Ревнивый муж

Кудряшов Николай
Тянется тоненькая извилистая тропинка к небольшому и невыразительному селу Бедарево затерянному в сельских глубинках Любимского района Ярославской области.
Немногим более полувека назад село было большим и знаменито своим величественным храмом построенном в 1762 году в честь Ильи Пророка на средства местного помещика капитана Ивана Григорьевича Бедарева. Это на самом деле очень красивое архитектурное строение. Каменное с тремя престолами: во имя Ильи Пророка; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя святого , чудотворца. Храм долгое время был центром духовной и культурной жизни для местной округи. До революции 1917 года при приходе храма была открыта начальная школа, продолжившая свою работу и в советское время.
Однако сейчас остались от храма одни только стены с едва проглядывающими кое-где фресками, сохранившими вековую краску и былую красоту. Сам храм стоит на холмистой возвышенности и виден издалека. Рядом в полуразрушенном виде вздымается вверх многоярусная колокольня, как рассказывали жители округи, звон колоколов был слышен за много вёрст. Рядом с холмом находится местное кладбище, за два с половиной столетия много народу обрело здесь своё последнее пристанище.
Самое ранее утро. Солнце ещё не пробилось своими лучами сквозь серые пушистые облака. Утренняя прохлада приятно обжигает, а спустившаяся на землю роса наполнила воздух сильным и неповторимым ароматом свежескошенного поля и еле заметного запаха хвои близстоящего непроходимой стеной, угрюмого и пугающего свой темнотой в столь ранний час леса.
По сельской дороге запинаясь, нога за ногу и никуда не торопясь возвращаются с вечернего гуляния парень и девушка. Ему шестнадцать ей пятнадцать. Они ещё молоды и полны надежд на своё ещё неопределённое будущее. Однако вряд ли их волновали такие вопросы, скорее их полностью захватило настоящее, а всё остальное осталось где-то очень далеко. Ведь вполне вероятно это была их первая прогулка под ночными звёздами, первая встреча наступающего нового дня. Для них было всё ново и всё в первый раз.
Вдруг неожиданно указывая рукой на виднеющийся в утренней дымке пруд, Инна вскрикнула: "Смотри барыня вышла на прогулку".
Олег, вглядываясь в указанное место, только бестолково хлопал глазами.
- Ты это о чем? С тобой все в порядке? - спросил недоуменный Олег.
- Смотри лучше, видишь, над прудом поднимается туман и вон одно облачко на середине пруда возвышается. На что по твоему оно похоже? - ответила вопросом на вопрос Инна.
Ещё раз, вглядевшись, Олег, заметил, что дымчатое туманное облачко имеет расплывающееся с трудом различимое очертание человека.
- Да! При некоторой фантазии в этом облачке можно заметить небольшое напоминание об образе человека. А причём здесь барыня на прогулке?
- Как причем? Ты что ничего не слышал разве о бедаревской барыне? У нас в округе историю о ней с детства рассказывают вместо сказки, - отпарировала сарказм Олега Инна.
Справедливости ради надо уточнить, что Олег не был местным жителем и приезжал в деревню только летом недели на три и то не каждый год. Так что незнание местной легенды о барыне ему простительно.
- Расскажи пожалуйста, - попросил кавалер свою юную даму.
В этот момент они как раз оказались у самого пруда. Олег кинул свой пиджак на лежащее бревно, и нежно обняв свою подругу, усадил рядом с собой.
- Ну что ж слушай. Расскажу, как рассказывала мне моя бабушка. В разных домах некоторые детали легенды немного отличаются, но в целом суть одна и та же.
"XIX век. Село Бедарево довольно заметный в уезде населенный пункт, в большие церковные праздники сюда стекается со всей округи до нескольких тысяч человек. Даже из Костромы приезжают.
Этим селом тогда владели дворяне Бедаревы. А если точнее два двоюродных брата, оба были военными. Один из них штабс-капитан владел родовым домом, где как раз и находилась церковь, а ещё был рядом с кладбищем прекрасный сад, где помимо яблонь и вишни росли огромные и могучие пихты. Другой был в чине подпоручика и владел менее заметной стороной села. Оба барина в силу военной службы редко бывали в своём имении, но когда указывались в селе, то часто устраивали беседы для местных дворян. В одну из таких вечеринок в гостях у них оказались две сёстры из соседней деревни Андрониково. Эта деревня была имением их отца. Сёстры были необычайно красивы и умны, поэтому неудивительно, что оба брата стали проявлять к ним пристальный интерес. Штабс-капитан, как только увидел одну из сестёр, старшую Наталью влюбился в неё полностью всей душой, старался выполнять любые её капризы и пожелания. Ответ Натальи был взаимен. Она также с первого взгляда полюбила штабс-капитана.
В дальнейшем в селе все чаще стали проходить дворянские вечеринки с обязательным присутствием сестёр. Взаимность отношений Натальи и штабс-капитана всех порожала и надо сказать многие в тайне завидовали их взаимной любви. Не прошло и года как эта пара объявила о своём венчании. Их свадьба была откровением для многих влюблённых и примером взаимоотношений.
