Париж, Сена, мосты... Путевые заметки

Людмила Ханыкова
   Париж такой город, где каждый находит что-то свое, созвучное его мыслям и чувствам. Сказать, что он прекрасен – значит не сказать ничего. Он вечно неповторимый, особенный, загадочный, как душа человеческая, глубину которой еще никому не удалось измерить. О нем писали поэты и писатели, художники рисовали его жителей и его живописные улочки и проспекты, музыканты слагали о нем песни… Кажется, уже всё сказано? Но нет! Каждому вновь прибывающему в этот город он снова и снова поворачивается какими-то своими, еще не открытыми сторонами, привлекает все новыми и новыми ракурсами и очаровывает навечно, навсегда.
* * *
        Задолго до нашей эры одно из галльских племен, живших в долине Сены, основало на острове Сите свое поселение, названное позднее римлянами Лютецией. Слово «Лютеция» означало «обиталище, окруженное водой». На гербе Парижа недаром красуется корабль и гордый девиз: «Нас качает, а мы не тонем». Название Париж Лютеция получила в 360 году.
        Французский поэт Жак Превер писал: «Если город зовется Парижем, то река называется Сеной». Сена означает спокойствие. Это самая поэтическая и романтическая река Европы. Мопассан описывал ее так: «Река тихая и коварная... нечто загадочное, страна миражей». Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н. э.
* * *
        Когда человек впервые приезжает в Париж, он совершает, скорее всего, с гидом, обзорную экскурсию по городу и его достопримечательностям, внимательно слушает пояснения гида, который обрушивает на голову туриста уйму всяких данных, цифр, и прочей информации. Человек даже пытается всё это запомнить… на какое-то время. Но скоро все эти данные куда-то улетучиваются. А что же остается? Неуловимые впечатления, которые подчас и словами-то трудно выразить, но это именно «свой» образ Парижа. То, чем Париж привлек внимание конкретного человека, чем задел струны его сердца, которые внезапно зазвучали в одном ему присущем ритме. А информация? Да ее сейчас полно вокруг нас, стоит только открыть Интернет. Уже не говорю о бесчисленном множестве печатных источников.
        Я поняла это, когда попала в этот город снова. Как вы думаете? Куда меня неодолимо потянуло, когда представилась возможность? Оказалось, ноги сами понесли меня к… Сене. Пришлось порядком потопать, спрашивая прохожих о направлении, так как на карте всё казалось совсем рядом. Я успокоилась только, когда купила билет на пароходик и уселась перед панорамным окном. Ни с чем несравнимое впечатление, когда ты медленно движешься по Сене, а перед твоим взором проплывают уже знакомые тебе всемирно известные здания прошлых эпох.
        Ты узнаешь их контуры, из всей массы когда-то услышанной информации вспоминаешь какой-то вроде совсем незначительный обрывок, который почему-то осел в памяти. Улыбаешься своим ассоциациям. А на душе так спокойно и хорошо, словно все проблемы куда-то исчезли: мир снова стал устойчивым и мирным, готовым открыть перед тобой все свои тайны.
        Так и в тот раз я воспользовалась имеющимся в моем распоряжении свободным временем и поспешила отправиться по Сене на маленьком пароходике Бато-Муш, чтобы проверить, всё ли по-прежнему стоит на своих местах. Мало ли что!
        Откуда бы вы ни начинали свою водную экскурсию, маршруты круизов по Сене примерно одинаковы. На кораблике можно проплыть под многими известными мостами Парижа и увидеть с необычного ракурса главные достопримечательности: Эйфелеву башню, Лувр, музей д’Орсе, площадь Согласия, Собор Парижской Богоматери, Святую капеллу, дворец французских королей Тюильри…
        Откуда такое название: пароходик-мушка? Не оттого ли, что по вечерам они, словно маленькие светлячки, неторопливо ползают по глади реки, распространяя вокруг себя волны музыки и веселья? Вечером они чаще всего превращаются в плавучие рестораны, где экскурсию по ночному Парижу можно совместить с вкусным изысканным ужином. Кораблики стали неотъемлемой частью жизни французской столицы.
        А насчет названия, тут есть несколько вариантов происхождения этого понятия. Кораблики такого типа появились в 19-ом веке, и перевозили они всякого рода товары и людей по различным рекам и каналам Франции.
Производились они в квартале Лиона под названием Муш, откуда предположительно и пошло название Бато-Муш (Bateaux Mouches). Кстати, существуют и другие версии, почему они носят такое имя. Некоторые говорят, что оно связано с маленьким военным корабликом-шпионом во время войны, французское слово «Муш» на арго означает шпион.
