Концерт по заявкам читателей газеты Bergens Tidend

Геннадий Мингазов
Концерт по заявкам читателей газеты «Bergens Tidende»

06.01.16 – замечательное сочетание цифр в дате, которая будет мне памятной в связи с посещением знаменитого концертного зала Бергенской филармонии «GRIEGHALLEN».

Первый раз я был в этом месте 7 февраля 2013 года на концерте джазовой музыки в исполнении иностранных гастролёров, о чём написал репортаж, который опубликован на сайте http://www.proza.ru/2013/02/20/1669. Потом как-то не удавалось вновь посетить этот зал, хотя я сам себе обещал хотя бы ещё раз заглянуть в него. Но, видимо, не зря говорят: «Обещанного три года ждут». Я подождал, и вот снова здесь, чтобы насладиться хорошей музыкой «вживую», да и сравнить нынешние впечатления с теми, что получены мной три года назад. Кроме того, хотелось также посмотреть, изменилось ли что за прошедшие годы.

Перед самым входом в здание видим скромный бюст именитого горожанина Эдварда Грига с его стилизованным автографом, установленный в 1993 году в честь 150-летия со дня рождения, а чуть дальше от входа – памятник композитору в полный рост на невысоком пьедестале, позволяющем любому желающему встать рядом со скульптурой и сфотографироваться на память! Как говорится, с гением «на дружеской ноге».

ВХОД

На входе просторный тёплый вестибюль, вмещающий, наверное, как минимум, сотню желающих приобщиться к искусству, и свободный проход к билетёрам.

Сегодня максимально упрощена возможность приобретения билетов на зрелище. 28 декабря на момент вхождения в глобальную сеть можно было видеть картинку занятости зрительских мест Бергенской филармонии. Оказалось, что ближе всего к сцене лишь одно 49 место возле прохода на 30-м ряду, остальные дальше. Моя дочь Ира оплатила, а потом и распечатала билет на принтере форматом А4 с непременным штрих-кодом, который 6 января идентифицировался билетёром с помощью сканера на входе в филармонию.

Сразу за входом на высоких столиках – буклеты с информацией о Бергенском симфоническом оркестре и программой концерта на 6-7 января. Там же стопки книг в мягких обложках об оркестрантах и планах коллектива на 251-й сезон 2015-2016.

Думаю, в мире сегодня немного больших симфонических оркестров, отмечающих столь длительный срок своей неутомимой деятельности. Заслуживает уважение и то, что никто не сомневается в необходимости такого рода оркестра для жизни города, и поэтому городские власти из года в год более четверти тысячелетия оплачивают его содержание.

Далее за столиками спуск на цокольный этаж к гардеробной, за которой в нишах я не увидел ни одного рукотворного изделия, а надеялся, что к тем бюстам великих деятелей искусства, что стояли там при моём прошлом посещении, прибавятся ещё какие-нибудь скульптуры… Значит, им место не здесь, а где-то в музее?

Напротив гардеробной, а также на первом и втором этажах расставлено много столов, накрытых белыми скатертями, на которых выстроились ряды белых фарфоровых тарелок с металлическими вилками. Рядом, на столиках повыше – стеклянные бокалы на высоких ножках и таблички с надписью, гласящей, что вместе с напитками будут предложены пирожные, в составе которых имеются небезопасные для кого-то аллергены: молоко, яйца, лесные орехи, глютен, а также следы сои, сезамина и каких-то других орехов.

В ЗАЛЕ

Как и раньше, начиная с 1994 года, так и сейчас программа традиционного концерта, проводимого филармонией в начале каждого года, составлена по заявкам проголосовавших читателей Бергенской городской газеты «Bergens Tidendes».

Зал был полон седовласыми людьми. В обозримом пространстве я увидел лишь два свободных места. И сцена до отказа заполнена музыкантами. Я насчитал около 80 человек.

На экране, подвешенном на заднике сцены, красовалась надпись «ОNSKEKONSERT 2016» (Концерт по заявкам 2016). Слева от меня сидела пожилая пара, которая вплоть до самого начала что-то рассматривали и на что-то нажимали в своих портативных гаджетах, возможно, отключали их от громкого звука, как и положено в таких местах. Я подумал, что на просторах СНГ повышенный интерес пожилых людей к своим телефонным аппаратам в зрительных залах пока редок.

Небольшое освещение зала позволяло видеть обстановку и спокойно записывать свои впечатления в блокнот.

КОНЦЕРТ

1-е отделение

Концерт начался ровно в 19 часов.

Появился дирижёр, поклонился зрителям, пожал руку Первой скрипке и приступил к своим обязанностям – чертить палочкой в воздухе понятные музыкантам «каракули».

