Зверьё

Дмитрий Мактаз
Внезапно пришедшая весна щедро одарила теплом и солнцем деревню, и раскрасила ее сочными и свежими красками. Весна всегда была моим любимым временем года. Тогда, когда я, как змея, сбрасывал старую потускневшую кожу. Весной я дышал полной грудью и расправлял крылья.

Опьяненный новыми планами и перспективами, я рвался в бой. Сейчас, оглядываясь на список необходимых дел, я бы задумался, но тогда вера в свои силы была сильна и непоколебима. Димон - технический директор деревенского проекта - составил перечень первостепенных задач страниц на двадцать. Я лишь усмехнулся и закатал рукава.

Мне все виделось в пасторальных тонах: птичий двор - бесперебойный поставщик яиц и нежного куриного мяса; милые козочки, дающие молоко, мирно пасущиеся на тучных пастбищах в компании флегматичных овец; парочка свинок, тихо посапывающих в сарае; и любовно возделанный огород - источник экологических овощей. Все казалось реальным, но нужно было с чего-то начинать. Начали мы с цыплят...

Теплым апрельским вечером мы с Димоном курили на крыльце, отдыхая после трудов праведных, когда к калитке моего дома подкатила вишневая «четверка». Из машины вылез крепыш в кожаной кепке и потрепанной черной курточке, и радостно блеснул фиксами в нашу сторону. Малый расправил затекшие плечи, повертел шеей, похрустел шейными позвонками и неспешно двинулся к нам.

- Мужики, здорово! Я вас ищу, а вы тут сидите, — прокуренным голосом произнес он.
Мы продолжали молчать, с любопытством разглядывая персонажа.

- Ну, вы че, в натуре, местные? - продолжил он «наводить мосты» - Никого не могу найти, а вы тут затихарились. Я товар привез, а никого нету. Я  -Витя с птицефермы, меня все знают.

- Чем обязаны? — поинтересовался я у Вити.

- Я с птицефермы, — повторил Витя. - Цыплят привез. Брать будете? - и он махнул рукой в сторону машины.

Мы с Димоном оживились - тема была интересна, - и двинулись вслед за Витей к транспорту. Всем известный работник птицефермы распахнул багажник машины, и нашему взору предстали картонные коробки, забитые вопящими желтыми цыплятами.  Мы практически сразу оглохли.

Витя сказал, что каждый сезон привозит выбраковку с птицефабрики. Это - кроссовая порода кур, но конкретно эти цыплята не прошли отбор.

Добросердечие Вити и его коллег не позволило бросить отбракованных цыплят на убой, потому и решено было дать им шанс обрести вторую жизнь у заботливых жителей деревень. Заодно и подзаработать денежку на продаже породистых цыплят. Чего добру пропадать? И отчетность на фабрике в порядке, и люди довольны.

Мы прониклись судьбой цыплят, и перешли к обсуждению финансовой стороны вопроса. Наличности было немного, потому что к моменту появления ушлого продавца мы изрядно потратились на стройматериалы. Тем не менее, решено было не скупиться, поэтому мы купили аж пятьдесят цыплят. Витя рассыпался в благодарностях, быстро ретировался в машину и покинул счастливых обладателей полусотни будущих породистых кур.

Мы соорудили закрытый вольер для цыплят и будущего яичного Клондайка и занялись строительными делами. Димон заботливо, как курица-наседка выхаживал птичью ораву. Первые сомнения возникли через неделю, когда ко мне заглянула соседка - познакомиться с новыми жильцами. Увидев во дворе птичью вольницу, соседка поинтересовалась, не заезжал ли к нам Витя с птицефермы. Я подтвердил ее предположение и с отцовской гордостью осмотрел цыплят, деловито шастающих по двору. Соседка сочувственно покачала головой и сказала, что выбраковка на птицефабрике - это обычно петухи.

Мы еще не могли отличить маленького петушка от курочки, и, хотя, зерно сомнения, посеянное соседкой, уже начало расти, чувство гордости от обладания птицефермой победило. Увы, соседка была права. Почти все подросшие цыплята оказались петушками.

Из сорока двух птенцов только три были курочками. Так я обзавелся оголтелой стаей слегка одомашненных петухов, а заодно и кучей проблем. Мои птахи  занимались разбоем и мародерством. За несколько месяцев пернатые парни вымахали до нормальных размеров и разбились на несколько враждующих банд. К тому моменту мы с Димоном уже могли идентифицировать основные группировки и дали им названия «Охотники», «Огородники» и «Отморозки».