        А история этих корабликов неразрывно связана с именем одного предприимчивого француза – Жана Брюэля. 1949 год. Франция немного оправилась после войны. В Париже живет на старом ветхом пароходике Жан Брюэль. Имя его плавучего дома - Ле Вье-Муш («Старик Муш»). Ле Вье-Муш, с которого, собственно, всё и началось, обязан своим именем доку Ля Муш в Лионе, где корабль в свое время был построен к Всемирной выставке 1900 года. Парижанам понравилась его идея: проводить экскурсии по городу со стороны Сены, тем более, что 80% всех достопримечательностей французской столицы расположены именно по обоим берегам этой реки.
        Жан Брюэль развернул рекламную кампанию, в которой фигурировал выдуманный персонаж, Жан-Себастьян Муш, якобы являющийся основателем кампании Bateaux-Mouches. Он же придумывает увлекательную историю его происхождения. Предчувствуя головокружительный успех своей затеи, уже на следующий год Жан Брюэль патентует изобретение (1950 г).
        В 1952 году Жан Брюэль строит свой первый, почти прозрачный корабль. Минимум металла, больше открытых мест для обзора. 1-го апреля 1953 году состоялась инаугурация нового корабля. Эту дату можно по праву считать официальным днем начала прогулок по Сене на кораблике и днём начала нового вида туристической деятельности в Париже.
        Имя Брюэля связано и с еще одной романтической историей. Революция 1848 года. Казнь Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Их маленький сын заточен в каземат и через два года умирает. Врач крадет сердце принца, чтобы передать его потомкам Бурбонов, естественно, с множеством приключений. В наше время встал вопрос об аутентичности артефакта. Нужны были большие деньги на проведения научного исследования. Эту сумму предоставил Брюэль, и хрустальный сосуд с окаменевшим сердцем принца перешел в руки генетиков Бельгии и Германии, которые подтвердили подлинность артефакта.
        Бато-Муш не единственная судоходная кампания. Наряду с ней в Париже существуют и другие. Это Navette Batobus, своего рода речной автобус, останавливающийся на 8 остановках. Можно входить и выходить на любой из них в течение дня, а можете кататься, не выходя, целый день по кругу. Это Bateaux Parisiens (Парижские кораблики) и Vedettes de Paris. Корабли двухпалубные, вторая палуба открытая, что удобно для фотографирования.
        А набережные Сены! Это отдельный рассказ. Недаром в 1991 году набережные Сены и прилегающие к ним здания были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Чего тут только ни увидишь: тут и благоухающий цветочный рынок, и выставка домашних и экзотических животных… А букинисты на Набережной Вольтера! О них нельзя не рассказать. Впрочем, как и любой уголок этого неповторимого города, каждый его камень совершенно неожиданно может раскрыть перед вами увлекательную историю, уходящую в глубь веков.
        Набережные Сены протянулись на многие километры, в некоторых местах они располагаются в 2 этажа. С 1964 по 1967 г. была построена скоростная магистраль с востока на запад по правому берегу Сены. Она имеет 7 тоннелей, самый длинный из которых находится перед Лувром и Садом Тюильри (около 1 км.).
        Все учреждения и заведения Парижа французы образно подразделяют на те, что находится на правом берегу Сены: всевозможные магазины, бутики, лавочки, и на левом: музеи, церкви, кафе, рестораны. По этому поводу они шутят: «На правом берегу мы тратим деньги, а на левом думаем».
        Особую прелесть Парижу придают букинистические лавки, расположенные на набережных Сены. Уже не одно столетие они традиционно существуют здесь. Внешне они напоминают «шеренгу» зеленых ящиков, которые используются, как торговые киоски. Здесь и картины, и сувениры с открытками, ну и, конечно же, букинистические издания. Именно букинистам долгое время и принадлежали эти ящики.
        Первые уличные букинисты появились в Париже в XVI веке. Королевский указ от 27 июня 1577 года приравнивал уличных книгонош к ворам и скупщикам краденого. Долгое время их преследовали, пока декрет от 10 октября 1857 года не взял их под защиту закона. Проведенная в том же году перепись выявила 68 букинистов. Каждый букинист получил право на десять метров набережной. В 1891 году букинистам было разрешено постоянно держать ящики на парапетах. До этого они каждый вечер увозили их в специальных повозках. Сегодня в Париже насчитывается около 250 букинистов. В основном, они располагаются на левом берегу от набережной Турнель до набережной Вольтера, а на правом от Моста Мари до набережной Лувра.
        А сколько вдоль Сены пришвартовано яхт, катеров, барж, маленьких судов, где постоянно живут люди. Мне почему-то представлялось, что на воде живут те, кто хочет выгадать на арендной плате. На деле всё оказалось не так.
        Как мне потом рассказали, зимой в специально отведенных местах-стоянках вдоль набережной Сены можно увидеть много барж, украшенных со свойственной французам изысканностью, которые стоят на приколе, а летом пускаются в плавание по городам и весям. Далеко не все знают, что для парижан самым престижным считается жилье … на воде.
