Поэту и человеку

Надежда Суркова
 25 ЯНВАРЯ 1938 ГОДА РОДИЛСЯ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Что такое жизнь? Правильно ли мы все живем, а если неправильно, то как надо жить? Этими вечными и злободневными простыми и сложными вопросами рождены песни Владимира Высоцкого. Он заставляет нас нырять в смысловую глубину своих сюжетов, вступать со своими персонажами в напряженное взаимодействие, в борьбу. Для каждого из нас в наследии Высоцкого предельно близкие и понятные песни, а есть как бы закрытые, к которым не знаешь как и подступиться.

И это понятно - его целью было, как он сам говорил, "царапать душу". Подлинный смысл песни открывается не без труда, причем труд умов и душ читателей и слушателей, быть может, и есть самое главное в контакте Высоцкого с многомиллионной аудиторией. Это своего рода, как он выражался, "коллективная тренировка духа". Жизнь продолжается и продолжается тренировка духа.

Единством разума и души отмечено все творчество В. Высоцкого. Он был нашим современником, его творческая позиция формировалась в 60 - 70-е годы, время трудное и противоречивое. Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года. В 1960-м закончил актерское отделение школы-студии МХАТ. Работал в московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, московском театре миниатюр, а с 1964 по 1980 год – в московском театре драмы и комедии на Таганке. Много выступал с концертами в стране и за рубежом. Как актер участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР и принят в члены Союза писателей СССР (посмертно). На основе его творчества вышли книги: «Нерв», «Четыре четверти пути», «Избранное» и другие.

В. Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствовал свою короткую жизнь. Он непрерывно сочинял и мог петь о самых обыденных вещах, но и тогда мощь его таланта возвышала любую тему. Он вбирал, впитывал в себя тот самый мир, в котором мы живем.

Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом поэтических запоев: по три-четыре дня, закрывшись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. В. Высоцкий создал совершенно неповторимый стиль личности, имя которому – он сам. Где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Слившись вместе, они делали этот стиль неповторимым, уникальным.

Поразительно, как много он успевал. Жизнь его была очень насыщенна: репетиции, съемки, трудные роли, в которых он никогда себя не щадил, изматывался до предела. Выступления по всему Союзу – часто по два, то и по четыре концерта в день, гастроли, поездки, встречи... И при этом он успевал писать песни.

Талант – это всегда тайна. Биографам В. Высоцкого никогда не удавалось объяснить, как поэт покорял сердца стольких людей простыми и короткими песнями. Тайна жизни открывается только тому, кто постигает ее разумом и душой вместе. В жизни В. Высоцкий был знаком с очень многими людьми, даже с новыми знакомыми быстро находил общий язык. Его искренняя доброжелательность и интерес к людям и их делу, его веселый характер и отсутствие хоть какого-нибудь апломба всех очень привлекали. Эта общительность и интерес ко всему на свете как раз объясняют такое разнообразие в его песенном творчестве. Ведь интерес этот не был поверхностным: Высоцкий разговаривал с людьми, целиком погружаясь в их жизнь, их проблемы. Он по-настоящему переживал вместе с ними. Эта глубина сопереживания и есть главная причина такого успеха его песен и ролей. Это и был его талант.

Одним из самых сильных впечатлений в его жизни было впечатление от гор, знакомство с которыми и альпинистами тронуло его настолько, что он сумел написать такие песни, как «Песня о друге» и «Вершина». Его песни зовут к подвигам, делают людей мужественными, лучше. Он был общенародный поэт и в этом его самая главная победа.

«Песни у меня совсем разные, в разных жанрах: сказки, бурлески, шутки. Но все это – про нашу жизнь, про мысли свои, про то, что я думаю. Я хотел бы, чтобы в них ощущалось  наше время  - время нервное, бешеное, его ритм, темп. В этом времени есть много юмора и много  смешного, много еще и недостатков, о которых тоже стоит писать. Пишу я очень давно. С восьми лет писал всякие детские стихи, а потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии. У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, т. е. людей искусства. Но моя мама очень любила театр, и с самых малых лет каждую субботу лет до четырнадцати водила меня в театр…»

Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству. При жизни В. Высоцкий почти не печатался. Ради успеха не поступался своими художественными принципами. Не часто слышал свои песни с экрана (хотя сочинял для кино немало), сыграл в кино, в театре отнюдь не все, что мог и хотел. Но слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждет народ песенного слова, вел со своим современником страстный разговор о самом главном и трудном.


В. ВЫСОЦКИЙ

Мне судьба до последней черты, до креста,
Спорить до хрипоты, а за ней – немота.
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это вовсе, не то и не та.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу,
Может кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -
Я уйду и скажу, что не все суета.



     "Полевые цветы"
акварель (моя работа)