Жених проложил от своего имения до дома невесты дорогу из наката брёвен. Дорога вилась среди глухого леса целых четыре километра. В день венчания к дому невеста прибыла карета, обитая зелёным бархатом. В селе на венчание как никогда было много народа. Вся знать уезда собралась здесь для поздравлений.
Два года жили молодые в любви и счастье, казалось, ничто не могло разрушить их любовь. А родившийся сын ещё больше укрепил их любовь.
Однако чем чаще штабс-капитану приходилось по службе отлучаться из имения, тем больше росла его ревность. Такая черта была быстро замечена некоторыми знакомыми из окружения четы, в тайне завидовавшими их счастливой любви.
И однажды случилась беда. Вернувшись в своё имение, штабс-капитан как обычно собрал у себя знакомых землевладельцев. Несколько раньше вернулся со службы его двоюродной брат и видимо, от нечего делать навестил жену своего брата. Захмелев от выпитого за столом алкоголя, стал приставать к Наталье, но получил жёсткий и однозначный ответ. Однако, незаметно для хозяйки дома украл золотой кулон из находившейся на комоде шкатулки. Пропажа не была замечена, и возможно всё бы прошло нормально, если бы не вечеринка собранная приехавшим мужем Натальи. Когда уже многие гости разъехались, захмелевшие братья оказались вдвоём и мирно беседовали. Когда штабс-капитан спросил своего младшего двоюродного брата, когда же он жениться, то в ответ услышал пьяную браваду брата о том, что тому ещё рано жениться, так как он пользуется успехом у женщин, в том числе и у любимой жены своего собеседника. Штабс-капитан потребовал объяснений и в ответ получил доказательство от брата в виде кулона якобы подаренного ему женой штабс-капитана и подтверждавший, что она ему неверна.
Дуэль между братьями произошла сразу, и младший из двоюродных братьев был убит. Однако, штабс-капитан этим свою ярость и ревность не утолил. Когда страсти немного улеглись, штабс-капитан предложил своей жене прогуляться в предрассветных сумерках.
Ночь уже заканчивала своё властвование над землёй, изредка слышался свист птиц. Земля готовилась к появлению первых солнечных лучей.
Остановившаяся рядом с прудом пара пребывала в молчании. Каждого из них тяготило предчувствие беды.
Наталья с печальными глазами уже прощалась молча с мужем, прекрасно понимая, что убийство на дуэли повлечет арест ещё мужа и отсылку его в какую-нибудь воинскую часть к черту на кулички, а точнее в Сибирь или Север. Она уже просчитывала варианты как придётся одной воспитывать сына.
Штабс-капитан также выглядел озадаченным однако мысли его были далеки от предстоящей ссылки и годовалом сыне. Все его мысли зациклились только на жажде узнать правду о уклоне и верности жёны.
Обняв Наталью он достав кулон спокойным голосом спросил:
- Расскажи как этот кулон попал к моему брату?
Наталья была шокирована и не знала что ответить. Кулон, который она хранила в шкатулке, который был ей дорог как память об их яркой любви, сейчас находился на ладони мужа. Пристальный взгляд, которого требовал ответа.
- Я его никому не давала.  Я клянусь!
Но затуманенный ревностью разум мужа уже не воспринимал ничего, кроме жажды удовлетворения собственного самолюбия уязвленного мыслю о неверности жены.
Руки штабс-капитана судорожно дернулись к шее Наталии и сдавили её одновременно опрокидывая ее тело в воду. Затем словно осознав свои действия штабс-капитан разжал руки, но Наталья уже была мертва. Схватив руками свою голову ревнивый муж во все горло издал какой-то нечленораздельный крик, а затем долго сидел в молчании на берегу пруда. Осознав все что натворил штабс-капитан медленно достал свой пистолет и приставив к виску без колебаний выстрелил.
Когда улеглись все хлопоты связанные с похоронами неизбежно встал вопрос: С кем будет жить оставшийся малыш?
Неожиданно для всех младшая сестра Наталии непросто изъявила желание оставить и воспитать ребенка, но и жестко высказавшись в адрес всех Бедаревых? дала понять, что не позволит никому отнять его у себя.
Для многочисленных родственников горе-мужа такой выход оказался наилучшим вариантом. Оставив сестру погибшей матери попечителем, они разъехались и в дальнейшем уже никто из Бедаревых в одноименном селе не появлялся.
Через несколько лет село отошло во владение попечительницы, а воспитываемый ей ребёнок, получив прекрасное образование в Париже, стал дипломатом и служил в российском диппредставительстве во Франции".

Небольшое послесловие к данному рассказу кажется необходимым в силу того что для автора пытавшегося разобраться с этой историей на основе исторических источников остались непонятными несколько моментов:
Время действия. По одним данным конец XVIII века – тогда как раз упоминалась Наталья жена штабс-капитана Бедарева - как скоропостижно скончавшаяся. Однако нет никаких сведений об имеющихся детях.
По другим данным вторая-третья четверть XIX века. В 1861 году село Бедарево отошло к Александре Вербицкой. О том, что она могла быть мачехой оставшегося младенца, косвенно говорят сведения о кончине Савелия Бедарева и оставшемся без матери младенце Николае (эти данные касаются 1835 – 1838 гг.).
А вполне может быть вероятным и слияние двух событий в одно проходивших в разное время.