш, обязательно картина называется пейзаж.
 Если видишь на картине чашку кофе  на столе, или морс в большом графине, или  розу в хрустале, или бронзовую вазу, или грушу, или торт, или все предметы  сразу, знай, что это натюрморт.
 Если видишь, что с картины смотрит  кто-нибудь на вас , или принц  в плаще старинном, или  в робе верхолаз, лётчик или балерина, или Колька , твой сосед. Обязательно картина называется портрет.
 После рассматривания пейзажных картин дети рисовали «Золотую осень»  и «Берёзовую рощу», «Сосновый бор».  Рассматривали натюрморты, потом дети научились сами составлять  натюрморты. Например, ставили вазу с цветами, клали рядом фрукты и рисовали свой натюрморт. Портреты детям  даются труднее, но рисовали всегда  портреты мам к восьмому марту. Мамы были в восторге.
 С большим интересом проходили занятия по ознакомления с народно-прикладным искусством. Дети знакомились с хохломой, дымковской игрушкой, гжелью, русской матрёшкой, филимоновской игрушкой,  Павлопосадскими платками, жостовскими  росписями . Сначала  рисовали  элементы росписей, потом своими руками клеили шкатулки для росписи, вырезали из картона барышень, матрёшек  и  с удовольствием их расписывали.  У нас в группе был создан уголок изодеятельности. Там хранились альбомы по народному прикладному искусству, альбомы с репродукциями картин художников, книги-раскраски, краски, карандаши. Дети могли в свободное время порисовать что-то по своему желанию или закончить начатую работу. Такие уголки должны быть у детей и дома. То ,что дети по своему осмысливают  картины, я поняла, когда после просмотра картины Серова» Девочка с персиками»   ребёнок предложил сфотографировать старшую сестру, сказал:
- Давай я тебя сфотографирую. Жаль у нас нет персиков, но ты возьми яблоки, будешь»Девочка  с яблоками».
 Самый большой музыкант и художник- это природа.  Слушайте с детьми и журчанье ручейка и песню прибоя, шум листьев ,завывание ветра и пение птиц, грозу. Музыка природы вдохновляла великих композиторов. В концертах для скрипки и струнного оркестра «Времена года» Вивальди  в музыке мы слышим  и порывы ветра и раскаты грома, и пение птиц. Природа –великий живописец. Сколько красоты можно увидеть в природе в разное время года, какая палитра красок. Весна с пробуждением природы, с меняющимися красками лесов, полей, лугов. Лето с изобилием цветов, где каждый маленький цветок неповторимое совершенство, красота. Темы для наблюдений, а потом рисунков летом повсюду во дворе, в парке, у реки, озера, в лесу.  Осень, воспетая художниками и поэтами. Осенью понаблюдайте с детьми, как постепенно меняются краски осени, как меняется пейзаж вокруг в разную погоду. Зима, падающий снег, иней на деревьях, морозные узоры на стекле, сказочный  зимний лес, снегири и свиристели  на рябине. Покажите всю эту красоту ребёнку, научите ребёнка видеть красоту вокруг.
 Ещё хочу поделиться опытом по ознакомлению детей с архитектурой.  Архитектура-это застывшая в камне на века красота. Эту работу мы проводили с детьми шести лет в подготовительной к школе группе, брали для знакомства архитектуру храмов.  В начале детям предложила для рассматривания книги :  « Русские храмы» и «Музеи мира». У нас  в городе есть храм»Христа Спасителя». Увеличили снимок, чтоб было удобно рассматривать детям. Рассмотрели арочные окна и двери, позолоченные купола, многочисленные ступеньки ведущие вверх. Поговорили, что храмы всегда строятся на возвышенности. В старину храмы и монастыри строились  на берегах рек и озёр. После рассматривания дети рисовали  свои храмы, как они их видят. Дала детям только простой карандаш с толстым и тонким грифелем, раскрашивали оконные витражи и купола дети в свободное время. Работа очень заинтересовала детей. Рисунки детей были очень разные и даже оригинальные. Потом была Преображенская церковь  в Кижах- памятник деревянного зодчества. Очень заинтересовала детей архитектура и  красота росписи  собора  Спаса на Бору в Московском Кремле. Познакомили детей с архитектурой   церкви Рождества Богородицы  в В.Новгороде и церкви  Покрова на Нерли. Это тип кубического одноглавого храма- красота в простом.  Всегда повторяла детям, что многие храмы построены очень давно и в старину люди создавали такую красоту, которая живёт через века. Не обошлось в работе и без небольших курьёзов. Как-то во второй половине дня мы проводили беседу, как раз о церкви в Кижах. Занятие было вторым и поэтому больше говорили дети. Я только обобщала ответы детей. Пока мы беседовали, я в чуть приоткрытую дверь увидела, что за Катей пришёл папа. Он слушал , о чём мы говорили. Потом, когда дети стали рисовать, я сказала Кате, что за ней пришёл папа, она может идти,  нарисует в другое время или дома. На что папа сказал:
- Нет, пусть Катя рисует. Я хочу с вами поговорить.
