Экспедиция в нирвану

Елена Сычёва
Август 2012-го… Скопившаяся бесконтрольная энергия не поддаётся никакой сублимации. В поисках средств обуздания своей праны и пути к Абсолютному Знанию Ленка, наконец, пришла к йоге. Да ещё и знакомый Иисус подлил масла в огонь – а слабо изучить «Камасутру»? Не слабо, но только не «Камасутру», а куда более масштабное искусство, где нет никаких зависимостей, нет партнёрства и разделения обязанностей, искусство, охватывающее всё и в то же время всё отрицающее, основанное на сложных акробатических трюках. То есть надумала Ленка совершить экспедицию в нирвану.
О йоге она, естественно, была наслышана с детства. Но, как часто поверхностный человек, Ленка ничего о ней толком не знала. Единствен-ным её априорным знанием в этом случае была неприязнь к сухожильным, заросшим, высушенным на солнце, коричневым старикам, скручивающим свои тела в устрашающие морские узлы и источающие, как казалось, мерзко-перезревшую плесневую старческую похоть, старательно и порой очень умело маскируемую «единством разума, души и тела».
Став жертвой собственного невежества, Ленка у самих истоков своей зарождающейся эзотерики спутала буддийскую нирвану при всём отсутствии каких бы то ни было эмоций в ней с духовным гедонизмом, к которому стремилась.
Началось всё с того, что новоиспечённая йогиня, нахватав из раз-ных мест клочков всякой информации, подчас невзаимосвязанной и даже взаимоисключающей, принялась старательно выполнять более или менее доступные и не очень доступные асаны. Руководством к действию ей в первую очередь послужило купленное по случаю пособие с громким названием «Новый взгляд на традиционную йога-терапию» Свами Шивананда. Немаловажную роль сыграли скачанные из Интернета видеоуроки по йоге для начинающих и не совсем начинающих.
Ленка стала осваивать дыхательную практику уджайи пранаяма. И она старательно гнала от себя мысли, что этот способ медитации на неё не действует. И даже, напротив, провоцирует какую-то тоску, осознание тленности бытия. Если бы Ленка не была человеком с гипертрофированным чувством ответственности, наверное, её захлестнула бы волна злобы. Но путь в нирвану лежит только через смирение, поэтому Ленка послушно терпела – сама ведь всё это себе устроила, надо стоически переносить тяготы.
Не забыла Ленка и про обязательные атрибуты, сопровождающие жизнь всякого уважающего себя йога. Ленка накачала всё из той же «гло-бальной помойки» разных заунывных мантр с периодично повторяющи-мися магическими звуками типа: «ом» как сакральный звук ведической традиции, склонной считать возникновение Вселенной результатом вибрации вышеуказанного звука, а также «А», «У», «М» как звуки-символы проявления энергии Созидания, Поддержания и Разрушения, традиционно олицетворённые в буддизме союзом Божественной троицы – Брахмы, Вишну и Шивы. Слушая мантры, несущие в себе глубокий сакральный смысл, пока ей неведомый, Ленка под воздействием эффекта плацебо стала физически ощущать очищение праны, уравновешивание сознания, неприязнь ко всему искусственному, чужеродному, стала выискивать и, конечно, обнаруживать в себе паранормальные способности и т.д. А заодно упадок сил и депрессию, которые стоически игнорировала. Как ярая патриотка, мучающаяся скрытыми угрызениями совести, она стала старательно придумывать себе оправдание: что же, собственно, ей, потомственной восточной славянке, позволило изучать конфессиональную философию индусов при скудных познаниях в славистике? И, безусловно, как настоящий филолог-болтун, умеющий выкрутиться из самых непростых вербальных ситуаций, нашла её, отговорку: она ни в коем случае не предает славян-ство, а всего лишь безобидно черпает полезные знания из других культур, решив пойти путем экзистенциальной когниции «от чужого к своему».
Ленка возгорелась уважением к вегетарианству. Третьего января 2013 года она резко после праздничного застолья прекратила есть мясо, а четвёртого января – яйца, рыбу и морепродукты. В рационе остались только молочные и кисломолочные элементы (всё как у самых настоящих древних буддистов-йогов). Ленкин организм офигел. И стала вновь состоявшаяся вегетарианка налегать на сладкое и мучное. Ленка понимала, что есть ей больше некуда, её тошнит от этой пищи (совсем не здоровой, бесспорно), но организм всё равно был ненасытен – ему хотелось чего-то другого. Ленка переспрашивала: «Что тебе ещё надо, проглот? Я и так – как хомяк уже, вот-вот лопну!». Но тут же «затыкала» себе рот новой порцией конфет – ответ был табу.