«Охотники», как и полагается, охотились группами-тройками на все, что двигалось, и было меньше их ростом. За время петушиного царствования с участка исчезли все кроты и мыши.  Несмотря на нашествие мышей в тот год, у меня их было куда меньше, чем у соседей. И ни одной мышке не удавалось безнаказанно пересечь двор. «Охотники» были самой обособленной группировкой, не смешивались с другими петухами и были в контрах с «Отморозками». Каждодневные драки у кормушки превратились в утреннею разминку.

Группировка «Отморозков» состояла из семи особей. Они специализировалась на отъеме добычи у более слабых собратьев из других групп. Отморозки быстро превратились в наглую и кровожадную банду с задатками каннибалов. Резкий козел Ибрагимыч, входящий в силу молодецкую, рядом с ними казался агнцем божьим.

Слабаков «отморозки» тоже не жаловали. Стоило одному захромать или приболеть, его приходилось срочно резать, иначе забьют, заклюют в тот же день. Но подлинной страстью «Отморозков» были лягушки, за которыми они любили охотится с самозабвением идиотов. «Охотники» пренебрегали охотой на земноводных, предпочитая питаться  теплокровной добычей и с недоумением смотрели на «Отморозков», гоняющих по полю очередную лягушку.

Однажды пристрастие «Отморозков» к лягушкам столкнула их с конкурентом.  Аист прилетел под вечер и беззаботно расхаживал по скошенному полю в поисках лягушек. Он опешил, когда был атакован наглой компашкой петухов и почел за благо ретироваться. Поле боя осталось за «Отморозками» и патрулировалось ими неделю. Периодически петухи устраивали бои с налетающим семейством аистов.

Группа «Огородники» - самая многочисленная, - очень любила соседские огороды, ходила туда, как на работу без перерыва на обед и выходные, что совсем не улучшило мои взаимоотношения с соседями. Попытки травить собаками «Огородников» ни к чему не привели, зато помогли петушкам выработать определенную тактику. Пока собака гоняется за двумя-тремя нарушителями, две другие группы заходят на охраняемый огород с флангов. Никакая подкормка зерном не могла удержать «Огородников» в пределах родного двора: этим ребятам требовался простор распаханных полей, а не сытая кормежка. Огородники не ладили с «Охотниками», но вполне уживались с «Отморозками», под охраной которых частенько ходили по огородам.

Ситуация становилась критической и требовала решения. Пришлось сокращать петушиную популяцию, усиленно подъедая слабых и раненых. Следующим пунктом стала операция «Стена» - латание дыр в собственном заборе и попытка ограничить зону влияние пернатых  бандитов. Через три дня результаты работы были одобрены большинством петушиных голосов. Группировка «Охотники» выбрала участок свежевозведенной стены, как новое место дислокации. Они легко взлетали на забор и чувством превосходства наблюдали за суетой «Огородников» и «Отморозков».

Петушиная стая, несколько поредевшая в результате естественного отбора, сумела пережить зиму. Великое строительство курятника не состоялось, и птичья братия ютилась поначалу на улице. Зима быстро внесла коррективы: почти все петушиное общество как-то незаметно перебазировалось к баранам, как к самым миролюбивым.

С крещенскими морозами пришла и неожиданная напасть: в зимнем небе появился ястреб. Описав пару кругов над деревней, он засек группу замерзающих петухов. Птицы почему-то предпочитали кучковаться на заборе, сбившись в тесную группу.  Это были «Отморозки»: они недолюбливали закрытые помещения и проводили все время на улице. Холод ослабил их бдительность и агрессивность, чем ястреб и воспользовался. Первого петуха я нашел вечером со следами лоботомии. Голова была расклевана, а хладный труп петуха уже деловито обследовали собратья.

Со вторым петухом дело прошло не так гладко, как рассчитывал пернатый гангстер. Утром я засек его, нарезавшего круги над моим участком, и, как оказалось, петухи тоже заметили ястреба. Я переместился во двор и засел в засаде с пневматической винтовкой. Не то чтобы пневматика могла навредить хищной птице, но вспугнула бы точно. Как я ни готовился, но момент атаки прозевал.