        И такое происходит не только во Франции. Во многих городах Европы, стоящих на воде, вдоль набережных покачиваются на волнах плавучие дома-баржи и пришвартованные яхты. Каждая из них имеет постоянный адрес. Когда хозяева летом уходят в плавание, в почтовый ящик на причале продолжают приходить письма. На самом деле жилье на воде считается очень престижным и зачастую ни в чем не уступает по своей "начинке" средневековым замкам или загородным особнякам с современным оформлением и оборудованием. Сейчас в Голландии, например, ежегодно производится 150 таких плавающих домов.
        Весьма неприметные с виду баржи и яхты изнутри представляют собой шикарные апартаменты: с кухней, спальней, гостиной, рабочим кабинетом и зачастую несколькими ванными комнатами. Практически все "плавучие дома" оснащены автономными системами водо- и электроснабжения, кондиционерами и спутниковыми антеннами. Хозяева барж приглашают самых именитых дизайнеров Франции для оборудования своих жилищ. Любящие уют и тепло домашнего очага французы украшают плавучие дома со свойственной им изысканностью: на палубах в больших вазонах стоят экзотические растения, разноцветные пляжные зонтики и шезлонги, мебель из редких пород деревьев.
* * *
        Наш кораблик неспешно скользит по Сене мимо многочисленных мостов. Подумать только, в середине XVI века в Париже было всего четыре моста – Малый мост, Мост Св. Михаила, Мост Нотр-Дам и Мост Менял. А теперь их, если не ошибаюсь 38. Ну, а раз мы находимся в Париже, то не будем удивляться, что каждый мост здесь - «самый-самый».
        Приятно сознавать, что самый красивый и элегантный мост – это Мост Александра III. Мост был заложен в знак дружбы между Российской империей и Францией, и назван в честь российского императора Александра III. В центре мостовых арок расположены нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом императорской России, обе выполнены из меди.
        Франция бережно хранит частичку и нашей истории. Как тут не вспомнить, что в Париже существует около 50 названий (улиц, бульваров, площадей и мостов), так или иначе связанных с историей и культурой России.
        Что касается эпитета «самый-самый», то вот несколько примеров.
Самый низкий мост столицы – Мост инвалидов.
Самый необычный – Мост Бир-Акейм. Нижний ярус его отведен для движения автомобильного транспорта, на верхнем выведена ветка метро. Есть и дорожка для пешеходов.
Самый загруженный – Мост Согласия. Знаменит еще тем, что при его строительстве использовались камни разрушенной Бастилии.
        Согласитесь, не в каждом городе есть Чертов мост. В Париже это Мост Нотр-Дам. Никакой мистики! Просто баржи почему-то упорно сталкивались с опорами старого моста и разрушали его. Пришлось перестроить и возвести металлическую конструкцию.
        Вообще же, все мосты Парижа многократно перестраивались, т.к. Сена упрямо разрушала и деревянные, и каменные постройки, когда северный ветер принимался гнать волны Ла-Манша вверх по течению реки, и начиналось наводнение.
Самый романтичный и самый неординарный – Мост Искусств. Именно здесь влюбленные пары стали вывешивать запертые замочки как знак вечной любви и верности.
Самый полезный - Мост Альма. По статуе зуава (так назывались полки легкой пехоты) определяли уровень воды в Сене: если вода полностью покрывала ступни ног зуава, полиция перекрывала подходы к реке, если вода поднималась до бедер — на реке закрывалась навигация.
Самый короткий – Малый мост.
Самый высокий – разводной Мост Флобера.
        После всего сказанного, мы уже не удивляемся, что самый старый мост Парижа – это Новый мост, первый построенный из камня, на котором король запретил строить дома и лавка, чтобы они не загораживали вид на Лувр. Я даже представить себе не могу, что на Мосту Менял в свое время французы ухитрились построить 200 домов и торговых лавок!
        И еще одно интересное наблюдение. Мы как-то привыкли, что нумерация домов в городах идет от центра наружу. В Париже всё не так.
        В XIX веке было принято решение нумеровать дома, но не как попало, а по определенной схеме, относительно местоположения их к Сене. Улицы, перпендикулярные Сене начинали свои номера от реки и увеличивались по мере удаления от нее. С улицами, параллельными реке — другая история. Номера начинались с конца, расположенного выше по течению и увеличивались по мере течения реки. А как быть с улицами, отходящими от реки под углом и кончающимися тоже под углом у набережной, скажем, или на излучине. Все просто, счет начинается у точки выше по течению и заканчивается ниже.
        Кораблик завершил свой круиз, да и я обнаружила, что мое свободное время давно закончилось. До следующего раза, Сена! Надеюсь, мы еще увидимся!

11.01.16 г

Фото из Интернета