Китайцам повезло - начали с голодухи

Юрий Тарасов-Тим Пэ
    
    
     Некто Михаил Слободин в Живом Журнале написал интересное:
     «Это не кризис, ребята, – это другая реальность…И если каждый не расстанется с мифами о самом себе и окружающем мире — то жди беды…
     …мы считаем, что это мы сами все заработали, но это в значительной мере лишь результат удачной конъюнктуры…
     …мы за эти годы серьезно потеряли адекватность восприятия того, кто мы на самом деле».
     Сильно сказано, и почти в точку сказанное попадает.
     Есть большой мыльный пузырь и в том числе нашего повального самомнения. "Бизнесмены"! Великие и способные! Предприниматели!  Мать их... С них можно разборки начинать.
     Молодая особа торгует тряпками. Едет в Европу отдыхать, сто тысяч берёт ( на всё – и на отдых, и на покупку тряпок), приезжает через десять дней отдохнувшая домой с тряпками, в своей лавке продаёт: чистыми выходит 300 тысяч  рублей. Девушка перетрудилась – опять едет отдыхать. Немецкому бизнесмену о таком «каторжном» труде стоит рассказать... Ну, а я смертный, глядя на эту "талантливую" бабу, талант которой – жадность в сочетании с перманентным отдыхом и высокое самомнение, что «достойна» … Раве буду я  надрываться, глядя на неё, ради заработка на похлёбку и оплату ЖКХ? Я тоже привык, чтобы с неба само в рот валилось, тоже пытаюсь встроиться в пищевую цепочку поближе к нефтяному фонтану согласно потребности.
     Вся наша экономика – это способ делёжки нефтедолларов. Где бы мы ни работали, что бы ни делали, какое бы высокое о себе ни думали, мы просто делим...
     Да, у нас самомнение. Мы все хорошие, мы талантливые – такая наша самооценка – и в добавок к этим шикарным качествам ещё вооружены компьютерами. Знаем и «ворд», и «эксел». И этим тоже гордимся. В социальных сетях сидим в рабочее время... Как дикари в Океании, которым колониалисты дали ножницы для стрижки декоративных кустов, а они решили… У них тоже гордость проснулась  и самомнение. Они решили, что ножницы им даровали европейские гости, чтобы они, лучшие люди мира, коренные жители Океании, могли  качественно и по-новому отрезать головы во время охоты за именами. Мы дальше продвинулись, мы по-своему уже гуманные – мы играем в компьютерные игры, охотимся за головами только в играх и гордимся, что европейцы. Пишем служебные записки и письма в «ворде», считаем свою зарплату в «экселе». У нас есть прекрасный инструмент – компьютер.
     Если человек взял скальпель – это не значит, что он хирург. Если в медицине ничего не знает и не умеет, в лучшем случае будет резать хлеб и колбасу... Но мы гордимся, что у нас есть и «скальпель», и «гаджеты».
     В девяностые годы нас кто-то заманил в капкан. Чтобы не вернулись в проклятый социализм. Рассказали нам , какие мы хорошие, показали на нашем же примере, как можем богато жить. А теперь умный «кто-то», тот охотник за нашими душами, воткнул нас  в суровую действительность, как мордой в батарею – чтобы, наконец, поняли, что халявную нефтяную наживку мы докушали, осталась крепкая несъедобная ловушка и обратного хода нет.
     При социализме хоть что-то ( худо или хорошо) создавали – не бабло из воздуха, а реальные вещи. Умели делать не только примитивное. Даже в мелких ремонтных мастерских работали приличные технические специалисты – не просто торгаши, как сейчас. Они умели ремонтировать любую сложную технику. Теперь весь сервис построен на торговле. Ремонтом занимаются в большей степени коммерсанты, чем технические специалисты. Сервис – это прогрессивное новообразование а-ля Европа, и в "сервисе" нам говорят: «Ага. Сломался винтик? Ничего страшного. Закажем вам импортную запчастину за пять тысяч, там есть и винтик,  это, конечно, половина вашего велосипеда, отдельно винтиков таких у нас нет, сами не сделаем».
     В аптеке – раньше там работали образованные специалисты, теперь – родственники хозяев, хорошие знакомые или просто сексапильные девицы: кроме умения показать ноги, они умеют считать деньги калькулятором, а информацию о препаратах узнают вместе с вами, прочитывая этикетки…
     Телевизоры делали, автомобили, трактора, станки, холодильники... Холодильники для своего времени были лучшие в мире по долговечности и надёжности. Кинескопы покупали у нас итальянцы и англичане – в своё время… В электронике были вторыми после США, потом третьими – после Японии…Обувь ещё халтурно делали, и многое другое.
     Сможем ли теперь сделать хоть что-то «импорто-замещающее» – хотя бы так же «халтурно», как  уже делали , пока гайдаровские макро экономисты не уничтожили то самое «замещение» и хорошее и халтурное.
     Мы, шестидесяти летние, ещё можем попытаться. Мы готовы работать и за пятнадцать тысяч, которые заслуживаем. Нас не берут! «О-о! «Solid Works» вы знаете! О-о! И – «Компас»! Станки проектировали! О-о! Нет, не надо! Вам шестьдесят! Станки мы купим, а заборы проектировать возьмём молодого парнишку. Солидворксу, если понадобится,обучим».
     Берут молодёжь, берут тех, кто ещё ничего не умеет, потому что уметь особо ничего не надо для примитивных побегушек. Работодателю нужна пустая ходячая бутылка с дипломом, в которую можно налить всё, что пожелает работодатель: и слепое послушание, и демократические европейские ценности, и европейские инструкции, чтобы начинающий "спец" строго их соблюдал и самолично вследствие гордыни чего не изобрёл. Этого достаточно для  делёжки нефтедолларов в общероссийском масштабе согласно задумке макро экономистов.
     А теперь, когда нефть в цене упала, как делить будем и что?
     Молодые уже артачатся! Им тридцать тысяч – мало. Это ведь меньше 500 долларов!
     Мы, вымирающие, ещё согласимся и за десять тысяч... Молодёжь за эти гроши вряд ли   станет себя утруждать и вряд ли  скоро оценит истинный смысл слов «профессия» и «работа». Пока с голода не опухнут, пока не забудут ругательное слово «тазик» применительно к отечественному автомобилю, которого сами не стоят, будут думать, что они профессионалы, потому как с «гаджетами» на ты.
     И «замещения» не будет, если предприниматель не поймёт, что цель его предприятия – не только получение прибыли. Когда закончится раздача нефтедолларов сверху вниз по пищевой цепочке, возможно, прозреет.
     Китайцам повезло. Они сразу начинали с голодухи.
     У нас в стране, наконец, появились хорошие перспективы, как утверждают экономисты…
     «Каменный век закончился не потому что закончились камни… Точно так же можно сказать, что век нефти уже закончился», – поспешил недавно прикрыться чужими словами мудрейший Герман Греф, один из активных строителей гайдаровской макро экономики, убившей то самое «замещение», о котором  он теперь  мечтает, к инвестированию в которое якобы «давно призывал». Но кто самому банкиру мешал инвестировать, он не сказал... И какие эскулапы прописывали нам сырьевой рыночный дауншифтинг с девяностых годов, об этом тоже скромно умолчал.