Он вынырнул снизу, из-за угла сарая и снял петуха с забора у меня на глазах. Я только рот открыл, как жертва издала придушенный всхлип, а ястреб потерял высоту и потащил петуха по земле с наружной стороны забора. Время спрессовалось.
Потрясая ружьишком, я с воплем бросился к калитке, горя желанием настичь и покарать мерзавца. Друзья и товарищи пострадавшего петуха резво снялись с насеста и синхронно бросились за забор. Рада забилась в истерике; овцы и коза Наташа, стоявшие от меня по другую сторону забора, почуяли недоброе и дружно ломанулись в сарай, кратчайший путь в который проходил через калитку.

Под какофонию блеяния, воплей, кудахтанья я столкнулся с испуганными овцами аккурат в проеме, где и почувствовал превосходство грубой силы над интеллектом. Овцы сбили меня с ног и проскакали по павшему хозяину, коза Наташа грациозно перемахнула через мое тело и неторопливо засеменила по двору.

Проклиная все на свете, я вырвался из калитки и увидел петухов, атакующих чертова ястреба. Расправив крылья, он стоял на жертве и шипел в сторону наглецов, те же окружили его, не испытывая и тени страха, и пытались достать клювами. Хищник не выдержал организованной атаки от потенциальных жертв и моего появления, потому и почел за благо унести ноги от греха подальше. Больше он не прилетал.

Пережив нападения ястреба и последующую контратаку на него самого группой «Отморозков», петушиная братия в сильно сокращенном составе прожила почти год. За это время они сумели посеять ужас и панику в округе, пока не были съедены моим семейством. Живыми из этого эксперимента вышел матерый петух из рода «Охотников» и маленькая курочка по кличке Стеша. Я решил, что это справедливый финал нечаянного петушиного проекта «Остаться в живых».

Через месяц после начала петушиной эпопеи у меня появились полугодовалые козочка Наташа и козлик, урожденный Остап Ибрагимович, но за козлиный характер разжалован в Ибрагимыча, а позднее - в Ибра. Наташа была девушкой капризной и своенравной, с белоснежной шерсткой и смазливой мордочкой хомячка.

Козочка очень любила внимание и не терпела конкуренции. Всегда подходила первая к человеку и выразительно запрокидывала голову, требуя почесать ей горло. При этом отличалась исключительной вредностью и злопамятностью, «обидчиков» помнила в лицо и при первой возможности пускала в ход острые рожки или копыта. Воинствующих петухов Наташа, с одной стороны, надменно игнорировала, с другой - никогда не упускала возможности наступить на кого-нибудь из них. Петухи, в свою очередь, держались от нее подальше и никогда не заходили в сарай. Удивительно, но козла Ибрагимыча Наташа не любила и бодалась с ним по поводу и без повода. Долго противостояла его наскокам, но, в конце концов, природа взяла своё  и козочка дала согласие...

Кавалера Ибрагимыча можно охарактеризовать ёмким словом «козёл»! Причем козёл во всех отношениях. Наглый, жадный, драчливый и похотливый. Бедную Наташу доставал приставаниями при любой удобной возможности. Стоило увести козу с глаз долой, как Ибра впадал в истерику и орал благим матом тонким голоском, никак не вяжущимся с его грозным обликом.

Ибрагимыч на практике воплощал поговорку: без люлей, как без пряников. Пожалуй, это был единственный способ общения, который он воспринимал всерьез и с должным вниманием. С ним можно было говорить, и он готов был есть с рук, но стоило ему почуять слабину, тут же пытался атаковать или сделать вид, что атакует.

Почти одновременно с козлиной парой у меня появились любимцы — бараны.  Мы с Димоном поехали на частную овчарню и выбрали эту парочку. Они были совсем молодыми, и после стрижки производили впечатления «бухенвальдских крепышей». Тощие создания на длинных и тонких ножках выглядели откровенными доходягами и никак не производили впечатления патриарха отары.

Дома я привязал их, чтобы не сбежали. Старая альпинистская веревка на худых шеях смотрелась тяжелой якорной цепью, таскать которую барашкам было невмоготу. Овца и баран были наречены Зухрой и Тахиром,  Своеобразный реверанс в сторону водителя-узбека, терпеливо катавшего нас с Димоном по городам и весям.