 Папа сказал мне:
- Что это за занятия для детей? Какие храмы? Какое религиозное воспитание в этом возрасте. Я запрещаю дочери присутствовать на таких занятиях.
 Сказала папе:
- Вы разве слышали здесь что-то про религию . Мы говорим об архитектуре храмов, но мы проводим  Рождественские праздники, поём колядки. Тут есть песни, прославляющие  Христа. В Пасху раскрашиваем бутафорские яйца, рисуем Пасхальные открытки, слушаем в записи  на диске колокольный звон.
 В начале года мы всегда знакомили родителей с подробным планом работы :учебной деятельности по всем разделам, праздники, кружковая работа, работа с родителями, со  всем  этим знакомили родителей на первом родительском собрании. Папа моряк и он редко бывает дома и поэтому этого он не знал. Окончательный его вердикт был: нет.
 На следующее утро в детский сад пришли мама и бабушка и сказали мне, что Катя будет посещать все занятия и праздники, а с папой они провели беседу. Это был единственный  такой случай за многие годы работы с детьми.
 В детском  саду проводится огромная воспитательная работа с детьми . В группах есть уголки» Моя страна», « Мой край» о нашем городе и области. Есть стенд в старших группах» Мы и наш город», где родители сфотографировали своих детей на фоне музеев, храмов, памятников, театров, известных мест в городе. Потом вместе с родителями подготовили рассказы об этом. Если  ребёнок научится понимать красоту, он будет ценить её и беречь. Тогда не будет такого кривляния в храмах, какое допустили  эти  девицы Толоконниковы. Не имеет значения  человек атеист или верующий, святое в душе должно быть у каждого.
 Хочется отдельно остановиться на обучении детей русскому языку, грамматически правильной речи. То, как сейчас разговаривает  часть нашей молодёжи, нельзя назвать русским языком.  А.С. Пушкин писал :
- Я  памятник воздвиг  себе нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа.
 Увы, зарастают тропы к поэтам и писателям, дети не знают  классиков русской литературы, мало читают. Отсюда и бедный словарный запас, неумение  грамотно излагать свою мысль.
 Знакомство с русским языком начинается, когда ребёнок ещё не говорит, а мама в общении с ним читает ему потешки:  кисонька-мурысонька,  курочка-рябушечка, петушок-золотой гребешок,солнышко-вёдрышко. Ребёнок слышит напевное звучание потешек и они привлекают  его внимание, а потом ребенок  будет повторять их с удовольствием. Дети подрастают и теперь уже  они слушают стихи, сказки. Читая их, надо обращать внимание на язык произведения ;красивые определения: берёзка кудрявая, белоствольная, мишка косолапый, длинноухий зайка, ветерок шаловливый., сравнения: зимний  лес, что шапкой принакрылся чудной, белая берёза под моим окном принакрылась снегом, будто серебром. У детей к школе должны быть сформированы определённые знания об окружающее мире:  дети должны  знать названия деревьев, птиц, диких и домашних животных, ягод, грибов, фруктов овощей, мебели, посуды, последовательность времён год. Поиграйте с детьми в слова: кто больше назовёт слов на звук а, б, д, кто больше назовёт птиц, деревьев, ягод, фруктов, овощей. Очень любят дети составлять загадки о предметах, надо только научить ребёнка выделять главное   в описании предмета. Можно давать детям  картинки с предметами и составлять с ними предложения, описательные рассказы по картинке.  Дети очень любят составлять рассказы по картинам, но картины должны быть сюжетные. Для составления сказок  можно давать начало сказки и предложить детям  придумать окончание сказки, можно дать опорные слова для составления рассказов о временах года, весна: деревья, трава, птицы, солнце, цветы, осень: деревья, ветер ,дождь, птицы.