Режиссёр взмахнул руками и зазвучали первые, мгновенно узнаваемые аккорды бессмертной бетховенской симфонии номер 5 «Симфония судьбы» - Allegro con brio (Сонатное аллегро до минор). Почти тут же на экране появились чёрно-белые фото и кадры хроники какого-то разрушенного города, возможно даже, это был Берген (узнать невозможно по фрагментам): дымящиеся развалины, руины, потерянные лица людей. В зале полная тишина, никто не кашляет, не чихает, все как-то напряжены, и это понятно: среди немолодых людей много стариков, для которых эти картины – тяжёлые воспоминания детства, а, возможно, и юности, совпавшей с самой страшной войной в истории нынешней цивилизации.

Здесь хочется рассказать немного о Пятой симфонии Людвига ван Бетховена, довольно-таки часто исполняемой на концертах классической музыки. Композитор писал её пять лет с 1804 по 1808 гг., закончив в 38-летнем возрасте, к сожалению, осложнённом прогрессирующей глухотой. Э.Т.А.Гофман назвал это сочинение Бетховена «одним из самых значительных произведений эпохи».

И действительно, никто из интересующихся хоть немного классической музыкой, не скажет, что ему незнакома эта симфония, тем более его первая часть, которую мы слушали. Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной и повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам Бетховен говорил о ней: «Так судьба стучится в дверь».

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов, известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»:

(К сожалению, этот сайт выбрасывает всё, что не является буквой или знаком препинания, а также незнакомые буквы норвежского алфавита, как в случае с написанием первой буквы в названии "ОNSKEKONSERT", которая должна быть наискось перечёркнута, а не просто буква О. Поэтому Вы не увидите здесь нотное изображение этих четырёх тактов, но они есть в интернете на других сайтах).

Этот и другие элементы Пятой симфонии проникли во множество произведений, от классических до популярных разных жанров, в кино, телевидение…

Гениальная симфония стала одним из наиболее узнаваемых символов классической музыки.

Концерт вели светловолосая дама лет 45-50 в красивом красном платье и седовласый моложавый джентльмен в костюме тёмного цвета. По виду и манерам я определил в нём журналиста, и возможно это был даже редактор газеты. К сожалению, я не догадался как-то подтвердить или опровергнуть своё предположение. Впрочем, это неважно.

На экране появлялись статьи, содержание которых пояснял и комментировал ведущий. По-видимому, отдельные работы имели какую-то забавную историю, вызывающую в его пересказе улыбки и даже смех доброжелательной публики.

Следующим номером программы объявлено концертино для кларнета с оркестром до минор ещё одного выдающегося немецкого композитора Карла Марии фон Вебера (1786-1826 гг.), который обращался в своём творчестве к произведениям для самых разных инструментов, но особое пристрастие питал к кларнету с его теплотой звучания, широтой диапазона, богатейшими виртуозно-техническими и колористическими возможностями. Сочинитель поручил кларнету выразительные соло в своих оперных и симфонических партитурах, а также использовал его как солирующий инструмент в произведениях для кларнета с оркестром и в камерных ансамблях.

Кларнетистка в чёрном длинном платье очень старалась. Звуки, которые она извлекала из чудесного инструмента, были прекрасны, но я при этом подумал, что моя 10-летняя энергичная внучка Карина, пожалуй, заскучала бы от такой музыки.

Видимо, устроители концерта этот момент тоже учли и поэтому «сменили пластинку»: оркестр заиграл танцевальную композицию Леонарда Бернстайна «Times Square» из «On the Town», и слушатели несколько оживились, видимо, вспомнили свои молодые годы, захотелось немного подвигаться, хотя бы мысленно…

До перерыва прозвучали ещё три милые вещицы, из которых последняя была исполнена при участии дуэта немолодых музыкантов – аккордеониста и барабанщика, которые пришли на авансцену и исполнили кое-что оригинальное из репертуара своей молодости. Оркестр с удовольствием аккомпанировал ветеранам. Всем понравился дуэт. Зрители дружными аплодисментами проводили их за кулисы. Включился верхний свет, и мы пошли на перерыв.

ФУРШЕТ

Получасовая pause была посвящена фуршету. Люди ели пирожные, запивая их шампанским и газировкой. Оригинальные тарелки были с вырезом, в который легко вставлялся бокал с напитком, освобождая руку с вилкой для «расправы» с едой. Мне понравилось это новшество, неизвестное в России, хотя было бы правильней уточнить: «Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика…», тем более, что приморский город давно не принадлежит русским…

К концу трапезы на втором этаже вся пища отправилась по назначению, а на первом и цокольном этажах ещё оставалось много пирожных на столах, так как там, наверное, собрались преимущественно аллергики, которым это лакомство оказалось не по здоровью…

Второе отделение

Продолжение концерта опять началось с выступления ведущих, сопровождаемое хроникой. На сей раз это были фотографии колонн празднично одетых демонстрантов, артистов во время их выступлений, футболистов в различные моменты атаки. То есть показано, что газета освещает самые разные события в культурной и спортивной жизни города. Зал живо реагировал и на хронику, и на речи ведущих.

