Нелирическое отступление
Карабаш - небольшой город на Южном Урале. Трудно остаться равнодушным, посетив его или даже просто объехав издалека высокие трубы Карабашского медеплавильного комбината по автотрассе, через выжженную и изъеденную кислотой землю, мимо мертвых гор, лишенных всякой растительности, вдоль высоченных черных шламоотвалов, нависающих над дорогой вдоль желтых берегов реки Сак-Елга. Смотреть на это не всегда легко, но это стоит увидеть!
Увиденное – заставило написать эту грустную сказку…
Случилось это в те давние-давние времена, когда жили на Земле лишь богатыри и волшебники. В большой и дружной семье богатыря Урала случилось пополнение – дочка родилась. Говорила она или смеялась – словно вода на перекате журчала. Так и назвали девочку Елга, что значит – Река.
Баловал старик Урал Елгу: и самоцветами платье украшал, и золотом-серебром косу заплетал. А доченька-то не больно хвалилась этими подарками, походит денёк-другой, да в сундучок-загашничек и спрячет. Посмеивался отец над ней:
-Ох, бережливая, ты моя.
Так и добавилось к имени девушки новое имя Сак – бережливая. Так и стали звать её Сак-Елга.
Много ли, мало ли времени прошло, а пора настала и заневестилась Сак-Елга. Расцвела её красота от того, наверное, что любила Сак-Елга встречать зорьку на самой высокой горе, чтобы умыться первыми солнечными лучами. Каждому любо-дорого было посмотреть на нее – станом стройная, гибкая как осинка; коса золотистая ниже пояса спускается, алой лентой переплетенная; глаза, словно два сапфира синих горят на румяном лице. И характером девушка многим по душе была – кроткая, неперечливая, к старшим - уважительная, с равными – добрая, улыбчивая.
Стали женихи в дом захаживать, сватать, да всё без толку!
- Не могу я без любви замуж идти, - отвечала гостям-сватам Сак-Елга, - спокойно пока моё сердечко.
А Урал и не неволил дочку.
Однажды на весенней заре, когда ночь с утром встречается да росой умывается, повстречала Сак-Елга богатыря Миасса, и всколыхнулось девичье сердечко ему навстречу. Полюбились Миасс и Сак-Елга, красивая пара из них получилась. Радовался отец Урал счастью дочери.
А была в тех краях ведунья-колдунья, злая как сто волков. Такая злющая, что даже имени её никто не помнил, а звали её Усал-хатынкыз, что значит - злая женщина. Хотела она сына своего женить на красавице Сак-Елге. Да, кто ж добровольно пойдет за такого! Сын колдуньи был толстый да лицом чёрный, так и звали его Карабаш – чёрная голова. Прознала Усал-хатынкыз, что Сак-Елга за богатыря Миасса замуж выходит, и решила извести красавицу. Травы ядовитые лунной ночью собрала, на ярком солнце высушила их да в порошок потом истолкла, со словами злого проклятья смешивая.
А во время свадебного шествия порошком этим обсыпала красавицу Сак-Елгу. Как только ядовитая пыль коснулась девушки, стала она на глазах сохнуть и желтеть, а золото-серебро да самоцветы её наряда всё как есть, в железо ржавое обернулось. И стало вместо красавицы – желтое чудовище. Увидел такое жених Миасс, закричал от ужаса да прочь убежал,(слышали люди потом – недолго горевал, на известной красавице Исети женился).
А бедная Сак-Елга заплакала горше-горького, да так слезами в реку и истекла.
Рассердился Урал, видя, что с его любимой дочерью сделали, схватил колдунью да в ядовитые воды реки, что вместо дочери потекла, бросил. Захлебнулась Усал-хатынкыз. А сын её остолбенел и в гору чёрную превратился.
Так и стоит теперь гора Карабаш, а рядом чуть живая несёт свои ядовитые желтые воды речка Сак-Елга, которую и речкой-то назвать страшно…