Лбов и его команда. Глава 23. Пермская тюрьма

Владимир Голдин
          Владимир Голдин 

       Глава 23. Пермская тюрьма.

Жизнь в тюрьме, как говорится – не сахар. Но до событий в России 1907-1909 годов жизнь в тюрьмах ещё носила элементы взаимопонимания между сидельцами тюрем и администрацией. Среди самих сидельцев ещё сказывался дух дисциплины и воспитания заложенный в самой жизни сельской общины и условиями крепостного права.

Революция 1905 года и последовавшая за ней партизанская война, уже носившая элементы Гражданской войны, выдвинула тип людей, который не считался ни с существующими законами общественного порядка, ни с законами морали. Беспринципные и наглые лбовцы, вообще все представители всех партий, объединенные в движение экспроприаторов, руководствовались в своих поступках не нормами морали, а поступали соответственно устава боевых организаций, то есть они считали правым всё, то, чему их учили в школе боевиков.

Естественно на пути боевиков бесконтрольного грабежа и беспричинных убийств невинных людей встала полиция. В столкновениях противоборствующих сторон появились жертвы. Все провалы, все эмоционально неудовлетворенные разбои боевики стали списывать на представителей полиции.

Уничтожение представителей полиции, жандармерии, людей, не принимающих выходки боевиков, стало законом их жизни. Подобная жестокость со стороны боевиков по отношению к представителям власти не могла пройти бесследно. Жестокость порождает ответную жестокость. В этом противостоянии каждая из сторон имела свои слабые и сильные стороны.

Боевики уничтожали свои жертвы в открытой схватке и в скрытых нападениях. Боевики всегда обладали чувством безнаказанности. Полиции было сложней. Во-первых, преступника прежде всего, нужно было арестовать, во-вторых, доказать его вину, что не всегда удавалось. В-третьих, передать дело в суд, где принимались решения не всегда соответствующие тяжести совершенного преступления.

Полицейские не имеют права открыто применять оружие против преступников. Но они люди, со всеми достоинствами и недостатками своего характера. Люди, которые обладают чувством гордости и мести за нанесенные оскорбления их достоинству. И эту месть, скрыто, они стали вымещать в местах лишения свободы для боевиков.

Решительное подавление властями движения экспроприаторов способствовало переполнению всех мест заключения Пермской губернии. В этой тюремной тесноте и эмоционально перегруженной чувством неприязни сторон стали возникать сложнейшие психологические ситуации.

Беспринципная вольница и наглость боевиков получила отпор и первой выступила с жалобами о нарушении режима тюремного содержания и произвола со стороны представителей власти, забыв при этом о своих противоправных «подвигах».

Плоха та власть, которая не умеет защитить себя от нападок активного и агрессивного меньшинства.

Законы, направленные на защиту власти возникают не на пустом месте, они рождаются на определенных этапах развития общества и отражают политическую ситуацию возникшего момента.

Таким законом, направленным на защиту общественного спокойствия Российского государства стало «Положение усиленной (чрезвычайной) охраны», объявляемое при чрезвычайных ситуациях и гражданских волнениях. Это Положение было принято сразу после убийства царя Александра II, в 1881 году.

При объявлении положения усиленной (чрезвычайной) охраны возрастали полномочия государственной власти для борьбы с революционным движением. «Положение» давало право местным полицейским и жандармским управлениям производить аресты на срок до 7 дней и обыски в отношении лиц, подозреваемых в государственных преступлениях, без судебной санкции.

Особенно часто объявление местностей на исключительном положении использовалось в период революции 1905-1909 годов. К 1 августа 1906 года из 87 губерний и областей России 40 состояло на военном положении, 27 на положении чрезвычайной охраны и 15 на положении усиленной охраны. Подобные статьи «Положения» были введены в отдельных уездах Пермской губернии.

Ведение в практику «Положения» в пределах Пермской губернии привело к упрощению процесса обысков и арестов в квартирах подозреваемых лиц, к более быстрому подавлению крамолы и перенаселению мест заключения.

Здание, как пересылочная тюрьма в Перми, было построено в 1871 году. Впоследствии пересылочный замок был переименован в Исправительное арестантское отделение. Это здание в качестве тюрьмы просуществовало в городе Перми до средины XX столетия, а затем было реконструировано и приспособлено под театр кукол.

В рассматриваемый период времени Пермская тюрьма трижды привлекала к себе внимание городской общественности.

Первый раз сразу после двух провальных экспроприаций организованных Яковом Свердловым. Клавдия Кирсанова, которая специализировалась на пропагандистской работе среди солдат, путем женского обаяния и всевозможных посулов, уговорила некоторых солдат из караула тюрьмы поспособствовать побегу из заключения ряда арестантов.

Группа Лбова открыла огонь по зданию тюрьмы с целью отвлечь внимание внутренней охраны от готовившегося побега. Кажется, всё шло по задуманному плану. Но в дело вмешался его величество случай. Дежурный по тюрьме уголовник заметил нестандартные движения среди арестантов и поднял тревогу. Боевики были схвачены и избиты, среди них Трофимов и Глухих. Побег провалился. Но уголовник, поднявший тревогу в тюрьме, был на следующий день зарезан ножом другими уголовниками.

Клавдия Новгородцева, как видно из перехваченной надзирателями записки, информировала Свердлова о произошедшем факте: «Попытка побега из Пермской тюрьмы провалилась. Доносчик убит в самой конторе, убит и похоронен торжественно, на кресте венок с надписью «за спасение тюремной администрации».

