Чем отличается разум от ума?

Лариса Болотова
    Чем отличается разум от ума? Реакцией на происходящее. Человек обладает разумом, а животные умом. Так ли это?

    Я шла по улице. Было морозно и дул сильный ветер. Пришлось накинуть колпак на шапку. Навстречу мне шёл мужчина с собакой на поводке. Увидев меня, собака стала лаять. «Почему она лает?» – подумала я. Позавчера мне встретилась эта собака, и она не лаяла на меня, а пробежала мимо, даже не остановившись.  «Колпак. Я накинула колпак» - вдруг дошло до меня. Она лаяла на колпак.
 
    Видно у собаки в памяти были плохие воспоминания, связанные с колпаком. Прошлый раз я была без него, просто в шапке. Если вместо собаки был бы человек, то его отношение ко мне не изменилось. В колпаке я была или нет. Он воспользовался своим разумом. Так и было, хозяин попросил прощения за свою собаку. Для собаки, в колпаке, я была другим человеком, причём сделавшим что-то ей плохое, и оставшимся с этим в её памяти. Собака обладала умом, но не разумом.

   Собака подбежала ко мне, понюхала и перестала лаять. Она поняла, что я не тот человек, который её обидел. Возможно – это были зачатки разума.