В таком режиме Ленка выдержала в первый раз два месяца. А потом был срыв… Страшный… Она ела всё, что видела, и даже совершенно не здоровые продукты (которые раньше именовала не иначе как «отрава»), в неограниченных количествах до тошноты, иногда до рвоты, как обезумевший от долгосрочного голода котёнок-бродяжка. Ещё через два месяца её раздуло как воздушный шарик. И Ленка, наконец взяв себя в руки, как в омут с головой, как на амбразуру грудью, вновь двинулась в своё вегетарианство. На этот раз она пошла до конца – решила стать веганом. Ленка не только полностью отказалась от всякого белка животного происхождения, а даже от отрубного хлеба. Она просто заострила внимание на фразе, невзначай брошенной кем-то в общем разговоре «ни о чём»: «А не задумывались ли вы, почему наш хлебушек может пролежать неделю и не заплесневеть?». Ленка и задумалась. В её сознании «вегетарианство» и «здоровый образ» жизни автоматически синонимизировались, поэтому она отказалась и от постного хлеба, и заодно полностью от сахара (ни крупинки ни разу в месяц!) – только фрукты и сухофрукты. Будучи по природе «забай-кальским комсомольцем», то есть человеком, который сам создаёт себе трудности и героически их преодолевает, Ленка устроила себе этот жёсткий пост как раз во время подготовки и сдачи последнего кандидатского экзамена (она обучалась в аспирантуре). В течение месяца она себя изводила строжайшей диетой, да ещё и решила вызубрить всё. Она подчёркнуто нарочито повторяла всем и, в первую очередь, себе самой, что, по мнению знаменитого Парацельса, всякая еда есть яд, а степень вреда для организма определяет лишь доза. Ленка добыла чудесную книгу «Жемчужины восточной медицины» Савелия Кашницкого, где подробно описывались методы очищения организма. Решила Ленка очистить плоть, дабы очистить и дух. Она организовала себе трёхдневную голодовку. Но эффект получился, обратный ожидаемому. Наша героиня оказалась на грани нервного срыва. Когда Ленкина сестра узнала об этом «бесценном пособии, руководстве к действию», экспрессивно воскликнула: «Немедленно выброси эту ма-кулатуру! Тебе противопоказано даже на обложку смотреть!!!».
Сдала-таки Ленка свой экзамен на «отлично», оставшись недовольной собой. И снова рухнула в противоположную пищевую крайность…
А ещё была эпопея с чаями (белые, жёлтые, изумрудные, улуны, пуэ-ры, ройбосы, ханибушы, мате, лапачо и проч.), о которых тоже было про-читано много всяких противоречивых сведений, нащипанных из много-численных источников. Но однажды эти «иноземные» чаи резко Ленке надоели. Пить привычную «труху в пакетиках» она вновь не отважива-лась, поэтому решила «пересесть» на чаи из «человеческих русских тра-вок», купленных в аптеке (ромашка, шиповник и проч.). Но иногда вспоминала по настроению и про свои пуэры, которые искренне полюбила…
Пыталась Ленка «заряжать» воду. В упомянутой выше замечатель-ной книге «Жемчужины…» нашла транслитерацию чудодейственной мантры на санскрите, перевода которой никто отродясь не знавал, но утверждалось, что в ней содержится колоссальная позитивная энергетическая сила. Этой трижды прочитанной мантрой нужно было зарядить воду, прокипятив её предварительно в течение 10-15 мин и стерев так всю содержащуюся в ней накануне энергетическую информацию. А потом с наслаждением вкусить это снадобье, эту амброзию. Ленка добросовестно сделала всё по инструкции. Но как ни ждала, ничего кардинально хорошего не случилось. Опять обманули?