Каждый, кто попадает в места заключения, тайно вынашивает мысль о свободе. Получить свободу можно двумя способами: доказать свою невиновность во время следствия, или на суде, или совершить побег. История тюрем заполнена примерами о попытках побега. Попытки побега были, свершаются в настоящее время, и будут свершаться в будущем. Арестанты из группы Лбова не были исключением в общем, ряду попыток свершения побегов из тюремного заключения.

26 мая 1908 года, утром, группа заключенных уголовников и экспроприаторов совершила неудачную попытку побега из Пермской тюрьмы. Лбовцы: Почетаев, Фокин, Селивановский, Салов, Попов, Александров, Демидов, Рожков, сидевшие в одной камере, спланировали побег из тюрьмы через больничный двор.

После утреннего медицинского осмотра надзиратель Кривенко приказал покинуть помещение тюремной больницы. Но группа заключенных вместо того, чтобы выполнить приказ надзирателя набросилась на него с железными прутьями, выдернутых из тюремных кроватей с целью отобрать у надзирателя оружие.

На больничном дворе тюрьмы раздались крики и выстрелы. На помощь надзирателю выскочили из конторы начальник тюрьмы, офицеры и солдаты охраны. Стычка была короткой и кровавой.

В результате жесткого столкновения были убиты два надзирателя и один тяжело ранен. Со стороны боевиков погибли: Демидов, Рожков, Александров и Попов.

Последовавший после этого боя суд приговорил: Фокина и Салова к смертной казни, Почетаева к десяти годам каторги, Селивановского к восьми годам, получили наказание и другие участник этой схватки.

После этого события проверка Пермской тюрьмы показала, что оружие охраны неудовлетворительное. Из 27 револьверов, четыре оказались неисправными, из 130 патронов при выстреле – 30 дали осечку. Но даже при таком качестве некоторые надзиратели не умели обращаться с оружием.

В начале двадцатого столетия каждая из перечисленных Пермских губернских тюрем имела право производить в исполнение на своей территории приговор смертной казни.
Каждая такая казнь равнодушно освещалась в газетах. Особенно частыми такие казни и сообщения в газетах были осенью 1907 года.

Газеты сообщали имена и отчества казненных экспроприаторов. Например, читаем: «15 октября в Перми приведен с исполнение приговор временным военным судом над Григорием Алексеевым Шиловым, Иваном Ивановичем Верещагиным, Павлом Ивановичем Порываевым, Михаилом Федоровичем Сергеевым – через повешение». На завтра новое сообщение «Там же приведен в исполнение приговор над Ипполитом Яковлевичем Фокиным, Траквилином Петровичем Казимировым (он же Белоногов) – повешены». Через день опять сообщают. «18 октября в Перми приведен в исполнение приговор над мастеровым Степаном Степановичем Безгодовым, Петром Никандровичем Чудиновым, Александром Федоровичем Бубновым».

За каждым именем стояла жизнь, потерянная для кого? для чего? зачем? Чего эти люди добивались и чего достигли, отдав свою жизнь?

Людей всегда интересовало психологическое состояние человека в шаге перед казнью. Такую информацию о внешнем поведении человека  дал Николай Черданцев, сам, находящийся в тюрьме, среди приговоренных к смерти.

«Как живут смертники в ожидании последнего часа. Сделали подобие карт и дуются по целым часам. Играют в особую игру, отмечают на бумаге фигуры крестами. Рассказывают анекдоты и хохочут. От жизни отрешились, то есть до суда решили – виселицы не обойти Отчуждение от жизни так велико, что когда они узнали, как ими интересуются в тюрьме единомышленники, им это очень не понравилось. Вероятно потому, что возвращали к мысли о жизни, от которой они отвыкли. От жизни их отделяла только решетка между секретными камерами и общим отделением коридором каторжного отделения. Стоит только выйти из-за решетки, и надежда на жизнь открывается вновь. Эта решетка откроется для бедных юношей лишь в час их смерти».

Это были юноши с Режевского завода, принадлежавшие к Лбовской организации. Трое из них: Лысов (он же Четвериков), Круглов и Сергеев были приговорены к смертной казни за попытку ограбления заводской кассы с тройным убийством. Но Сергеев, вообще не принадлежал, ни к какой организации, его просто попросили поучаствовать. Такая необдуманность в поступке привела его к смерти через повешение.

Но отдельные боевики боролись за свою жизнь до конца. В одной камере смертников сидели в ожидании приведения приговора в исполнение: «Сибиряк», «Уралец», «Сорока», Александров и ещё один неизвестный. Накануне казни их проверили. Они все были закованы в ручные кандалы. Но когда представители тюрьмы и все кому положено быть при объявлении окончательного приговора и приведении его в исполнение. «Сибиряк» набросился на них, поскольку на его руках не оказалось кандалов. Первоначально представители тюрьмы растерялись от неожиданности, но подоспевшие из охраны ингуши изрубили приговоренных к смерти. «Сибиряк» был убит прямо в камере, у «Уральца» перерубили шею, остальных избили. Но, тем не менее, казнь через повешение была проведена.

Перед администрацией Пермской тюрьмы остро встала проблема подготовки кадров к незапланированным ситуациям.

Проблема содержания политических заключенных вообще встала остро не только перед Пермской губернией, она встала перед всей Россией после событий 1907-1909 годов.
Правительство Российской империи решило эту проблему своеобразно, создав для политических заключенных Централы – тюремные центры. Наиболее известные из них: Владимирский, Александровский, Тобольский, Илецкий, Рижский, Николаевский, Орловский и другие. В этих централах пришлось побывать многим  революционерам не раз и не два.

В обществе зародилась новая поговорка «Кому тюрьма, кому мать родна».