Эта парочка сразу пришлась мне по душе, что вызвало жгучую ревность козы Наташи. Наташа возненавидела пришельцев и гнобила их каждый день, гоняя на веревке, как цирковых пони на корде. Чтобы оградить барашков от посягательств вредной козы, я решил выпасать их без привязи. Они старались держаться от нее подальше, как и петушки, которые сдружились с баранами и зимовали в их сарае. Но вольный выпас баранов породил другие проблемы. В одно прекрасное утро они исчезли...

Первую половину дня бараны любили проводить в маленьком саду на участке, пока Наташа с важным видом бродила по полю. В то злополучное утро я выгнал их из сарая, они двинулись в сад и разлеглись там под деревьями. Наташа не пошла на поле, а лениво бродила по двору, пощипывая травку. Я же не почуял подвоха и пошел пить кофе и тормошить Димона. Через полчаса мы заглянули в сад и обнаружили там Наташу. Баранов в саду не было. Димон уверенно заявил, что бараны спрятались в высокую траву от Наташи.

Все бы ничего, но смущал тот факт, что высокая трава находилась в сотне метров от участка, и ее было много. Вечером бараны не вернулись. Не вернулись они и на следующий день, и через две недели. Было организовано несколько поисковых экспедиций, но они были безуспешны. Я почти смирился с пропажей баранов и озлобился на Наташу.

 Из-за завала на работе я несколько недель не ездил в деревню. И вот как-то утром мне звонит Димон и шепотом сообщает, что Зухра и Тахир спокойно стоят себе в саду.

- В смысле: в саду? — обалдел я.

- В прямом смысле, стоят там, откуда исчезли, — продолжал шептать Димон, наверное, боясь вспугнуть исчезающих баранов. - Утром я выгонял козу с козлом, и их там не было, а сейчас они здесь.

- Димонище, закрывай ворота и не дай им исчезнуть снова, — невольно переключившись на шепот, скомандовал я.

Димон первым делом подманил к себе Наташу и привязал ее на веревку, а затем пошел перекрывать возможные пути отхода найденышам. Часа два потребовалось, чтобы загнать парочку в сарай и закрыть их там от греха подальше. Я же, забросив все дела, рванул в деревню. В тот день мы ликовали и восхваляли чудесное возвращение блудных баранов.

Праздник был слегка подпорчен, когда к нам пришла моя соседка бабушка Нина и заявила, что мои чертовы бараны чуть не довели ее до инфаркта. Оказалось, что Тахир и Зухра, изгнанные вредной Наташей из сада, не стали далеко убегать, а зашли на соседний участок и залегли в высокой траве. Но поскольку это участок был буквально у меня под носом, то именно его я и не проинспектировал. А порядком округлившиеся бараны спокойно провели целый месяц на участке у бабы Нины, пока она не споткнулась об них. Вставшие на ноги бараны бодро рванули домой, где их и обнаружил Димон.

После недолгих обсуждений я решил усилить баранью команду одной или двумя овцами, и таким образом получить численный перевес над козлиным альянсом. Задумано — сделано, мы еще раз съездили в овчарню и выбрали суягодную овцу.  Нового члена бараньей семьи я окрестил Фатимой, и она явно пришлась ко двору. Тахир запал на новенькую и глаз с нее не спускал.

Фатима оказалась хитрющей взрослой теткой. Всё видела, всё знает. Так, баран на привязи, - можно не заморачиваться раньше времени, можно конечно, пихнуть его кормушки, но, главное, - быстро убраться, чтобы не получить в ответ. А так можно и задницей у Тахира перед носом покрутить, так тот вообще размякнет сразу.

Подруга молодая и лоховатая, а, главное, совсем безобидная, и ходит все время рядом как привязанная. Не беда, главное, чтобы есть не мешала. Хозяин выносит днем хлеб, ага, значит, как только хозяин появится у забора, нужно подскочить первой, пока не началось. Началось? А я не заметила? Вперед! Козёл уже здесь и  под ногами путается? Да не смешите меня! Его можно смело толкнуть и быстро отбежать, пока не получила в ответ. А вот вредная стерва коза, ее надо опасаться, она боднет сразу и неожиданно, как только близко подойдешь. Ну чо, жить тут можно!

