Инспекция

Галина Демакова
  Мама работала на метеостанции. Метеорологи наблюдали за погодой-ветром, облаками, температурой, осадками, составляли телеграммы, отправляли в Куйбышев.Там использовали эти данные для составления маршрутов самолетов.А у метеостанции были свои посты, где измеряли только количество выпавших осадков, состояние посевов, промерзание почвы.Маме надо было контролировать работу этих постов.Вот за этим мы с ней отправились в Сернур, районный центр. Транспорта никакого не было, пришлось идти пешком.

 Рано утром мы вышли с мамой из дома.Было прохладно, солнце еще не взошло,но на востоке уже вовсю разгоралась заря. День обещал быть ясным, солнечным,а нам предстоит пройти 28 километров.Шли мы бодро по деревенским дорогам, по полям, где колосились хлеба. Вот уже зазолотились верхушки деревьев. Поют птицы.Идти весело. Все ново, незнакомо. На небе нет ни одного облачка. Солнце уже поднимается. И такая ширь открывается вокруг, что кругом идет голова, и хочется кричать, петь от восторга.

 Идем мы с мамой не быстро, переговариваемся, пока очень бодрые. В небе поют жаворонки, появляются первые облака

  Но постепенно становится жарко. Очень хочется пить,но мы пьем понемногу, вернее только полощем горло. Уже проголодались, решили перекусить.Примостились прямо у дороги под деревом.Впереди по другую сторону дороги сидел дедушка.Мы вытащили свою нехитрую снедь и стали закусывать: яички, огурцы, хлеб.Мама послала меня отнести еды дедушке.Он принял все с благодарностью и тоже стал есть.У нас осталось еще немножко хлеба, мама решила отдать его дедушке-в Сернуре поедим в столовой. Так и сделали.

 Идти стало труднее, я уже устала.А тут прошли мы по деревне, конец улицы которой упирался прямо в небо.Вот такая была гора. Мы остановились у подножия этой улицы - горы. По обеим сторонам дороги дома, они тоже поднимаются круто вверх. Чтобы увидеть конец улицы, надо сильно задрать голову. Сразу увидишь  домики  и над ними облака на небе.Подниматься вверх очень трудно.А когда поднимешься- прекрасный вид, повсюду расстилаются поля с перелесками, оглянешься назад-настоящий овраг, только с домами.( Потом мне часто это место снилось . А совсем недавно я ехала в город через Сернур. Проезжали по этой деревне. Прошло более 60 лет, но ничего не изменилось, как была улица - гора, так и осталась).

Наконец-то Сернур!Я очень устала, хочу есть. Мы сразу в столовую. Народу там было  уже  немного. Но...Оказалось, что хлеба в столовой нет. Есть первое, второе, третье, но хлеба нет.Мы с мамой взяли суп и кашу, все съели без хлеба и пошли на метеопост. Там нас встретили хорошо, но комнатка маленькая, много ребятишек, все бегают, кричат. Мама занялась сразу серьезными разговорами, а я ушла спать в чулан.Было темно, но я даже не боялась, сразу уснула и  проспала до утра.

 Утро опять было солнечное, ясное.Нас накормили. Мама заканчивала проверку, а я слонялась без дела во дворе.

Но вот мы можем ехать на следующий пост недалеко от Токтай - Беляка.Теперь мы уже ехали на автобусе  по шоссе, но до Токтай -Беляка надо было еще идти полем. Пришли в сумерки.У мамы здесь жили две тети( моей бабушки  сестры).Мы быстро нашли их дом.Подошли к дому и видим- тетя Катя берет воду из колодца.Мама отошла и спряталась, а меня послала к тете Кате попроситься ночевать.Я подошла и говорю:"Тетенька, пустите нас с мамой переночевать", А она;"Попроситесь в другом месте, у нас негде".Потом внимательно посмотрела на меня и спрашивает:"Галя, ты?"(это она выключила "Калинку-малинку"). Тут и мама подошла. Начались оханья да аханья.Сразу же пошли в дом, там была тетя Саня. Она совсем слепая.Осмотрела руками меня, маму.Показали нам дом. Он был очень большой(или таким мне показался). Большие сени, чуланы. Тетя Катя занималась пчелами. Везде стояли рамки,соты, дымари, центрифуга.Накормили меня медом до отвала.Столько новых впечатлений, да и второй день в пути, я опять не заметила, как заснула.

 А наутро снова в дорогу на новый пост. И опять пешком.У меня уже не было так радостно на душе - я очень устала и хотела домой.Мама снова вела проверку, а я сидела на крылечке и смотрела на большую собаку, привязанную на цепь.Так мы сидели долго, смотрели друг на друга, но не проявляли никакого интереса  ни к чему. Меня приглашали есть, но я не хотела.Тогда хозяйка вынесла мне поллитровую банку сметаны и хлеба - хочешь - ешь с хлебом, хочешь- без хлеба.Вот это сметана! Никогда в жизни такой сметаны не ела!Она густая, ложка стоит, и вкусная.Я всю банку не осилила, но вкус сметаны запомнила на всю жизнь.

  Мама закончила дела, мы пошли домой.Опять красивейшие места. Дорога шла на возвышенность, как поднимешься, все очень далеко видно: поля с поспевающей рожью, деревни, перелески, водоемы.Небо высокое-высокое, синее-синее и белые-белые облака.Яркое солнце заливало все вокруг.И опять в небе жаворонки и их песни.

  Мы шли по полям, по тропинкам, в деревни не заходили. Вдруг увидели, что за нами еще далеко идет какой-то мужчина.Мы немного испугались, когда он приблизился к нам. Пошли быстрее,и он пошел быстрее, мы попридержали шаг, он тоже.Нам уже стало совсем страшно. Мы   свернули в деревню, пошли по улице- все не так страшно.Мужчина догнал нас, не глядя обогнал и пошел дальше.Мы даже расхохотались - у страха глаза велики.

 И вот вдали показались макушки церкви, а там и дома. и весь Торъял, в зелени, в солнечном свете. Сил у нас прибавилось и мы пошли еще быстрее. Наконец-то  мы дома! Сколько в гостях ни  хорошо, а дома лучше!