Вскоре ведущая объявила первых выступающих, и на сцену вышли пожилой и молодой музыканты. К тому времени на авансцене ударная установка сменилась арфой и стойкой с обыкновенной пилой.

Седобородый артист достал пилу и смычок, а его спутник уселся возле арфы и начал перебирать струны этого самого большого из известных струнных инструментов. В исполнении дуэта зазвучало что-то нежное тягуче-волнующее слух, но это вступление прервал стуком по бубну подсевший к ним барабанщик из оркестра. Его коллеги немедленно подхватили маршевую тему, означающую, по всей видимости, торжественный выезд местных бояр «Bojarenes inntogsmarsj». Через некоторое время барабанщик вернулся на своё место, и оркестр завёл танцевальную мелодию, смахивающую по ритму на быстрый фокстрот. Музыканты на пиле и арфе продолжили свою тему, но и она вскоре закончилась.

Любопытно, что игра на пиле – этом необычном сегодня инструменте произвела сильное впечатление на людей, не забывших ещё те трудные времена, когда народ Норвегии такими двуручными пилами распиливал деревья на брёвна и дрова, и высоко ценил сей трудовой инструмент, который был не только незаменимым в хозяйстве, но и развлекал людей на праздниках своими удивительными звуками.

Второй и последующие номера концерта также были благосклонно восприняты публикой, а на экране мы видели отрывки из мультфильмов и газетные вырезки, нефтяную платформу и фото заснеженных скал.

Две песни исполнила популярная певица Silja Sol. Первую об одиночестве в собственном сопровождении на белой гитаре, а вторую «Настроение» уже с аккомпанементом всего оркестра. Публике понравилось её исполнительское мастерство.

Не обошлось в концерте без рекламы на экране телефонов и других гаджетов, на которую и ведущий, и публика отреагировали соответственно: мол, куда теперь без неё, навязчивой?..

Исполнителей-солистов награждали букетами красных роз, но не публика их несла на сцену, а ведущие выносили из-за кулис…

Завершился концерт прекрасным фрагментом «I Dovregubbens hall» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» и дружным в сопровождении оркестра пением традиционного христианского псалома «Deilig er jorden». Заметно, что пели не все, может, языка или слов не знали, как и я?..

Вот такой небольшой репортаж с места интересного события получился у меня в результате недавнего посещения филармонии «GRIEGHALLEN».

А теперь реплика. Несмотря на то, что с моего 30-го ряда всё неплохо видно и слышно, было бы вовсе не лишним дать зрителям техническую возможность получше рассмотреть музыкантов оркестра и даже солистов, ведь ведущих при этом показывали на экране крупным планом, а в остальное время приходилось пялиться на одну и ту же надпись «;NSKEKONSERT 2016». В России при съёмках такого рода концертов режиссёры дают команду операторам проецировать на экран увеличенные изображения артистов, музыкантов, инструментов. Видимо, здесь свои правила…

И экологическое заключение. В филармонии мне понравилось ещё одно новшество: перед гардеробной в боковой нише установлены три красивых бака для раздельного сбора изделий из пластика, бумажных и пищевых отходов. Они стоят на единой платформе с колесиками. Я не удержался и внёс свою лепту в чистоту храма искусств: поднял с лестницы какую-то смятую бумажку и, спустившись на первый этаж, опустил её в щель бака с надписями на передней стенке «Papir» и «Paper».

Довольный концертом, я вышел из «GRIEGHALLEN» и прошёл к автобусной остановке, чтобы ехать домой. Скучая в ожидании автобуса, заглянул во двор близстоящего многоэтажного дома, где уже ни на одном из пяти мусорных и слегка обшарпанных баков, стоящих возле стены ближе к выходу с двора, не было надписей, регламентирующих сбор отходов. Видимо, раздельный сбор мусора и отходов – это всё-таки добровольная инициатива самих граждан или руководителей предприятий, а не обязанность, не законодательная норма. Ну, и ладно. Им видней. В общем, это просто так я отметил, ближе, как говорится, к вопросу о разнообразии жизни…

А в целом этот прекрасный вечер стал для меня значительным событием начала нового года, он ознаменовался замечательным концертом с отличным подбором номеров, отражающим хороший вкус читателей бергенской городской газеты.

Звучание больших симфонических оркестров всегда производит на людей благоприятное впечатление, оставляет глубокий след в памяти слушателей, надолго повышает настроение.

Жаль, что не часто нам удаётся непосредственно, а не в электронном исполнении послушать живое звучание, близкое к природному, и когда такая возможность предоставляется, то нельзя её упускать, ибо встреча с прекрасным запоминается надолго, а может быть, и навсегда.
Когда же ещё состоится подобный праздник для души?..

Геннадий МИНГАЗОВ,
поклонник классической музыки,
журналист-эколог,
rusecounion.ru