Ходила Фатима все время парой с Зухрой, но на разведку высылала подружку. Стоило мне забыть закрыть калитку, чтобы во двор не ходили, Фатима подталкивала Зухру вперед, но сама шла последней. Единственное исключение - это раздача хлеба, там она опережала всех, нагло совала морду, пыталась у Зухры вырвать кусок изо рта. Наташа за такое ее быстро проучила, Ибрагимыч тоже пару раз успел достать.

Но самым главным в этой команде, был, конечно, Тахир. Тахирушка к осени возмужал, обзавелся крепкими и закругленными рожками и стал проявлять характер. Подобно Ибрагимычу, не выносил разлуку с подругами, громко орал и звал их назад. Меня почти перестал дичиться, позволял себя гладить, таскать за уши и рога, но такая благосклонность была лишь ответом на кормежку с рук  самым большим куском хлеба.
Хлеб был ежедневным баловством, и сложился целый ритуал его раздачи.

Поначалу мы с Димоном долго мучилась, выводя Зухру, Фатиму и Тахира на пастбища, потому что идти своими ногами они отказывались наотрез, а таскать их на себе с каждой неделей становилось все тяжелее. Тахир просто падал на землю, когда его вели за ошейник, или упирался всеми четырьмя копытами в землю, когда его пытались тащить за рога. Тогда у Димона возникла идея по перемещению баранов.

Поскольку мы давно выяснили, что достаточно вывести барана, а Зухра и Фатима пойдут сами, то и полевые испытания проводились на Тахире. Достаточно было взять его за передние ноги и приподнять так, чтобы он задними ногами упирался в землю, а затем просто идти и вести его на задних ногах. Этот метод себя оправдал и остается актуальным до сих пор, а сейчас, учитывая размеры барана, еще и комичным. Вечером обратно барана тащить было не нужно, он сам рвался в сарай. С козлом этот номер не работал, учитывая размер рогов и строптивость. Приходилось хватать его за бороду и вести на пастбище.

К зиме сложилась уже устоявшаяся картина. Козлы и бараны имели раздельную жилплощадь: каждый жил в своём сарае. Козлы - большие индивидуалисты, чем бараны, и терпеть они могут только самих себя и никого больше, то и сарай им достался попросторней. Бараны же обитали в более стесненных обстоятельствах, можно сказать, в коммуналке, и были вынуждены делить пространство с товарищами петухами, курами и одной уткой. Так у баранов де-факто появились шумные соседи, которые постоянно орали и дрались. Бараны перенесли стоически соседство петухов. Более того, в тридцатиградусные морозы, открыв дверь сарая, я обнаружил двух петухов, мирно сидящих на спине Тахира и одного - на Зухре.

Пришло время рассказать о молодецкой забаве Тахира и Ибрагимыча, положившей начало их странной дружбы.

Закупленное на зиму сено я честно поделил между козлом и бараном - каждому по личному стожку. Мои рогатые красавцы были привязаны недалеко друг от друга. Увы, веревки были недостаточно коротки, поэтому баран и козел время от времени встречались на "нейтральной" территории, где и происходили  дуэли. Тахир атаковал первым. Хлебом не корми, а подраться Ибрагимычу подавай завсегда.

Первая встреча началась с обнюхивания и неожиданного броска Тахира. Ибрагимыч невозмутимо встретил выпад противника, нагнув голову и подставив свои рога против бараньих. Легких треск раздался во дворе. Первый раунд начался. После каждого столкновения бойцы сближали морды и обнюхивались, как бы спрашивая: «Ну ты как, нормально?» Затем Тахир брал разбег, несколько раз примерялся и шел в атаку.

Поскольку тактика нападения козла сильно отличается от бараньей, Ибрагимыч, явно проигрывал. Он вставал на дыбы и, наклонив голову на бок, наваливался на противника сверху, обрушивая на его голову всю свою козлиную мощь. Тахир, не дрогнув, принимал удар. Действия барана были более успешными: он брал короткий разбег и бил рогами противника. С тех пор они так и встречают друг друга каждое утро.

Так прошло боевое крещение Тахира. Овцы явно оценили его пыл и признавали своим вожаком.

Незаметно пролетел целый год моего хозяйствования в компании моих зверей и целого вороха забот. Зима 2013 года выдалась сложной, богатой событиями и ротацией кадров, что уже стало такой же традицией, как и осенние стройки. Зимой Фатима окотилась девочкой Юмой. Начало бараньему стаду было положено. Со временем скотины стало больше, да и хлопот прибавилось.

Но это уже другая история...