Мир удивительных растений - 39

Сергей Одзелашвили
 На  фотографии  на  верху  слева,  плоды  тунга,  справа  волчеягодник, внизу,  декоративные  ранункулусы.             


Мир  удивительных  растений — 39



И  снова  я  хочу  вам  рассказать  о  дереве  моего  детства. 
В  Батуми,  каждую  осень  проводились  сельскохозяйственные  выставки  на  территории  стадиона.
Естественно,  вся  пацанва  города  была  там,  на  халяву  отве­дать  всякую  вкуснятину.  И  конечно  же,  я  не  мог  упустить  столь  зна­чимое  событие. 

Там  и  правда  было  на  что  посмотреть  и  перепробовать,  и  я  затоварился  большим  количеством  фундука  и  грецких  орехов.  При  встречах,  пацаны  конечно  же  хвастались  добытыми  трофеями  и  я  не исключение.  Мне  шёл  одиннадцатый  год,  и  при  всей  моей  лю­бви  к  Природе,   знаний  явно  мне  не  хватало.

Короче,  встретились  мне  два  взрослых  (пятнадцатилетних)   пацана,  увидев  моё  «богатство»  уговорили  меня  поменяться  на  изу­мительные  «орехи»  с  размером  небольшое  яблоко  - Тунга.  Они  по­казали  расколотый  тунг  с  беловато  маслянистой  сердцевиной  гово­ря,  что  они  вкуснее  грецких  орехов. 
Конечно  мне  захотелось  их  попробовать.  Обмен  состоялся,  и  я  попробовал  два  «ореха» - тунга.  Направился  к  маме  на  работу  в  типографию.  И  уже  придя  к  ней  почувствовал  себя  плохо,   пошёл  в  туалет,  открыл  дверь  и  упал.  Меня  просто  вырубило,  на­шли  сразу  и  это  спасло  меня.  Скорая  промывала  мой  кишечник,  как  потом  мама  мне  сказала,  в  меня  влили  двенадцать  чайников  раствора  с  марганцовкой.  Вымыли  мой  кишечник  и  желудок,  что  и  спасло  мне  жизнь. 

Плоды  тунга  смертельно  ядовиты,  потеряй  я  сознание  где  ни  будь  на  отшибе,  сегодня,  я  вам  бы  не  писал.
Итак  дерево  Тунга.  Родина  Китай  и  Япония,  и  Южная  Аме­рика.  Дерево  небольшое,  от  восьми,  до  двенадцати  метров  высотой,  принадлежит  к  молочайным.

Это  дерево  имеет  промышленное  значение.  Уже  в  Древнем  Китае,  на  основе  масла  плодов  тунга  делали  невероятно  прочные  стойкие  к  атмосферному  воздействию  лаки.  И  сейчас  добывается  до  двенадцати  тысяч  тонн  масла  в  год  во  всём  мире.  Масло  очень  ценно.  Раньше  выпускали  так  называемую  авиационную  фанеру, она  пропитывалась  лаком  тунга.  Такая  фанера  не  гниёт  и  не  боится  воды,  и  не  расслаивается.  На  основе  масла  тунга,  получаемый  лак,  лучшее  покрытие  металла  от  ржавчины  и  самые  стойкие  лаки  и  краски. 
Жмых  после  отжима  масла  (его  кстати  почти  шестьдесят  процентов)  идёт  на  удобрение,  после  сжигания  в  печах,  даёт  золу  из  которой  изготавливается  лучшая  чёрная  тушь.

Из  того  же  жмыха изготавливают  казеин  и  пластмассу.  Вот  вам  и  тунг.
Но  и  древесина  очень  красива  из  неё  изготавливают  доро­гую  мебель  и  сувениры.

В  Грузии,  там  где  выращивали  чай,  это  дерево  росло  на  ряду  с  катальпой  на  чайных  плантациях  одиночными  деревьями.
Вот  удивительно,  сколько  смертельно-ядовитых  растений  и  какая  от  них  польза  людям.

                ***

Раз  начал  с  ядовитого  растения,  познакомлю  вас  с  одним  из  прекраснейших  растений  нашей  страны — волчье  лыко  или  вол­чеягодник.

Согласитесь,  немного  странное  название  и  волчье,  и  лыко,  как  это  увязать  вместе.  Всё  просто,  волк  у  русского  народа  все­гда  опасен,  даже  к  медведю  не  испытывали  такой  страх,  как  к  вол­ку.  Волк  всегда  наделялся  неким  разумом.  Вот  всё  опасное  и  полу­чало  название  волчье,  а  лыко - у  волчеягодника  трудно  разрываемая  кора.

Сразу  же  хочу  сказать,  волчеягодник   смертельно  ядовитое  растение,  с  десяток  ягод  гарантируют  смерть.  Именно  по  этой  при­чине  он  мало  известен  в  садоводстве.  А  как  декоративное  растение,  ему  цены  нет.  Одно  из  ране-цветущих  растений,  цветёт  обильно,  по­чти  месяц,  чем-то  напоминая  цветущий  миндаль  с  невероятно  гу­стым  приятным  ароматом.  Волчеягодников  множество  видов  и  все  они  пахнут  по  разному,  от  ванили  до  сирени.  В  Европе  выведено  много  сортов,  увы,  у  нас  их  почти  никто  не  знает.  Хотя,  может  оно  и  к  лучшему.  Посмотрите  на  красные  ягоды  как  они  красивы  и  соблазнительны.  Дети  очень  падки  на  такие  ягоды.

                ***


Ну  и  закончу  всем  известным  полевым  цветком  лютиком.  Ну  не  совсем  луговым — лютик  любит  низменные,  влажные  места  или  поселяется  у  водоёмов  и  ручьёв.  Всего  их  насчитывается  четыреста  видов  и  в  основном  произрастают  на  севере  в  умеренных  зонах  и  на  альпийских  лугах. 
Кстати,  может  многие  и  видели  лютики  в  продаже  как изу­мительные  садовые  цветы  с  разными  оттенками  под  названием  ра­нункулусы.  Это  латинское  название  обозначает  лягушка.  Оно  и  по­нятно,  цветок  ярко  жёлтый  у  водоёмов  с  лягушками.

Продаваемые  ранункулусы  это  изыск,  тонкий  необычный.  Дорогие  мужчины,  увидите  такие  цветы  в  продаже,  купите  своим  женщинам,  поверьте,  вы  будите  в  их  глазах  на  высоте.  Это  будет  оценено.
Но  вот  народное  название  не  лягушачье,  даже  очень  крутое  - лютик.  Значит  лютый.  Вот  так  да!

Всё  просто — лютик  ядовитое  растение,  всё:  и  листья,  и  кор­ни,  и  цветы.  И  всё  же,  как  все  ядовитые  растения  приносит  пользу  человеку  в  виде  лекарственных  средств.  Естественно  в  малых  до­зах.  Не  буду  заострять  на  лечебных  свойствах  не  провоцируя  само­лечение.
Вот  два  новых  растения  нашей  необъятной  страны  с  кото­рыми  я  вас  познакомил.



13  января  2016