 Дети очень любят стихотворения А.Барто,  С.Я.Маршака, К.Чуковского, С.Михалкова, старшие дети А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Ф.Тютчева  и с удовольствием их заучивают их наизусть. Каждому возрасту -свои стихи. Учите детей читать их выразительно. Важно уже с детства привить детям любовь и интерес к чтению, научить любить поэзию, тогда и речь детей станет  отражать всё богатство  русского языка, его неповторимый колорит.  Если ребёнок  поймёт, что родители любят и знают стихотворения классиков, то его они тоже заинтересуют. В детском саду мы совместно с родителями проводили праздники при свечах. В старшей группе по творчеству Чуковского и Маршака, а подготовительной по творчеству Пушкина и Есенина. В праздниках принимали участие и дети и родители. У каждого была своя роль: читали стихотворения, участвовали в инсценировках, пели песни. От участия не отказался никто, принимали участие и папы и старшие братья и сёстры. У детей от таких праздников остаются самые яркие впечатления. Они видят интерес  родителей и сами очень стараются .Уже в дошкольном возрасте дети на боятся выступать перед публикой, умеют читать с выражением стихи, перевоплощаться в сказочных героев. Дома тоже можно организовать такие небольшие концерты в праздники со своими детьми, привлечь родственников и друзей с детьми. Только нужно хоть немного проявить к этому интерес. Польза от этого огромная для детей, думаю даже и для взрослых. Мы смогли заинтересовать родителей, а может кто-то впервые узнал для себя и услышал что-то новое в поэзии  Пушкина или Есенина.
 Дети подросли, пришли в первый класс. Школы сейчас в основном современные, с компьютерными классами и с бассейнами. В такой самой современной школе учится мой внук пятиклассник. Нагрузка у детей огромная, знаний даётся много, а вот очень большие претензии к  подбору произведений для чтения в учебниках по литературе, изложен материал по окружающему миру в начальных классах, по  географии, истории в пятом классе сухо, много для заучивания непонятных ребёнку терминов. Ну, а самое главное, что назрело, это больше заниматься воспитанием. Я считаю, что  для всех классов в школе должны быть разработаны темы для занятий на внеклассном часе. Здесь и темы о жизни детей в коллективе, о дружбе, взаимопомощи, об отношении к младшим, старшим, о культуре , о поведении на улице и в общественных местах, об ответственности  за  плохие поступки и хулиганство, о наркотиках и алкоголизме, об отношениях между девочками и мальчиками.  Педагоги должны этим заниматься регулярно, а не тогда, когда в классе случится ЧП. Педагог в начале года должен иметь план  не только учебной, но и воспитательной работы, где по ходу работы будут вноситься коррективы. Можно для такой работы привлечь и родителей, бабушек, дедушек, чьё знание жизни, авторитет сможет как-то повлиять на детей.
 Надо убрать с работы педагогов ненужную писанину,  всевозможные отчёты, графики. Дать возможность больше заняться детьми, находить  время для индивидуального подхода к каждому ребёнку. По своей практике знаю, что бывает прекрасно всё в отчётах, а работы нуль.
 Очень хочется, чтоб все у нас осознали значимость для ребёнка   игрушек в младшем возрасте, развивающих игр, книг, которые они читают, детских журналов, кино, которые они смотрят, передач по телевизору. 2016 год объявлен годом кино. Очень хочется, чтоб появились новые мультфильмы, на которых дети учились бы добру, любви к окружающему   миру. Для детей старшего возраста нужны кинофильмы,  знакомящие детей с историей России, документальные  кино о просторах нашей огромной Родины, о современных героях  России.
 Вложения в ребёнка- это самые перспективные, ценные и правильные вложения. Они ценнее вложений в недвижимость и драгоценности. Вы получите своего взрослого сына или дочь, которыми  сможете гордиться, и за которых ,вы будете спокойны.
 Если кого –то заинтересуют мои статьи, можно прочитать написанные раньше»Воспитание детей дошкольного возраста», « Ребёнок  в семье», «Родители  и дети».