Были и эфирные масла. И полный отказ от «всякой химии». Под заунывность мантр Ленка курила эфирные благовония – розмарина, сосны, чайного дерева, эвкалипта, грейпфрута… Она сама делала универсальное средство для мытья всего тела, состоящего из жидкого мыла на основе мыльного корня, салициловой кислоты, глицерина, эфирных и растительных масел, жидких витаминов, отвара из разных трав… Методом проб и ошибок, периодично превращая кухню в хлев, пыталась изготавливать свою косметику из натуральных материалов. Однажды с горящими энтузиазмом глазами поделилась на работе, как в очередной раз варила себе магическое средство гигиены. Все только посмеялись, а шеф добавил: «Лен, ты у нас как шаман. Надо тебе бубен подарить». Но бубен ей так и не подарили, а Ленка уже, было, вознадеялась. Авось и эта вещица пригодится в хозяйстве!
Около года Ленка сходила с ума в своих экзистенциальных экспери-ментах. То она старательно погружалась в йогу, на приличном уровне выполняя нижнюю бакасану, шпагаты и прочие асаны, то неделями вела малоподвижный, научно-изнуряющий образ жизни, то голодала, то ела всё съедобное и несъедобное, заедая проблемы и трудности, то находила новые тропы в нирвану, то долго отсиживалась в пещерах своей депрессии…
Но написала-таки и успешно защитила кандидатскую диссертацию по филологии. Месяц после этого существовала, словно под анестезией. Как раз минул год её честного умеренного вегетарианства. И Ленка вновь сорвалась… Но не потому что была слабохарактерной, безвольной особой, а потому что всерьёз испугалась за своё здоровье. Знала за своим организмом слабость – склонность к железодефицитной анемии и гипотонии. А тут эти недуги проявились с утроенной силой. Наверное, это был тот самый «отходняк», о котором говорят все, кто прошёл мучительный научно-диссертационный путь…
И конечно, Ленка была уже не тем наивным бескомпромиссным со-зданием. Она сознательно позволяла себе слабости – отдых перед новым боем, о котором молчалось и не думалось пока, но который назревал и был неизбежен, который она предвидела своим звериным чутьём, зная своё alter ego, не существующее отдельно от перманентных бредовых идей. На майские праздники в 2015 г. отец устроил «шашлыки», приуроченные заодно к её возвращению из Калининграда. После годовалого лакто-ово-вегетарианства Ленка с наслаждением ела мясо… И радовалась, что ей не так плохо, как могло бы быть – организм ведь отвык от такого белка.
Впервые за почти три года Ленка засыпала со счастливым чувством свободы. Она не мучилась угрызениями совести и отвращением, что в её ЖКТ гниёт третьи сутки чей-то труп, она не напрягалась по тому поводу, что бы завтра съесть вместо куска мяса, она не страдала от собственной слабости и никчёмности… Так приятно было осознавать, что полон не просто её желудок, но и весь организм спокоен – он сыт. Как фанатичный любитель водных процедур и, между прочим, разной косметики по уходу за телом, она по несколько раз в день намывалась ароматными гелями, купленными в магазине в отделе «Бытовая химия», вдохновенно причитая: «Спасибо тебе, Великий Душ!!!». А потом с наслаждением натиралась пахучими кремами.
Ленка возвращалась из экспедиции. Из самой нирваны.
Но в один из этих безмятежных постэкспедиционнонирванных вечеров умиротворенная внутренней гармонией Ленка мысленно прочитала «Отче наш…», прижимая к груди своего верного плюшевого Устина, и уже была готова уснуть, как вдруг… Резко «отверзлись» её «вещие зеницы», как у пушкинской «орлицы», разрезав сумрак искрами новой сногсшибательной идеи. «Стоп! А как же эзотерика?!» – страстно выдохнула она, на ощупь, под фонариком телефона (хотя и жила одна – почему бы не включить свет?) стекая с дивана на пол и на четвереньках продвигаясь к шкафчику с книгами. «Завтра суббота, значит, ночь можно посвятить хиромантии», – прошептала она в темноту, сдувая с забытой, было, небольшой книжицы густой слой пыли. На смену йоге и вегетарианству надвигалась другая ипостась оккультизма – эпоха хиромантии. А что будет за ней? Астрология, магия, колдовство, поиски скрижалей и лакто-вегетарианство, ово-вегетарианство, пескетарианство, поллотарианство?.. Привычка ведь, вырабатываемая на протяжении месяцев, и даже лет, – сильная штука. К тому же мясо, как известно, старит организм…
Или, быть может, противоположно новый экспериментальный ви-ток, например – pole dance?
Конец мая – начало июня 2015 г.